Государственная пошлина
Курсовая работа
"Государственная пошлина"
Введение
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена
значением налогов в жизнедеятельности
любого государства, так как
в условиях рыночных отношений
и особенно в кризисный период налоговая
система является одним из важнейших экономических
регуляторов, основой государственного
регулирования экономики.
От того насколько
правильно заведен механизм действия
фискальной политики и построена
система налогообложения, зависит
эффективное функционирование народного
хозяйства. Поэтому данная проблема
относится к наиболее актуальным
задачам современности. Эта задача
находит свое отражение в рассмотрении
таких основополагающих элементов
налоговой системы как Федеральные
налоги и сборы. С их помощью
государство воздействует на
достижение равновесного объема
национального производства, экономической
стабильности и полной занятости.
В целом сущностью налогообложения
является установление таких
налогов и объемов государственных
расходов, которые помогли бы
развиваться экономики стабильно,
без глубоких спадов.
Объектом исследования
данной курсовой работы является
один из сборов, уплачиваемых
на территории РФ, а именно
государственная пошлина.
Целью работы является
анализ системы налогообложения
по уплате государственной пошлины.
В рамках этой общей
цели определены следующие, связанные
с ней задачи:
1) дать характеристику
понятию и значению госпошлины;
2) определить плательщиков,
объект обложения, порядок и
сроки уплаты госпошлины;
3) рассмотреть виды, размер
ставок и льготы по госпошлине;
4) определить основания
и порядок возврата или зачета
государственной пошлины.
1. Понятие и значение
государственной пошлины
Фактически ни одно
государство, при формировании
своего бюджета, не может обойтись
без использования в своей
налоговой системе, сборов и
пошлин. И хотя размер собираемых
пошлин в бюджете государств,
занимает, как правило, не значительное
место, тем не менее, им придается
важное самостоятельное финансовое
значение.
Пошлины, в отличие
от налогов имеют целью лишь
покрытие издержек государственного
учреждения, а не извлечение дохода.
Пошлины и сборы не имеют
финансового значения, присущего
налогам. При уплате пошлины
или сбора всегда присутствуют
специальная цель (за что конкретно
уплачивается пошлина) и специальные
интересы (плательщик в той или
иной мере непосредственно ощущает
возмездность платежа). Налоги тоже
могут иметь специальную цель
(целевые налоги), однако они никогда
не бывают индивидуально (непосредственно)
возмездными. В этом смысле
сборы и пошлины являются индивидуальными
платежами. Но поскольку государство
обязано предоставлять основной
объем своих услуг независимо
от способности получателя оплатить
их, покрытие государственных расходов
не может осуществляться за
счет индивидуальных платежей, дающих
какие-либо права. «Принцип правового
государства отвергает коммерциализацию
государственного управления и
ограничивает расходы, связанные
с оказанием услуг государством
в ответ на платежеспособный
спрос»1
Цель взыскания пошлины
или сбора (пошлинный принцип)
состоит лишь в покрытии без
убытка, но и без чистого дохода,
издержек учреждения, в связи
с деятельностью которого взимается
пошлина. Но этот принцип далеко
не всегда соблюдается на практике.
Довольно часто плата за услуги
превышает связанные с ней
расходы. Мало того, в ряде случаев
не платеж устанавливается ради
покрытия расходов, а само действие
признается обязательным ради
взыскания платежа. Это утверждение
справедливо, например, в отношении
введения различных регистраций
и т.п.
Следует особо подчеркнуть,
что пошлина или сбор выплачиваются
не за услугу, а в связи с
услугой, причем с той, которую
оказывает государственный орган,
действуя в общих интересах,
реализуя свои государственно-властные
функции. Так, уплата пошлины
при подаче искового заявления
в суд сопряжена с правом
конкретного лица на судебную
защиту, однако определяется общественно
полезной функцией суда – поддержанием
режима законности.
Пошлина не обеспечивает
существование государственного
органа, так как он может финансироваться
и из других источников. Наоборот,
взимание пошлины обусловлено
реализацией каким-либо государственным
органом своих функций.
Характер пошлин и
сборов предполагает использование
иных принципов при определении
размера платежа, нежели те, которые
применяются при налогообложении.
