Анализ налогообложения доходов населения Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование организации и состояния налогообложения доходов населения в Украине и путей их совершенствования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
более подробно изучить сущность налогов; проанализировать основные функции налогов и их влияние на финансовую систему государства; изучить основы налоговой системы в Украине и ее нормативно-правовое обеспечение; исследовать основные виды налогов, взимаемых с доходов населения, базу их налогообложения и дифференциацию ставок; проанализировать роль данных налогов в формировании бюджета АРК и государственного бюджета; определить основные проблемы и приоритетные направления их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саенко.docx

— 72.00 Кб (Скачать файл)

2. Минимальная заработная  плата - официально устанавливаемый  государством минимальный уровень  оплаты труда на предприятиях  любой формы собственности в  виде наименьшей месячной ставки  или почасовой оплаты. Заработная  плата призвана  устранить   нищету  и обеспечить  всем  занятым  приемлемый  в  данном  обществе  уровень  жизни.  Но одновременно  она,  как  и  всякое  мероприятие,  связанное  с  административным вмешательством  в  рыночный  механизм,  приводит  к  отрицательным последствиям, порождая безработицу среди неквалифицированных работников, в первую очередь молодежи, нацменьшинств. Так в 2011 году ее размер колебался на протяжении года в размерах от  941,00 -1004,00 грн.; в 2012 г.- от 1017- 1096 грн.; в 2013г. установлена в сумме равной  1147 грн.

3.  Средняя заработная  плата - макроэкономический показатель, вычисляемый как среднее арифметическое  значение заработных плат определенной  группы работников. Рассчитывается, исходя из фонда оплаты труда  работников (включая оплату труда  совместителей), премий, надбавок, вознаграждений  по итогам работы за год  и одноразовых поощрений. На 1 января в 2011 году средняя заработная  плата составила 2297 грн, в 2012 -. 2722 грн, а в 2013 году - 3000 грн.

Из вышеуказанных данных следует, что в 2012 году по всем 3-м  макроэкономическим показателям можно  наблюдать существенный рост. Следовательно, благодаря увеличению средней и  минимальной заработной платы произошло  увеличение НДФЛ, который является одним из основных источников поступлений  в доходную часть бюджета. Объясняется рост налогов с доходов населения и расширением налогооблагаемой базы, а именно выходом заработной платы из тени, что произошло вследствие ужесточенного контроля со стороны налоговой службы и увеличением штрафов. Если до 2011 года штраф за каждого не оформленного официально сотрудника компании составлял максимум 850 гривен, то в настоящее время новый законопроект предусматривает штраф в 40 раз больше - 34 тысячи гривен, штраф за невыполнение трудового законодательства по поводу соответствия минимальной заработной платы прожиточному минимуму составляет 12000 грн.

Рассмотрим соотношение  налогов с доходов населения к совокупным доходам бюджета Украины.

Таблица 1.2

Динамика поступлений  налогов с доходов физических лиц в государственный бюджет  за 2011 – 2013 гг.

 

2011

2012

2013

2012/2011

(%)

2013/2012

(%)

Общая сумма доходов

303875487,7

373960236,2

362830144,1

123,1

97,0

100%

100%

100%

Налоговые поступления

28276924,7

34037885,6

20601907,8

120,4

60,5

9,3%

9,1%

5,7%


 

Источник: Бюджет Украины на 2011 - 2013 год (тыс. грн.)

 

Как видим в нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже.

     Такая ситуация  свойственна экономике  переходного  периода. Чтобы, с одной   стороны, стимулировать рост производства  и потребления, а с другой  —  упростить налоговую систему   и тем самым снизить склонность  налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств.

 

  

2011 г.                        2012 г.                            2013 г.

Рис. 1.1 Динамика поступлений  налогов с доходов физических лиц в государственный бюджет  за 2011 – 2013 гг. (тыс. грн.).

Источник: таблица 1.2

Анализ налоговых поступлений  с доходов населения в государственный  бюджет Украины за 2011-2013 гг. и анализ макроэкономических показателей показал, что в данное время в нашей стране отсутствует такой налоговый режим, который бы гарантировал сбор налогов достаточных для финансирования государственных расходов и обеспечил условия для экономического роста. Решению данного вопроса мешает ряд причин:

- ориентация налогообложения  доходов населения на выполнение  преимущественно фискальной функции;

- высокое налоговое давление  на население, которое имеет  низкий уровень дохода;

- низкий уровень налоговой  культуры;

- хаотическое использование  зарубежного опыта;

- уклонение от уплаты  налогов.

Поэтому разработка основных направлений налогообложения доходов  населения представляет собой важную проблему. Отечественные ученые выделяют такие стратегические направления: увеличение объемов продукции и услуг, необходимых населению; защита прав населения; оптимизация прямого налогообложения доходов населения в рамках проведения налоговой реформы.

Таким образом, для решения  данных направлений необходима комплексная  реализация приемов, одним из которых  является теоретическое и практическое исследование налоговых отношений с учетом современного состояния национальной экономики. Это позволит правильно применять зарубежный опыт при осуществлении налоговой реформы в Украине.

