Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организации и состояния налогообложения доходов населения в Украине и путей их совершенствования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
более подробно изучить сущность налогов; проанализировать основные функции налогов и их влияние на финансовую систему государства; изучить основы налоговой системы в Украине и ее нормативно-правовое обеспечение; исследовать основные виды налогов, взимаемых с доходов населения, базу их налогообложения и дифференциацию ставок; проанализировать роль данных налогов в формировании бюджета АРК и государственного бюджета; определить основные проблемы и приоритетные направления их решения.
2. Минимальная заработная
плата - официально устанавливаемый
государством минимальный
3. Средняя заработная
плата - макроэкономический показатель,
вычисляемый как среднее
Из вышеуказанных данных следует, что в 2012 году по всем 3-м макроэкономическим показателям можно наблюдать существенный рост. Следовательно, благодаря увеличению средней и минимальной заработной платы произошло увеличение НДФЛ, который является одним из основных источников поступлений в доходную часть бюджета. Объясняется рост налогов с доходов населения и расширением налогооблагаемой базы, а именно выходом заработной платы из тени, что произошло вследствие ужесточенного контроля со стороны налоговой службы и увеличением штрафов. Если до 2011 года штраф за каждого не оформленного официально сотрудника компании составлял максимум 850 гривен, то в настоящее время новый законопроект предусматривает штраф в 40 раз больше - 34 тысячи гривен, штраф за невыполнение трудового законодательства по поводу соответствия минимальной заработной платы прожиточному минимуму составляет 12000 грн.
Рассмотрим соотношение налогов с доходов населения к совокупным доходам бюджета Украины.
Таблица 1.2
Динамика поступлений налогов с доходов физических лиц в государственный бюджет за 2011 – 2013 гг.
2011 |
2012 |
2013 |
2012/2011 (%) |
2013/2012 (%) | |
Общая сумма доходов |
303875487,7 |
373960236,2 |
362830144,1 |
123,1 |
97,0 |
100% |
100% |
100% | |||
Налоговые поступления |
28276924,7 |
34037885,6 |
20601907,8 |
120,4 |
60,5 |
9,3% |
9,1% |
5,7% |
Источник: Бюджет Украины на 2011 - 2013 год (тыс. грн.)
Как видим в нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже.
Такая ситуация
свойственна экономике
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Рис. 1.1 Динамика поступлений налогов с доходов физических лиц в государственный бюджет за 2011 – 2013 гг. (тыс. грн.).
Источник: таблица 1.2
Анализ налоговых поступлений
с доходов населения в
- ориентация налогообложения
доходов населения на
- высокое налоговое давление на население, которое имеет низкий уровень дохода;
- низкий уровень налоговой культуры;
- хаотическое использование зарубежного опыта;
- уклонение от уплаты налогов.
Поэтому разработка основных
направлений налогообложения
Таким образом, для решения данных направлений необходима комплексная реализация приемов, одним из которых является теоретическое и практическое исследование налоговых отношений с учетом современного состояния национальной экономики. Это позволит правильно применять зарубежный опыт при осуществлении налоговой реформы в Украине.
Следующим приемом является внедрение не облагаемого налогом минимума доходов, равного прожиточному минимуму. При этом уменьшится налоговое давление на население, а доходы бюджета компенсируются за счет роста потребления товаров и услуг, включающих НДС и акциз.
Для того чтобы решить проблему уклонения от уплаты налогов необходимо создать такие условия для населения, при которых скрывать объекты налогообложения будет невыгодно. Одним из методов борьбы по данному вопросу является контроль работников налоговых органов за полнотой и своевременностью выполнения физическими лицами своих налоговых обязательств.
В целях обеспечения контроля над доходами и расходами населения налоговые системы зарубежных стран обеспечили взаимосвязанность налогов, тогда как в Украине налоги с населения существуют как бы отдельно друг от друга, что особенно наглядно видно на примере учета плательщиков налога на доходы физических лиц и имущественных налогов. Плательщики налога на доходы физических лиц учитываются по месту постоянного проживания, а имущественных налогов – по месту нахождения имущества. В результате, оказалось сложно учесть получаемые гражданами доходы и выявить нарушения налогового законодательства в случаях заключения мнимых сделок с целью ухода от налогообложения.
