Виды налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ. В городах Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и вводится в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 2 Виды налогов.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность налогообложения

Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Изъятие государством в свою пользу определенной части  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса и есть сущность налога.

 

  1. Принцип налогообложения: обязательность, всеобщность, однократность, равнонапряженность, стабильность, простота и удобство, гибкость

Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система  должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность  налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.

Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику  и любому другому лицу. Не допускается  неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и  оперативности взимания налогов. Налог  должен являться предсказуемым элементом  при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.

Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в  такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется  в упрощении подачи налоговой  декларации и в совершенствовании  работы налоговых органов.

Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым  не окупают затрат на сборы, а также  научный подход к определению  оптимальных ставок и штрафных санкций  за налоговый промоушен.

Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения  может облагаться налогом одного вида только единожды.

Принцип гибкости налога. При  изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства  в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.

Принцип политической ответственности. Налоговая система должна быть построена  для убеждения налогоплательщика  в том, что они платят налоги для  своего же блага. Политическая система  должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.

 

  1. Функции налогов:
  • Фискальная

Налоги  обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами. Это основная функция исходная характерна для  всех государств, посредством которой  реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация  финансовых ресурсов государства, а  также аккумулирование в бюджете  средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Она означает формирование государственных доходов путём накопления в бюджетных и внебюджетных фондах денежные средства для финансирования общественно-необходимых потребностей государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня (федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами.

  • Регулирующая

Она направлена на решение различных задач налоговой  политики государства с помощью  налоговых механизмов. Снижение или  повышение налогов стимулирует  или сдерживает развитие определённых сфер экономики. Она предполагает влияние  налогов на инвестиционный процесс  спад или рост производства на его  структуру. Её сущность в том, что  налогами облагаются ресурсы, направленные на потребление и освобождаются  от налогов ресурсы, направленные на накопление производственных фондов.

  • Стимулирующая

Направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она проявляется через систему льгот и освобождений Нынешняя российская налоговая система представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

  • Распределительная

Состоит в перераспределении  общественных доходов между различными категориями населения. Собранные  в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ. С её помощью  обеспечивается гарантия социальной стабильности общества. Как отмечает профессор  Л. Ходов, через налогообложение  достигается «поддержание социального  равновесия путём изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними». Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

 

  1. Виды налогов:
  • Прямые налоги

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.

  • Косвенные налоги

Косвенные налоги (их еще называют налогами на потребление) взимаются в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридическим плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его в цену товара, так что реально расплачивается покупатель. Поэтому покупатель не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Замечено, что бремя прямых налогов переносится населением гораздо более тяжко, поэтому они стимулируют гражданскую активность. Косвенные налоги, наоборот, наиболее приемлемы для государства ввиду своей замаскированности.

  1. Налоговая система РФ

Нынешняя  налоговая система России молода. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты  парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились до нынешних дней. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

  1. Федеральные налоги:
  • НДС

С 1992 г. в России одним  из двух основных федеральных налогов  стал налог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 НК РФ.

Плательщиками данного налога признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые плательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. [14; С. 236]

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского  транспорта; квартирная плата; некоторые  финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного  питания, а также тех, кто обслуживает  социальную сферу; услуги в сфере  образования; научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги и др. Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели в том случае, если в течение трех предшествующих последовательных налоговых периодов сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила 2 млн. руб. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от уплаты НДС производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам.

Объектом налогообложения  признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных  нужд, расходы на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога на прибыль организации; выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не подлежат налогообложению, например, следующие операции: сдача  в аренду служебных и жилых  помещений иностранным гражданам  или организациям, аккредитованным  в РФ; реализация медицинских товаров  отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному в РФ; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, занятия с несовершеннолетними  детьми в кружках и секциях; реализация продуктов питания, произведенных  столовыми при учебных, медицинских  заведениях, полностью или частично финансируемых из бюджета и.т.д. [14; С. 240]

Объектом налогообложения  НДС является реализация товаров  только на территории России.

Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении  к добавленной стоимости товара (работы или услуги) могут быть равны 0%, 10% или 20%.

По ставке 0% производится налогообложение при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; работ, непосредственно связанных  с перевозкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита; услуг по перевозке  пассажиров и багажа; работ, выполняемых  непосредственно в космическом  пространстве; драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими  их добычу или производство из лома или отходов; товаров для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами.

По ставке 10% НДС уплачивается при реализации продовольственных  товаров (мясо, молоко, сахар, соль, овощи  и др.); товаров детского ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги, а так же на лекарства и услуги медицинского назначения. Во всех остальных случаях  НДС уплачивается по ставке 20%.

Законодательством особо  оговорены порядок и сроки  уплаты в бюджет НДС. Периодом уплаты НДС может быть один календарный  месяц или квартал. Ежеквартально  уплачивают налог те субъекты, сумма  выручки которых от реализации товаров (работ, услуг) ежемесячно в течение  трех месяцев не превышает 2 млн. руб. Остальные субъекты уплачивают налог  ежемесячно.

 

  • Акцизы

Важным видом косвенных  налогов стали акцизы - это косвенные  налоги, включаемые в цену товаров  и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, подакцизными товарами являются товары, монопольно производимые государством; товары, пользующиеся наибольшим спросом; дефицитные товары. Общие правила  правового регулирования акцизов  установлены гл 22 НК РФ.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные  товары предприятия и организации. Подакцизными товарами являются алкогольные  напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые  виды минерального сырья. [15; С.559]

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл.22). Подакцизными товарами являются: алкогольная продукция, табак, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный  бензин, дизельное топливо и др.

Объектом налогообложения  является:

- Реализация на территории  РФ подакцизных товаров, в том  числе передача прав собственности  на эти товары на безвозмездной  основе и использование их  при натуральной оплате;

- Реализация организациям  с акцизных складов алкогольной  продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции,  либо с акцизных складов других  организаций;

- Ввоз подакцизных товаров  на таможенную территорию РФ  и др.

Не подлежат налогообложению  акцизами некоторые операции, в частности:

- Передача подакцизных  товаров одним структурным подразделением  организации другому;

- Экспорт подакцизных  товаров;

- Первичная реализация  конфискованных подакцизных товаров  на промышленную переработку  и др.

При реализации налогоплательщиком подакцизных товаров налоговая  база определятся в зависимости  от ставок, установленных в отношении  этих видов товаров. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров:

Информация о работе Виды налогов