Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:04, курсовая работа
В России одно из первых мест среди поступлений в доходную часть государственного бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.
На рис. 1. рассмотрим удельный вес НДС в общей сумме доходов федерального бюджета за 1999-2008 гг.
Рис. 1. Удельный вес НДС в общей сумме доходов федерального бюджета
В сумме налоговых бюджетов всех уровней доля НДС составляла за период 1999-2007гг более половины всех налоговых поступлений. Особенно высокой эта доля была в сумме доходов федерального бюджета 1998г., когда она составляла 50%. Несмотря на некоторое снижение, эта доля продолжала оставаться высокой и в 2005 г. составил 34,6%. Не столь значительной была доля НДС в налоговых доходах региональных бюджетов за весь анализируемый период (в 1998г. - 22,02%, в 2005 г. - 17,07%). За десятилетнию практику НДС, как видно из рисунка, тенденция снижения роли налога на добавленную стоимость в формировании бюджетов всех уровней превратилась в устойчивую закономерность. С 1998 г. доля НДС в общей сумме бюджетных доходов снизилась на 27%.
2.2 Анализ налога
на добавленную стоимость в
структуре администрируемых
Администрируемый ФНС России доход включает в себя налоги и сборы как в федеральный бюджет, так и консолидированные бюджеты субъекты РФ, но не включает некоторые виды доходов федерального бюджета, например, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), реализуемые на территории Российской федерации учитывается в составе структуры администрируемых доходов, а НДС уплачиваемый на ввозимые товары не учитывается в структуре администрируемых доходов ФНС РФ, включается в доходы в федеральный бюджет (см. приложение 1 и приложение 2) .
На рисунке 2 показано соотношение НДС и других налогов и сборов 2007-2008гг
Рис. 2. Поступления в бюджет РФ администрируемых налогов и сборов за 2007-2008 гг.
Основная масса
Изменение в структуре администрируемых налогов ФНС России за 2007-2008гг можно посмотреть на рисунках 3 и 4
Рис. 3. Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2004г. (в %)
Рис. 4. Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2008г. (в %)
Заключение
Собираемость налога на добавленную стоимость, в 2008 году значительно сократилось. ФНС РФ и Минфине такую ситуацию с налоговыми сборами не комментируют. В то же время, по данным Росстата, падение налоговых поступлений связано с ухудшением сальдированного финансового результата российских предприятий (сумма прибылей или убытков). Так, напоминают в Росстате, этот показатель начал ухудшаться еще в сентябре и в октябре 2008 года составил 63,4 миллиарда рублей - на 88 процентов меньше, чем в октябре 2007 года.
Эксперты объясняют это прежде всего тем, что у компаний реально нет денег, чтобы расплатиться с бюджетом. По отношению к 2007 году собираемость НДС в2008 году уменьшился на 27%. Впрочем, не стоит забывать, что бюджет 2007 года еще получал налоговый долг "ЮКОСа", без которого показатели 2007 года не были бы столь оптимистичными. Другие налоги пока "просели" не так сильно. НДПИ в 2008 году поступило на 507,5 миллиарда рублей больше чем в 2007году. Поступления подоходного налога возросло - с 1261,1 миллиардов рублей в 2007-го до 1665,6 миллиардов рублей в 2008-го.
Анализируя статистику, обнародованную на сайте ФНС, которая говорит о резком падении поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость в 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эксперты говорят о существенном влиянии на этот процесс нескольких факторов. В первую очередь, в третьем квартале 2008 года резко сократился объем промышленного производства в России на фоне развивающегося экономического кризиса, существенно сократились доходы от экспорта сырьевых компаний. Также немаловажную роль здесь сыграли неплатежи, зависшие в проблемных банках. По заявлениям представителей ФНС, их доля достаточно существенна. Так, недавно руководитель УФНС по Москве Надежда Синикова заявила СМИ, что в банках зависли 1,5 миллиарда рублей. Причем, по мнению экспертов, бюджет может вообще не увидеть этих денег. Сам бизнес основной причиной провальных результатов по сбору налогов считает кризис. "По сравнению с прошлым годом объем производства упал на 30 процентов, соответственно это сказывается и на бюджете. Реально у всех убытки. Грубо говоря, продажи были 100 миллионов, а стали 70 миллионов. Нет денег ни на зарплату, ни на НДС, ни тем более на налог на прибыль. В этой ситуации налоговики мало что могут сделать для того, чтобы выполнить план по сбору налогов. В последнее время велось много разговоров об уменьшение ставки налога на добавленную стоимость до 12%. На данный момент вопрос об изменении ставки НДС отложен до конца 2009 года, чтобы еще раз все взвесить, посмотреть за динамикой событий на мировых рынках, за ситуацией с ценой на нефть, которая пока падает. По данным министра финансов Кудрина, цитата: «Снижение НДС привело бы к большей зависимости российского бюджета от цен на нефть, а также к росту инфляции». Оппоненты Минфина утверждают, что снижение ставки позволит повысить собираемость налога и даст толчок к развитию бизнеса.
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы еще раз отметить большое значение налога на добавленную стоимость как важнейшего элемента налоговой системы России и как источника доходной части бюджета государства.
Список использованной литературы