Изменения также должны
коснуться механизма сбора и
распределения налога на
Реализация данных приемов с учетом вышеназванных направлений позволит изменить налоговую политику государства, которая поспособствует росту инвестиционной активности, увеличит мотивацию роста прибыли, позволит отказаться от теневой хозяйственной деятельности.
Выводы по разделу 2
Налогообложение доходов населения является одним из главных источников доходной части местных бюджетов и приоритетным источником доходной части государственного бюджета. В Украине основными налогами с доходов населения являются: налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, сбор за первую регистрацию транспортного средства, акциз, пошлина, налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка и плата за землю.
В Автономной республике Крым доля поступлений данных налогов в бюджет за 2011 – 2013 гг. составила 30%, 37% и 39%. соответственно. Рост налогов в 2012 году обусловливается изменениями макроэкономических показателей, таких как: минимальная заработная плата (увеличилась на 9%), средняя заработная плата (увеличилась на 18%), уровень инфляции и др. Объясняется рост налогов с доходов населения и расширением налогооблагаемой базы, а именно выходом заработной платы из тени, что произошло вследствие ужесточенного контроля со стороны налоговой службы и увеличением штрафов в несколько десятков раз.
Доля данных налогов в государственном бюджете более скромную позицию (в среднем 8%), так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже, тормозят поступления в бюджет и такие проблемы, как: ориентация налогообложения доходов на выполнение преимущественно фискальной функции; высокое налоговое давление на население, которое имеет низкий уровень дохода; низкий уровень налоговой культуры; хаотическое использование зарубежного опыта; уклонение от уплаты налогов.
Для разрешения вышеуказанных проблем необходимо предпринять следующие меры: исследовать налоговые отношения в Украине; внедрить не облагаемый налогом минимум доходов равный прожиточному; повысить контроль работников налоговых органов; изменить механизм сбора и распределения налога на доходы физических лиц.
Заключение
Налоги - это обязательные платежи, изымаемые государством с организаций и физических лиц для содержания финансовых структур и для исполнения ними функций государства.
В экономической системе государства налоги играют важную роль, которая определяется их основными функциями: распределительной, фискальной, регулирующей и стимулирующей. Посредством данных функций в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли, стимулируется технический прогресс, достигается политика государства.
С термином налоги тесно
связано понятие «налоговая система».
Налоговая система – это
Действующая в Украине
система налогообложения
Налогообложение доходов населения является одним из главных источников доходной части местных бюджетов и приоритетным источником доходной части государственного бюджета. В Украине основными налогами с доходов населения являются: налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, сбор за первую регистрацию транспортного средства, акциз, налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка и плата за землю.
В Автономной республике Крым доля поступлений данных налогов в бюджет за 2011 – 2013 гг. составила 11,64%, 15,08% и 13,01% соответственно. Рост налогов в 2012 году обусловливается изменениями макроэкономических показателей, таких как: минимальная заработная плата (увеличилась на 9%), средняя заработная плата (увеличилась на 18%), уровень инфляции и др. Объясняется рост налогов с доходов населения и расширением налогооблагаемой базы, а именно выходом заработной платы из тени, что произошло вследствие ужесточенного контроля со стороны налоговой службы и увеличением штрафов в несколько десятков раз.
Доля данных налогов в государственном бюджете более скромную позицию (в среднем 8%), так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже, тормозят поступления в бюджет и такие проблемы, как: ориентация налогообложения доходов на выполнение преимущественно фискальной функции; высокое налоговое давление на население, которое имеет низкий уровень дохода; низкий уровень налоговой культуры; хаотическое использование зарубежного опыта; уклонение от уплаты налогов.
Для разрешения вышеуказанных проблем необходимо предпринять следующие меры: исследовать налоговые отношения в Украине; внедрить не облагаемый налогом минимум доходов равный прожиточному; повысить контроль работников налоговых органов; изменить механизм сбора и распределения налога на доходы физических лиц.
Список использованных источников
Информация о работе Анализ налогообложения доходов населения Украины