Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа
К настоящему времени в России сформировалась экономическая система, основанная на рыночных отношениях, для управления которой потребовались качественные изменения во всех без исключения областях экономической деятельности, в том числе в бухгалтерском учете и аудите. Последнее десятилетие характеризуется частыми корректировками налогового законодательства, внесением изменений в изначально принятые налоговые законы, созданием для налогоплательщиков области повышенного риска при ведении финансово-хозяйственной деятельности.
Введение 4
1 Теоретические основы аудита расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 6
Нормативная база аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на
прибыль 6
Цель, задачи аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на
прибыль 8
1.3 Экономическая сущность налога на прибыль 9
1.4 Аудиторские услуги в деятельности организаций 13
1.5 Составление плана и программы аудита 17
Методика и технология аудита расчетов с бюджетом по налогу на
прибыль в ООО «Магазин №4» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Магазин №4» 21
2.2 Подготовка и планирование аудиторской проверки расчетов с
бюджетом по налогу на прибыль в ООО «Магазин №4» 28
2.3 Технология аудиторской проверки расчетов с бюджетом в ООО
«Магазин №4» 32
2.4 Аудиторские процедуры проверки учетной политики в части уплачиваемых налогов 36
2.5 Проверка правильности формирования налогооблагаемой базы 38
2.6 Оценка правильности расчета налоговых обязательств и отражения в учете 40
2.7 Проверка правильности составления и своевременности сдачи деклараций 42
2.8 Проверка правильности и своевременности уплаты налогов. Заключение аудитора 44
Заключение 47
Список использованной литературы
2.3 Технология аудиторской проверки расчетов бюджетом в ООО «Магазин №4»
Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства».
При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:
• инспектирование;
• наблюдение;
• пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);
• аналитические процедуры.
Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам /9, с. 355/.
Пересчет, как правило,
осуществляется выборочно. При проведении
аудиторской выборки
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Далее рассмотрим общие виды аудиторских процедур проведения проверки по видам налогов, что считается приемлемым, так как часть процедур совпадает при проверке всех видов налогов и сборов.
Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.
В ходе проверки аудитор расчетов по налогу на прибыль применяет следующие процедуры:
- сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данными главной книги;
- подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на прибыль проверку остатков;
- анализ расчета налога
на прибыль, сделанного
- обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога.
- пересчет и проверку
правильности подсчетов по
- сверку авансов по
налогу на прибыль по
В ходе аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению аудитор проверяет своевременность отчислений и уплаты взносов в Фонд социального страхования, в Фонд медицинского страхования, в Пенсионный Фонд, представляющих собой единый социальный налог. Аудит предполагает проверку расчетов сумм отчислений и их налогооблагаемую базу, правомерность ее формирования из различных уплачиваемых работникам сумм. Для проверки используются данные счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:
- анализ налоговых
деклараций за предыдущие
- сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;
- сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;
- анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период;
- проверка правомерности применения налоговых вычетов по НДС;
- проверка правомерности
и правильности применения
При проверке правильности
учета полученного НДС, включаемого
в стоимость реализуемых
- выверить остатки по Главной книге;
- составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС;
- выверить данные по декларациям, представленным в налоговые органы;
- проанализировать правильность применения ставок налога;
- пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;
- проанализировать правильность
применения льгот по НДС в
соответствии с
- определить периодичность уплаты НДС;
- провести выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.
Особое внимание аудитор
должен уделить правомерности
Предварительная оценка
заключается в анализе
- каков порядок подготовки,
оборота и хранения документов
- при проведении каких операций наиболее велик риск ошибок;
- ведется ли раздельный учет и какова его методика;
- осуществляются ли
операции, освобождаемые от
- представлены ли в
налоговые органы
- производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов-фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.
2.4 Аудиторские процедуры проверки учетной политики в части уплачиваемых налогов
Приступая к проверке расчетов с бюджетом, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений.
На начальном этапе
целесообразно выяснить, по каким
налогам и платежам предприятие
ведет расчеты с бюджетом и
внебюджетными фондами. Для этого
аудитор может запросить
Аудитор проверяет соответствие положения учетной политики законодательству РФ и соблюдение положений в процессе осуществления деятельности.