Следующим приемом является внедрение не облагаемого налогом  минимума доходов, равного прожиточному минимуму. При этом уменьшится налоговое давление на население, а доходы бюджета компенсируются за счет роста потребления товаров и услуг, включающих НДС и акциз.

Для того чтобы решить проблему уклонения от уплаты налогов необходимо создать такие условия для населения, при которых скрывать объекты налогообложения будет невыгодно. Одним из методов борьбы по данному вопросу является контроль работников налоговых органов за полнотой и своевременностью выполнения физическими лицами своих налоговых обязательств.

В целях обеспечения контроля над доходами и расходами населения налоговые системы зарубежных стран обеспечили взаимосвязанность налогов, тогда как в Украине налоги с населения существуют как бы отдельно друг от друга, что особенно наглядно видно на примере учета плательщиков налога на доходы физических лиц и имущественных налогов. Плательщики налога на доходы физических лиц учитываются по месту постоянного проживания, а имущественных налогов – по месту нахождения имущества. В результате, оказалось сложно учесть получаемые гражданами доходы и выявить нарушения налогового законодательства в случаях заключения мнимых сделок с целью ухода от налогообложения.

 Изменения также должны  коснуться механизма сбора и  распределения налога на доходы  физических лиц.  Данный налог   необходимо перечислять в бюджеты  населенных пунктов, где проживают  работники, а не в бюджеты городов, где они трудятся. То есть, необходимо распределять налог по месту жительства, а не работы налогоплательщика, как это происходит в настоящее время, так как возникает ситуация, когда бюджетные услуги ему предоставляет один регион, а налоговые обязательства перечисляются другому.

Реализация данных приемов  с учетом вышеназванных направлений  позволит изменить налоговую политику государства, которая поспособствует росту инвестиционной активности, увеличит мотивацию роста прибыли, позволит отказаться от теневой хозяйственной  деятельности.

 

 

Выводы по разделу 2

Налогообложение доходов населения является  одним из главных источников доходной части местных бюджетов и приоритетным источником доходной части государственного бюджета. В Украине основными налогами с доходов населения являются: налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, сбор за первую регистрацию транспортного средства, акциз, пошлина, налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка и плата за землю.

В Автономной республике Крым доля поступлений данных налогов в бюджет за 2011 – 2013 гг. составила 30%, 37% и 39%. соответственно. Рост налогов в 2012 году обусловливается изменениями макроэкономических показателей, таких как: минимальная заработная плата (увеличилась на 9%), средняя заработная плата (увеличилась на 18%), уровень инфляции и др. Объясняется рост налогов с доходов населения и расширением налогооблагаемой базы, а именно выходом заработной платы из тени, что произошло вследствие ужесточенного контроля со стороны налоговой службы и увеличением штрафов в несколько десятков раз.

Доля данных налогов в  государственном бюджете более  скромную позицию (в среднем 8%), так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов  или ниже, тормозят поступления в бюджет и такие проблемы, как: ориентация налогообложения доходов на выполнение преимущественно фискальной функции; высокое налоговое давление на население, которое имеет низкий уровень дохода; низкий уровень налоговой культуры; хаотическое использование зарубежного опыта; уклонение от уплаты налогов.

Для разрешения вышеуказанных  проблем необходимо предпринять  следующие меры: исследовать налоговые отношения в Украине; внедрить не облагаемый налогом минимум доходов равный прожиточному; повысить контроль работников налоговых органов; изменить механизм сбора и распределения налога на доходы физических лиц.

Заключение

Налоги - это обязательные платежи, изымаемые государством с организаций и физических лиц для содержания финансовых структур и для исполнения ними функций государства.

В экономической системе государства налоги играют важную роль, которая определяется их основными функциями: распределительной, фискальной, регулирующей и стимулирующей. Посредством данных функций в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли, стимулируется технический прогресс, достигается политика государства.

С термином налоги тесно  связано понятие «налоговая система». Налоговая система – это совокупность установленных в государстве  налогов, которые взаимосвязаны, органично  дополняют друг - друга, не противоречат системе в целом и другим ее элементам.Главная цель налоговой системы – мобилизация налоговых платежей и формирование на этой основе доходной части бюджета. В связи с этим, налоги - это всегда компромисс между потребностями бюджета и возможностями населения.

Действующая в Украине  система налогообложения состоит  из двух направлений:  «предпринимательские структуры» и «население». Наиболее важными  налогами, взимаемыми с населения, являются: земельный, транспортный, налог на имущество  акциз и налог на добавленную стоимость. Регулируется налогообложение физических лиц с помощью конституции Украины (от  28.06.1996 № 254к/96-ВР с изменениями, внесенными от 12.04.2012); Налогового кодекса (от 02.12.2010 № 2755-VI с текущей редакцией от 01.04.2013); международных договоров по вопросам налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании Налогового Кодекса; решений Верховного Совета Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

Налогообложение доходов населения является  одним из главных источников доходной части местных бюджетов и приоритетным источником доходной части государственного бюджета. В Украине основными налогами с доходов населения являются: налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, сбор за первую регистрацию транспортного средства, акциз, налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка и плата за землю.

