Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:04, курсовая работа
В России одно из первых мест среди поступлений в доходную часть государственного бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «Бурятская государственная
Сельскохозяйственная академия им В.Р.Филиппова»
Кафедра финансов
К у р с о в а я р а б о т а
По дисциплине: Финансы предприятий
На тему: Добавленная стоимость и налог на нее
Выполнила: ст-ка гр. 28-14
Улан-Удэ
2009г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Налоги являются одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ: « Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований Налоги - это обязательные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
В России одно из первых мест среди поступлений в доходную часть государственного бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. В связи с этим прежде всего необходимо установить: что же это за понятие "добавленная стоимость", как она рассчитывается. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Целью данной работы считаю рассмотрение понятия «добавленная стоимость», налога на добавленную стоимость, его признаки, функции, элементы и структуру, провести анализ доли косвенных налогов и конкретно налога на добавленную стоимость в федеральном бюджете. Считаю, что подробную информацию относительно налогов можно получить в Налоговом Кодексе РФ, а в данной курсовой работе необходимо отразить лишь основные моменты.
Глава 1. Налог на добавленную стоиимость
1.1 Понятие добавленная стоимость и налога на нее
Добавленная стоимость - часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме. Определяется как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на закупку материалов и полуфабрикатов.
Добавленная стоимость - это стоимость, которая создается на предприятии в виде прибавления собственных расходов и затрат к стоимости использованных материальных ценностей, работ и услуг, закупленных у поставщиков.
Добавленная стоимость исчисляется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Отсюда логически должно было бы вытекать, что объектом обложения НДС служит эта добавленная стоимость.
На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции (работ.услуг), поэтому для упрощения расчетов за объект обложения налогом на добавочную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат.
Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акт купли-продажи в процессе товародвижения. Этот налог влияет на процесс ценообразования и структуру потребления.
Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции), который дал описание его схемы действия, призванного заменить налог с оборота. Сейчас НДС взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.
В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. В России НДС вводился вопреки накопленному мировому опыту (стал использоваться в условиях спада и сразу по высокой ставке 28%, при этом вводились дополнительные прямые налоги, а следовало в период экономического подъема и начиная от крайне низко в 5% с дальнейшим постепенным увеличением). Такой подход привел к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства и вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала.
1.2 Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы.
Налогоплательщики
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все предприятия и организации, вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность, и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.
Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.
Обязаны уплачивать
НДС компании, фирмы, любые другие
организации, образованные в соответствии
с законодательством
При ввозе товаров на территорию России плательщиком является декларант либо другое лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу. Платится НДС в этом случае до или в момент принятия грузовой таможенной декларации.
При безвозмездной передаче товаров, работ и услуг плательщиком является сторона, их передающая.
Лица, занимающиеся
предпринимательской
Плательщики НДС по реализации транспортных услуг имеют свои особенности в зависимости от характера перевозок. По железнодорожным перевозкам плательщиками выступают управления железных дорог, производственные объединения железнодорожного транспорта. При этом подсобно-вспомогательные организации, не относящиеся к перевозочной деятельности железных дорог, являются самостоятельными плательщиками налога по осуществляемым ими видам деятельности.
При осуществлении
авиационных перевозок
Пароходства, порты, отряды аварийно-спасательных работ, бассейновые управления морских путей и другие организации морского и речного транспорта выступают плательщиками налога при реализации транспортных услуг по морским и речным перевозкам.
По автомобильным
перевозкам обязанность уплаты НДС
налоговым законодательством
Если заготовительные, оптовые, снабженческие организации (предприятия) реализацию своих товаров, работ и услуг осуществляют через посредников, по договорам комиссии или поручения, то плательщиками НДС являются как комиссионеры или поверенные, так и комитенты или доверители.
Налогоплательщики, за исключением иностранных организаций, подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Порядок постановки на учет определен Приказом Министра РФ по налогам и сборам от 31 октября 2000 г. N БГ-3-12/375, в соответствии с которым налогоплательщикам в течение трех дней с момента предоставления соответствующих деклараций по НДС выдаются свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по установленным формам.
Иностранные организации имеют право встать на учет в качестве плательщиков НДС по месту нахождения своих обособленных представительств. Если иностранная организация не воспользовалась своим правом постановки на учет, то российские организации и индивидуальные предприниматели (вне зависимости от того, являются ли они плательщиками НДС или нет) при взаимоотношениях с такой иностранной организацией должны выполнить обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДС.
Объект налогообложения
Объектами налогообложения признаются следующие операции.
1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также имущественных прав. При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) без учета налога с продаж и НДС. При реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в налогооблагаемую базу следует включать величину акциза. При товарообменных операциях, при реализации на безвозмездной основе и при передаче товаров при оплате труда налоговая база рассчитывается в стоимостном выражении аналогично.
Имеются особенности в определении налоговой базы при реализации имущества, сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии), при комиссионных, агентских и поручительских договорах, при транспортных перевозках и реализации услуг международной связи, а также при продаже предприятия в целом как имущественного комплекса.
Так, для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, налоговая база определяется как сумма дохода, полученного ими в виде вознаграждения при исполнении этих договоров. При осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки без учета НДС и налога с продаж.
2. Передача на
территории РФ товаров (
К идентичным относят товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми, включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, производителя и страну происхождения.
Однородными считаются товары, не являющиеся одинаковыми во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики, состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции и быть взаимозаменяемыми. Для однородных товаров идентифицируют страну происхождения, производителя, качество, наличие товарного знака и репутацию на рынке.
3. Выполнение
строительно - монтажных работ
для собственного потребления.
При выполнении строительно -
монтажных работ для
4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в налоговую базу следует включать таможенную стоимость ввозимых товаров, таможенную пошлину и акцизы. Приказом Государственного Таможенного комитета РФ от 19 декабря 2000 г. N 01-06/36951 "О применении таможенными органами части второй Налогового кодекса Российской Федерации" утверждены Методические рекомендации о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, в которых установлены правила взимания налога.