Если аудиторская проверка осуществляется за 2008 год, то аудитору следует установить наличие на предприятии учетной политики для целей налогообложения (с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 27.07.2007 № 137-ФЗ закрепляется обязанность организаций иметь учетную политику для целей налогообложения).
Особое внимание аудитору
при проверке следует обратить на
закрепление в учетной политике
для целей налогообложения
По результатам проверки аудитором могут составляться рабочий и отчетный документы:
Таблица 2.7 – РД 3 – Проверка положений учетной политики для целей налогообложения
Номер формы рабочего документа |
РД 6 |
Проверяемая организация |
ООО «Магазин №4» |
Срок проведения аудита |
С 01.08.09 по 31.08.09 |
Сегмент аудита |
Расчеты с бюджетом |
Проверяемое направление аудита |
Полнота учетной политики в части налогообложения |
Описание аудиторских процедур |
Прослеживание, сопоставление |
Аудитор Решетов А.С. |
Дата составления 2.08.09 |
№ п/п |
Налог
|
Наличие записей по начислению и уплате в учетных регистрах |
Присутствие в учетной политике, пункта касающегося | |||||
Объекта налого-обло-жения |
Налоговой базы |
Налогового периода |
Ставок налога |
Порядка исчисления |
Порядка уплаты | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Налог на прибыль |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
Нет |
… |
Таблица 2.8 - ОД 1 – Проверка законности положений учетной политики
Номер формы |
ОД №1 | ||||
Проверяемая организация |
ООО «Магазин №4» | ||||
Период проведения аудита |
С 01.08.09 по 31.08.09 | ||||
Сегмент аудита |
Расчеты с бюджетом по налогам и сборам | ||||
Проверяемое направление аудита |
Соответствие учетной политики законодательству | ||||
Описание аудиторских процедур |
Обобщение полученных доказательств | ||||
Аудитор Решетов А.С. |
Дата составления 6.08.09 | ||||
№ п/п |
Положение учетной политики |
Законодательное регулирование |
Выводы аудитора | ||
По налогу на прибыль: |
|||||
1 |
Расходы, связанные с передачей на безвозмездной основе имущества, в сумме стоимости имущества, товаров, работ, услуг) и расходы, связанные с этой передачей признаются в полном объеме для целей бухгалтерского налогового учета |
п. 16 ст. 270 НК |
Для целей расчета налога на прибыль такие расходы не признаются, искажение налоговой базы по налогу на прибыль | ||
По прочим налогам и сборам: |
|||||
3 |
Положения учетной политики отсутствуют |
- |
Не является нарушением, но желательно предусмотреть все особенности |
По итогам проверки аудитор
может сделать вывод о
2.5 Проверка правильности формирования налогооблагаемой базы
Как правило, при аудите расчетов с бюджетом аудитор проводит проверку выборочным методом.
В выборку включаются как правило налоги, занимающие наибольшие удельные веса в общей величине налоговых платежей.
При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов аудиторам необходимо проверить правильность применения цен по сделкам. В соответствии с Налоговым кодексом РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако при отклонении цен более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), аудиторы должны рекомендовать руководству предприятия доначислить налог на прибыль и пени. Важное значение придается и проверке учета доходов от прочих операций, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания), независимо от поступления денежных средств. Расходы же по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.
В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов аудиторы выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показатели с данными предприятия. Общая форма рабочего документа приведена в таблице 2.9:
Таблица 2.9 – РД 4 – Проверка правильности расчета налоговой базы
Отчетный (налоговый период) |
Налоговая база |
Сумма авансовых платежей/налога, по данным аудита |
По данным деклараций |
Отклонение, тыс. руб. |
1 квартал |
||||
полугодие |
||||
9 месяцев |
||||
год |
||||
Итого за 2008 год |
Аудитор может провести сравнение данных организации с данными Федеральных налоговых служб. Сравнение производится по акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам между предприятием и ИФНС России по региону предприятия, в результате чего выявляются разногласия между сторонами по расчетам налогов.