Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 08:42, лекция
1. Теоретические аспекты налогового менеджмента
2. Теоретическое обоснование формирования и развития государственного налогового менеджмента
3. Организация государственного налогового менеджмента в Республике Казахстан
4. Основные направления развития налогового менеджмента в Казахстане на стратегическую перспективу
Лекция 1. Тема: «Государственный налоговый менеджмент в Республике Казахстан »
План
1. Теоретические аспекты налогового менеджмента
Налоговый менеджмент
является одним из подвидов финансового
менеджмента, выполняя соответствующую
функцию в системе управления. Принимая
во внимание все многообразие подходов
к выявлению содержания понятия менеджмент,
налоговый менеджмент можно охарактеризовать
как управление налогами, осуществляемое
организациями-
Специфическим
объектом налогового менеджмента выступают
экономические отношения
Налоговые платежи фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других.
Предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их — задачи налогового менеджера. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов.
Как и менеджмент вообще, налоговый менеджмент — это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование.
Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с финансовым. Налоговый менеджмент является составляющей финансового менеджмента. В конечном счете, у них одна цель — максимизация ценности фирмы. Таким образом, управление налогами — одно из стратегических направлений финансового менеджмента.
Управление налогами, или налоговый менеджмент, представляет собой составную часть общей системы управления финансами.
Налоговый менеджмент — это процесс управления налогами путем использования налогового механизма для воздействия на налоговую систему.
Целью налогового менеджмента является реализация налоговой политики государства и хозяйствующего субъекта.
Объектами налогового менеджмента являются:
Налоговое администрирование предполагает:
•постановку налогоплательщика на налоговый учет и выполнение им других обязательных организационных действий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности;
•установление законодательных и нормативных актов по исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов;
•регулирование порядка изменения срока уплаты налогов;
•контроль и обеспечение исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов.
Налоговое планирование — это неотъемлемая часть планирования на уровне государства и хозяйствующего субъекта управления.
Государственное налоговое планирование — совокупность действий исполнительных органов управления по выработке общей структуры доходных статей бюджета, оценка налоговых поступлений бюджета в расчете на перспективу и на текущий год. Корпоративное налоговое планирование — целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.
Налоговый учет — выбранная в соответствии с Налоговым кодексом РК совокупность способов определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Все налогоплательщики
подлежат постановке на учет в налоговом
Комитете по месту нахождения организации,
месту жительства физического лица,
а также по месту нахождения принадлежащего
им недвижимого имущества и
Постановка на учет налогоплательщика в качестве организации и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических или индивидуальных предпринимателей одновременно с государственной регистрацией фирмы. В свидетельстве о постановке на налоговый учет указываются присвоенные фирме регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и код причины постановки на учет (КПП).
Обособленное подразделение — место, расположенное отдельно от головного отделения фирмы, в котором оборудованы стационарные рабочие места и ведется деятельность. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца и работа сотрудников на стационарных рабочих местах (обособленным подразделением фирмы может считаться даже просто арендованная комната, в которой стоят стол и стул и работает сотрудник фирмы).
В течение месяца после создания обособленного подразделения необходимо подать в налоговый комитет заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения. Вместе с заявлением нужно подать в налоговые органы заверенную у нотариуса копию свидетельства о постановке фирмы на налоговый учет, а также документы, подтверждающие создание обособленного подразделения. Это могут быть приказ о создании подразделения, положение о нем, доверенность, выданная руководителю обособленного подразделения, и др.
Не позднее пяти дней со дня подачи заявления и остальных документов налоговые органы должны выдать уведомление о постановке обособленного подразделения фирмы на учет. В уведомлении указывается присвоенный фирме код причины постановки на учет (КПП). Новый РНН не присваивается.
Фирма должна также встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества — земельных участков, зданий, сооружений, помещений. Становиться на учет нужно только тогда, когда недвижимость принадлежит фирме на праве собственности. Право собственности должно быть зарегистрировано в БТИ. При этом, если недвижимое имущество находится на территории, контролируемой налоговой органом, в котором фирма уже состоит на учете, повторно становиться на учет не нужно.
Наконец, в течение 30 дней со дня регистрации транспортного средства фирма должна встать на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, самолетов, вертолетов, речных и морских судов. Согласно Налоговому кодексу РК, местом нахождения самолетов, вертолетов и судов, принадлежащих фирме, является юридический адрес этой фирмы. Местом нахождения автомобилей и мотоциклов является место регистрации в ГАИ. Если регистрация производится по месту нахождения фирмы (или ее филиалов и представительств), поставленной на учет, повторно становиться на учет в одной налоговой инспекции не нужно.
Не позднее пяти дней со дня подачи заявления и остальных документов налоговые работники должны выдать уведомление о постановке недвижимости фирмы на учет. В уведомлении указывается присвоенный фирме код причины постановки на учет (КПП).
Налогоплательщик в
соответствии с законами Республики
Казахстан несет
Расчетный счет в банке может быть открыт организации или индивидуальному предпринимателю только при предъявлении ими свидетельства, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе. При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган об открытии (закрытии) счета в течение семи дней, а банк - в течение трех дней для соответствующего налогоплательщика.
Под понятием «счет» следует понимать расчетные (текущие), валютные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие денежные средства на открытый клиенту счет, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В отличие от договора банковского счета, договор банковского вклада (депозита) не допускает осуществления расчетных операций за товары (работы, услуги). Ссудный счет открывается банком организациям-заемщикам на основании кредитного договора. Поэтому сведения об открытии таких счетов в налоговые органы подавать не требуется.
Фирма подлежит снятию с учета в налоговой инспекции в случае:
Чтобы снять фирму с учета, нужно подать в налоговую инспекцию заявление. Налоговый орган должна снять фирму с учета в течение 10 дней со дня получения заявления.
2.Теоретическое обоснование формирования и развития государственного налогового менеджмента
В системе государственного управления социально-экономическими процессами налогообложение выступает как важный рычаг перераспределения финансовых ресурсов с целью формирования основной части доходов бюджетов различных уровней и назначения. Трудности теоретического обоснования управления системой налогообложения в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса связаны, прежде всего, со спецификой налоговых отношений, которые существенно отличаются от совокупности всех других производственно-экономических отношений, характерных для товарно-денежных взаимоотношений между независимыми товаропроизводителями в ходе рыночного взаимодействия. В отличие от командно-административной системы, рыночная экономика базируется на свободе выбора вида деятельности каждым товаропроизводителем, на самостоятельном определении основных параметров производственной и коммерческой деятельности, на добровольности вступления в экономические взаимосвязи с поставщиками, потребителями и другими деловыми партнерами. В основе взаимодействия товаропроизводителей лежит принцип эквивалентности, который обеспечивается действием законов и закономерностей рыночной экономики. Налоговые отношения коренным образом отличаются от собственно рыночных отношений, по крайней мере, на поверхности социально-экономической действительности.
Среди специфических
характеристик налоговых
Проведенный сравнительный анализ теоретических воззрений различных специалистов в сфере налоговых отношений позволяет сделать следующую группировку концептуальных подходов к совершенствованию системы налогообложения:
Информация о работе Государственный налоговый менеджмент в Республике Казахстан