Учет платежеспособности лица
в этом случае не может быть
определяющим, ибо приведет не
к установлению равенства, а
к его нарушению. Действительно,
лица, получающие одну и ту
же услугу, платили бы разные
суммы пошлины. Поэтому размер
пошлины или сбора определяют
исходя из характера и размера
услуги (принцип эквивалентности)
и устанавливают, как правило,
в конкретной сумме. Денежная
сумма может быть неэквивалентна
расходу, понесенному в связи
с оказанием услуги. Однако это
не означает абсолютной свободы
при определении размера платежа.
Размер пошлины или
сбора, во-первых, должен быть
обоснован. При определении их
сумм нельзя исходить лишь
из финансовых соображений –
размеры сумм необходимо сопоставлять
с целями, ради которых установлены
платежи. В тех случаях, когда
платеж с разумной точки зрения
несопоставим с выгодой, полученной
плательщиком, или с расходом, понесенным
государственным органом, пошлинный
принцип следует считать нарушенным.
Размер пошлины или сбора, во-вторых,
не должен ограничивать возможность
граждан использовать основные
конституционные права, возможность
получать от государственных
органов те или иные услуги,
поскольку эти права предоставляются
гражданам вне всякой зависимости
от внесения каких-либо платежей.
Виды пошлин различны.
Выделяют пошлины, взимаемые в связи с
предоставлением административных услуг
(например, за рассмотрение ходатайства
о получении или прекращении гражданства);
пошлины, взимаемые за предоставление
какого-либо права (например, за выдачу
разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые
как компенсация за определенные расходы
общества в интересах конкретных лиц (например,
пошлины с владельцев крупнотоннажных
транспортных средств, оказывающих повышенное
разрушающее действие на автодороги).
Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных
сферах государственной деятельности:
судебные, таможенные, нотариальные и
др.
В российском законодательстве
существуют три вида пошлин: государственная,
регистрационная (патентная), таможенная.
Государственная пошлина
взимается за ряд услуг в
пользу плательщика – принятие
исковых заявлений и других
документов судом, совершение
нотариальных действий, регистрация
актов гражданского состояния,
выдача документов и др., а также
за предоставление особого права
(например, право на охоту).
Регистрационные пошлины
взимаются при обращении лица
с заявкой о выдаче патентов
на изобретение, промышленный
образец, полезную модель и
др.
Таможенные пошлины
взимаются при совершении экспортно-импортных
операций.
В СССР разграничение
понятий пошлины и сбора проводилось
в зависимости от того, куда
поступали уплачиваемые средства.
Если они поступали в бюджет
независимо от того, кому они
непосредственно уплачивались (так
называемые фискальные таксы), то
такие платежи называли пошлиной.
Если платеж поступал в пользу
организации, которой и уплачивался
(так называемые чиновничьи таксы),
такой платеж называли сбором.
В российском законодательстве 1991–1998
годов сбором в основном, называют
платежи за обладание специальным
правом (сбор за право торговли,
сбор за использование местной
символики и т.п.). К пошлинам
относятся средства, уплачиваемые
за совершение в пользу налогоплательщиков
юридически значимых действий (оказание
административных услуг: выдача
паспорта, регистрация актов гражданского
состояния, принятие дела к
судебному рассмотрению и т.п.).
Кроме того, пошлины взимаются
за пользование государственным
имуществом либо за предоставление
лицу каких-либо услуг, не относящихся
к административным (например, за пользование
улицей для проведения киносъемок, если
это требует специальных мероприятий
государственных органов – ограничение
движения и т.п.).
