Государственная пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

От того насколько правильно заведен механизм действия фискальной политики и построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства. Поэтому данная проблема относится к наиболее актуальным задачам современности. Эта задача находит свое отражение в рассмотрении таких основополагающих элементов налоговой системы как Федеральные налоги и сборы. С их помощью государство воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости. В целом сущностью налогообложения является установление таких налогов и объемов государственных расходов, которые помогли бы развиваться экономики стабильно, без глубоких спадов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

 

 Виды государственной  пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность  удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

 

1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные  суды, в Конституционный Суд РФ  и конституционные суды субъектов  РФ;

 

2) в нотариальные органы;

 

3) в органы записи актов  гражданского состояния (Загсы)  и иные уполномоченные органы;

 

4) в органы внутренних  дел и другие уполномоченные  органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства  РФ, выходом из гражданства РФ, с въездом в Российскую Федерацию  и выездом из РФ;

 

5) в федеральные органы  исполнительной власти по вопросам  официальной регистрации программы  для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

 

6) в государственные учреждения  по осуществлению федерального  пробирного надзора;

 

7) в иные государственные  органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и  (или) к соответствующим должностным  лицам.

 

 Итак, следует отметить  о том, что госпошлины, хотя  и взимаются в связи с оказанием  индивидуальных услуг, все-таки  не могут рассматриваться как  платежи по обязательствам, договорные  платежи. Это – денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке  в связи с услугой публично-правового  характера.

 

 

2. Плательщики, объект  обложения, порядок и сроки  взимания государственной пошлины

 

 

 Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25 НК РФ, или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

 

 К организациям относятся  коммерческие и некоммерческие  юридические лица, в том числе  иностранные; органы государственной  власти и управления, выполняющие  в соответствии с Законом и  Положениями функции управления  муниципальным и государственным  имуществом; крестьянские фермерские  хозяйства, образованные до 1996 года  и прошедшие перерегистрацию  в налоговом органе как юридические  лица.

 

 К физическим лицам  относятся граждане РФ, лица без  гражданства и иностранные граждане, а также индивидуальные предприниматели,  действующие без образования  юридического лица.

 

 К юридически значимым  действиям по смыслу главы  25 НК РФ относятся, в частности:

 

нотариальные действия;

 

государственная регистрация  актов гражданского состояния;

 

действия, связанные с  приобретением гражданства РФ или  выходом из гражданства РФ, а также  с въездом в РФ или выездом  из РФ;

 

государственная регистрация  юридических лиц, политических партий, средств массовой информации.

 

 В главе 25.3 НК РФ  не прописан объект обложения  государственной пошлиной. Однако, исходя из текста данного документа,  можно сделать предположение,  что объектом обложения признаются:

 

1) услуги судебных учреждений;

 

2) совершение нотариальных  действий;

 

3) совершение действий, связанных  с оформлением актов гражданского  состояния;

 

4) совершение действий, связанных  с приобретением гражданства  Российской Федерации или выходом  из гражданства Российской Федерации,  с въездом в Российскую Федерацию  и выездом из Российской Федерации;

 

5) официальная регистрация  программ для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

 

6) совершение действий  уполномоченными государственными  учреждениями при осуществлении  федерального пробирного надзора;

 

 7) государственная регистрация юридического или физического лица, государственная регистрация выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации, а также совершение прочих юридически значимых действий.

 

 С введением главы  25.3 НК РФ, увеличилось количество  объектов обложения. К примеру,  Минобразования России обеспечивает  проставление апостиля на официальных  документах об образовании, выдаваемых  в Российской Федерации, а также  в соответствии с международными  договорами Российской Федерации  выдает свидетельства об эквивалентности  зарубежных документов о соответствующем  образовании и об ученых званиях  профессора по кафедре, доцента  по кафедре, полученных в иностранных  государствах. За совершение указанных  действий предусмотрено взимание  государственной пошлины в следующих  размерах: за проставление апостиля  – 1 500 руб., за легализацию документов  – 200 руб. за каждый документ. В действовавшем ранее законодательстве  взимание государственной пошлины  за выдачу свидетельства об  эквивалентности документов предусмотрено  не было.

 

 Сроки уплаты государственной  пошлины. Плательщики уплачивают  государственную пошлину, если  иное не установлено налоговым  законодательством, в следующие  сроки:

 

1) при обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации, в  суды общей юрисдикции, арбитражные  суды или к мировым судьям  – до подачи запроса, ходатайства,  заявления, искового заявления,  жалобы (в том числе апелляционной,  надзорной или кассационной);

 

2) ответчики в судах  общей юрисдикции, арбитражных судах  или по делам, рассматриваемым  мировыми судьями, и если при  этом судебное решение принято  не в их пользу и истец  освобожден от уплаты государственной  пошлины, – в десятидневный  срок со дня вступления в  законную силу судебного решения;

 

3) при обращении за  совершением нотариальных действий  – до совершения нотариальных  действий;

 

4) при обращении за  выдачей документов (их копий,  дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

 

5) при обращении за  проставлением апостиля – до  проставления апостиля;

 

6) при обращении за  совершением иных юридически  значимых действий – до подачи  заявлений и (или) иных документов  на совершение таких действий  либо до подачи соответствующих  установленных законодательством  документов.

 

 При обращении за  государственной регистрацией прав  пошлина должна быть уплачена  плательщиками до подачи заявления  на совершение юридически значимого  действия (ст. 333.17 НК РФ).

 

 Государственная пошлина  уплачивается в наличной или  безналичной форме. Факт уплаты  пошлины плательщиком в безналичной  форме подтверждается платежным  поручением с отметкой банка  (либо органом федерального казначейства) о его исполнении.