В Автономной республике Крым доля поступлений данных налогов  в бюджет за 2011 – 2013 гг. составила  11,64%, 15,08% и 13,01% соответственно. Рост налогов в 2012 году обусловливается изменениями макроэкономических показателей, таких как: минимальная заработная плата (увеличилась на 9%), средняя заработная плата (увеличилась на 18%), уровень инфляции и др. Объясняется рост налогов с доходов населения и расширением налогооблагаемой базы, а именно выходом заработной платы из тени, что произошло вследствие ужесточенного контроля со стороны налоговой службы и увеличением штрафов в несколько десятков раз.

Доля данных налогов в  государственном бюджете более  скромную позицию (в среднем 8%), так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов  или ниже, тормозят поступления в бюджет и такие проблемы, как: ориентация налогообложения доходов на выполнение преимущественно фискальной функции; высокое налоговое давление на население, которое имеет низкий уровень дохода; низкий уровень налоговой культуры; хаотическое использование зарубежного опыта; уклонение от уплаты налогов.

Для разрешения вышеуказанных  проблем необходимо предпринять  следующие меры: исследовать налоговые отношения в Украине; внедрить не облагаемый налогом минимум доходов равный прожиточному; повысить контроль работников налоговых органов; изменить механизм сбора и распределения налога на доходы физических лиц.

 

Список использованных источников

  1. Конституция Украины от  28.06.1996 № 254к/96-ВР - Ведомости Верховной Рады, №  30 .- ст. 141. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/254к/96-вр
  2. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2755-17
  3. Закон Украины «Про Государственный бюджет Украины» на 2011 г. от 23.12.2010 № 2857-VI - Ведомости Верховной Рады, 2011, N 7-8
  4. Закон Украины «Про Государственный бюджет Украины» на 2012 г. от 22.12.2011 № 4282-VI - Ведомости Верховной Рады, 2012, № 34-35
  5. Закон Украины «Про Государственный бюджет Украины» на 2012 г. от 06.12.2012 № 5515-VI - Ведомости Верховной Рады, 2013, № 5-6
  6. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым «О бюджете Автономной Республики Крым» на 2011 г. от 28.12.2010 № 173-6/10
  7. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым «О бюджете Автономной Республики Крым» на 2012 г. от 28.12.2011 № 662-6/11
  8. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым «О бюджете Автономной Республики Крым» на 2013 г. от 26.12.2012 № 1075-6/12
  9. Бедь В.В., Когут Ю.М.Финансы нуч.-метод. Пособие для самостоятельного изучения дисциплины.-К.: МАУП; Ужгород: ЗИ им. Волошина, 2004. – 168 с.
  10. Бункина М. К., Семенов А. М., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 512 с.
  11. Буряковский В.В.  Налоги: Учебное пособие /Сост. Кармазин В.Я, Каламбет С.В.,  Водолавская О.А. - Днепропетровск, 1998
  12. Василик О.Д. Теория финансов: Учебник. - К.: НІОС. - 2000. - 416 с.
  13. Василик О.Д., Павлюк К.В. Государственные финансы Украины. – К.: НІОС, 2002.
  14. Венгер В.В. Финансы: учеб. пособие. [ для студ. высш. учеб. завед.] / В. В. Венгер. – К.: центр учебной литературы, 2009. – 432 с.
  15. Гридчина М. В., Тропина В. Б., Вдовиченко Н. И., Калина А. В. Налоговая система Украины: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – К.: МАУП, 2003. – 144 с.
  16. Карлин М.И. Финансовая система Украины: Учеб. пособие. – К.: Знання, 2007. – 324 с.
  17. Кудряшов В.П. Курс финансов: Учеб. пособие. – К.: Знання, 2008. – 431 с.
  18. Литвиненко Я. В. Налоговая политика: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2003. – 224 с.
  19. Лондар С.Л., Тимошенко О.В.Финансы. Научное пособие.- Винница: Новая книга, 2009. – 384 с.
  20. Маглаперидзе А. С., Храпкина В. В. Налоговый менеджмент: Учеб. пособие. – К.: Центр учебной литературы, 2008. – 328 с.
  21. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику [ текст ] : учеб. Пособие /  Т.Ю.Матвеева; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. 5-е изд., испр. – М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511, [1] c.
  22. Налоговая система: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. зав.; Под ред. И.О. Лютого. – К.: Центр учебной литературы, 2009. – 456 с.
  23. Опарин В. М. Финансы (общая теория): Учеб. пособие – К.: КНЭУ, 1999. – 164с.
  24. Тютенко Н.В. Теория финансов: Опорный конспект лекций. – Н.: Ортэн. – 2005. – 68 с.
  25. Уразов А. У. Основы экономической теории: Учеб. пособ. / А. У. Уразов, П. В. Маслак, И. В. Саух. – К.: МАУП, 2005. – 328 с.

Информация о работе Анализ налогообложения доходов населения Украины