Особое внимание к институту
государственной пошлины проявилось
в конце 70-х годов, когда Президиум
Верховного Совета СССР издал Указ
от 29 июня 1979 г., регулирующий порядок
взимания госпошлины. С этого времени
институт госпошлины совершенствовался
и модернизировался. Серьезные изменения
по ставкам государственной пошлины
были внесены 25 октября 1989 года Постановлением
Совета Министров СССР. «На основании
этого документа уменьшилась государственная
пошлина за выдачу свидетельства о праве
на наследство по закону или завещанию
в отношении пережившего супруга, родителей
или совершеннолетних детей, … увеличен
размер госпошлины за удостоверение договоров
отчуждения (дарения, купли-продажи, мены)
жилых домов, … увеличены размеры госпошлин
за удостоверение доверенностей, … отменена
госпошлина за выдачу свидетельства о
праве на наследство (как по закону, так
и по завещанию) на жилой дом, пай в ЖСК,
если наследники проживали совместно
с наследодателем, на денежные вклады
в отделениях Сбербанка СССР, страховые
суммы и т.д.».1
В 1991 году на территории
Российской Федерации вступил
в силу Закон РФ от 09.12.91 №2005–1
«О государственной пошлине»2. В
данном Законе было дано определение
государственной пошлины и закреплены
ее основные элементы: плательщики,
объекты взимания, ставки, порядок
и сроки уплаты.
В соответствии с этим Законом
под государственной пошлиной понимается
установленный обязательный и действующий
на всей территории РФ платеж, взимаемый
за совершение юридически значимых действий
либо выдачу документов уполномоченными
на то органами или должностными лицами.
Таким образом, сущность государственных
пошлин заключается в том, что
органы государственной власти Российской
Федерации, их центральные и местные
учреждения по роду своей деятельности
обязаны оказывать ряд услуг
юридическим и физическим лицам
за плату в порядке взимания установленной
законом государственной пошлины.
Нормы, регулирующие
порядок взимания государственной
пошлины, также содержались и
содержатся и в других законодательных
актах: в Гражданском процессуальном
кодексе РСФСР, РФ; Основах законодательства
РФ о нотариате, Федеральном
конституционном законе «О Конституционном
суде РФ»; Арбитражном процессуальном
кодексе, и других законодательных
актах. Государственная налоговая
служба РФ по согласованию
с Министерством финансов РФ
издала инструкцию по применению
Закона РФ «О государственной
пошлине». В соответствии со ст.
25 Закона РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
этот документ носил методический
характер и не содержит новой
правовой нормы (т.е. не является
источником права). Разъяснения положений
законодательства о государственной
пошлине содержались в письмах
Госналогслужбы РФ от 30.08.96 №08–3–10,
Министерства финансов РФ от 27.11.96
№04–04–10, Высшего Арбитражного суда
РФ от 05.05.96 №2 и др.
Но Закон РФ «О
государственной пошлине» долгое
время являлся основным нормативным
актом, регулирующим этот вопрос,
поскольку в нем были закреплены
элементы государственной пошлины:
плательщики, объекты взимания, ставки,
порядок и сроки уплаты.
2 ноября 2004 г. был принят
Федеральный закон №127-ФЗ «О
внесении изменений в части
первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации
и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации, а
также о признании утратившими
силу отдельных законодательных
актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации»1. Согласно
ст. 2 этого Закона раздел VIII НК
РФ дополнен главой 25.3 «Государственная
пошлина». С 1 января 2005 года данная
глава вступила в силу.
Понятие государственной
пошлины дается в и. 1 ст. 333 НК РФ: сбор,
взимаемый с лиц, указанных в ст. 333 Кодекса
(организации, физические лица), при их
обращении в государственные органы, органы
местного самоуправления, иные органы
и (или) к должностным лицам, которые уполномочены
в соответствии с законодательными актами
Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления
за совершением в отношении этих лиц юридически
значимых действий, предусмотренных настоящей
главой, за исключением действий, совершаемых
консульскими учреждениями Российской
Федерации. При этом выдача документов
(их копий, дубликатов) приравнивается
к юридически значимым действиям.
В соответствии с
п. 2 ст. 333 указанные в п. 1 этой
статьи органы и должностные
лица, за исключением консульских
учреждений Российской Федерации,
не вправе взимать за совершение
юридически значимых действий, предусмотренных
главой 25, иные платежи, за исключением
государственной пошлины. Для
полного анализа понятия государственной
пошлины необходимо обратиться
к положениям ст. 8 НК РФ.
Согласно п. 2 этой статьи
под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого
является одним из условий
совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами,
органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами
и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу
разрешений (лицензий). Следовательно,
признаками государственной пошлины
являются обязательность, возмездность
(уплата государственной пошлины
является одним из условий
совершения юридически значимых
действий) и поступление в федеральный
бюджет (эта пошлина является
государственной).