 

 Факт уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

 

 Если за совершением  юридически значимого действия  обратились одновременно несколько  плательщиков, государственная пошлина  уплачивается плательщиками в  равных долях (округление допускается  до единиц рублей, т.е. если  сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется  три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся  за совершением юридически значимого  действия, одно лицо (несколько лиц)  освобождено (освобождены) от  уплаты госпошлины, размер госпошлины  уменьшается пропорционально количеству  лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть  суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты  госпошлины.

 

 Уплата государственной  пошлины должны быть произведена  отдельно по каждому юридически  значимому действию, за совершение  которого обращается заявитель  (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан  предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.

 

 Принимая документ, подтверждающий  уплату государственной пошлины,  должностное лицо органа по  регистрации прав, осуществляющее  прием документов на регистрацию,  должно осуществить следующие  действия:

 

проверить, что подлинник  документа об уплате пошлины представлен  с приложением его копии, если плательщиком выступают юридические  лица: если плательщик – физическое лицо, копия прилагается в случае, если лицо хочет получить оригинал квитанции после проведения регистрации, а также в случае уплаты госпошлины в большем размере, чем предусмотрено  статьями НК РФ;

 

проверить соответствие представленного  документа установленному образцу;

 

убедиться, что лицо (лица), обращающееся за государственной регистрацией прав указано в платежном документе  в качестве плательщика пошлины;

 

проверить соответствие размера  уплаченной пошлины установленному подпунктами 20–26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также наличие льгот по уплате госпошлины.

 

 Подлинный платежный  документ, подтверждающий уплату  государственной пошлины, должен  быть возвращен заявителю вместе  с другими документами после  государственной регистрации прав  и должен содержать отметку  «погашено», проставляемую специалистом  отдела при приеме документов. Копия платежного документа помещается  в дело правоустанавливающих  документов.

 

3. Виды ставок государственной  пошлины

 

 

 Ставки пошлины зависят  от характера оплачиваемых услуг  и стоимости их для государства,  а также от степени дисциплинирующего  воздействия на плательщиков. Они  бывают твердые, пропорциональные  и смешанные, причем с ростом  базы обложения сбором ставка  сбора понижается.

 

 Ставки могут дифференцироваться  в зависимости от того, кто  является плательщиком государственной  пошлины. При одинаковом характере  оплачиваемых услуг государственная  пошлина уплачивается физическими  лицами по сравнению с организациями  по более низким ставкам.

 

 При подаче искового заявления неимущественного характера ставка государственной пошлины для физических лиц установлена в 20 раз ниже, чем для организаций и размер государственной пошлины составляет для физических лиц – 200 руб., а для организаций – 4000 руб.; по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, при направлении жалобы для организаций размер государственной пошлины в 15 раз выше, чем для физических лиц, и составляет 4500 руб., в то время как физическое лицо при направлении жалобы обязано заплатить 300 руб.

 

 В 2009 году Правительством  РФ были пересмотрены ставки  государственной пошлины по отдельным  юридически значимым действиям,  включая обращение в суды общей  юрисдикции и арбитраж. И уже  с 1 января 2010 года они были  увеличены из-за необходимости  покрытия дефицита бюджета 2010 года.

 

 Итак, рассмотрим виды  и размеры ставок на 2010 год,  на примере госпошлины за государственную  регистрацию прав на недвижимое  имущество и сделок с ним.

 

 Государственная пошлина  уплачивается в следующих размерах:

 

1) за государственную  регистрацию прав, ограничений (обременений)  прав на недвижимое имущество,  в том числе договоров аренды, договоров об отчуждении недвижимого  имущества, за исключением договоров  ипотеки:

 

 – физическим лицам  – 1 000 рублей;

 

 – организациям –  15 000 рублей.

 

2) за государственную  регистрацию доли в праве общей  собственности на общее недвижимое  имущество в многоквартирном  доме – 100 рублей.

 

 Если плательщиками  пошлины за госрегистрацию перечисленных  в данном пункте прав, договоров,  обременении прав, кроме договора  ипотеки, являются несколько физических  лиц, то пошлина в сумме 1 000 рублей уплачивается ими в  равных долях каждый; если несколько юридических лиц – 15 000 рублей в равных долях каждый, если за регистрацией обратились одновременно юридическое и физическое лицо, то пошлина уплачивается каждым плательщиком в равных долях от предусмотренной для него налоговой ставки (т.е. если за регистрацией юридически значимого действия обратились одно юридическое лицо и одно физическое, то пошлина уплачивается юр. лицом – 3750 7 500 руб., а физ. лицом – 500 руб.; а если одно юр. лицо и три физ. лица, то пошлина уплачивается юр. лицом – 1/4 часть от 15000 рублей, а каждым физлицом – по 1/4 части от 1 000 рублей).

 

2) за внесение изменений  в записи Единого государственного  реестра прав на недвижимое  имущество и сделок с ним,  за исключением изменений и  дополнений в запись об ипотеке:

 

 – физическим лицам  – 200 рублей;

 

 – организациям –  600 рублей;

 

3) за государственную  регистрацию:

 

договора об ипотеке, включая  внесение в Единый государственный  реестр прав на недвижимое имущество  и сделок с ним записи об ипотеке  как обременении прав на недвижимое имущество:

 

 – физическим лицам  – 1 000 рублей;

 

 – организациям –  4 000 рублей;

 

соглашения об изменении  или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих  изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество  и сделок с ним:

Информация о работе Государственная пошлина