Имущество как предмет налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических и практических аспектов налога на недвижимость, а также рассмотрение направлений его совершенствования.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и назначение налога на недвижимость на основании законодательства Республики Беларусь
- рассмотреть применение данного налога в зарубежной практике
- рассмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие взимание налога на недвижимость
- отразить механизм взимания налога на недвижимость

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты взимания налога на недвижимость……………………………………………………………............5
1.1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……………..5
1.2. Сущность и значение налога на недвижимость. Опыт зарубежных стран………………………………………………………………………………8
1.3. Основные элементы налогообложения……………………………………13
ГЛАВА 2. Практика взимания налога на недвижимость…………………………………………………………………...20
ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования механизма взимания налога на недвижимость на территории Республики Беларусь……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач измененный.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

2. Вторым важным  системным отличием являются  существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции.

Исходя из всего  вышесказанного, можно сделать вывод  о том, что основные проблемы отечественной  налоговой системы заключаются  в следующем:

Во-первых, это  нечеткость изложения отдельных  норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. В торговле с Россией, к примеру, одних заявлений надо представлять в налоговую инспекцию 3 экземпляра плюс требуется их электронная версия.

По налогу на прибыль по-прежнему часто возникают  вопросы, связанные с учетом в  целях налогообложения отдельных  видов затрат, например на рекламу. А с принятием Особенной части  Налогового кодекса камнем преткновения стала и льгота по капвложениям, для получения которой следует выполнить ряд условий, связанных с амортизационным фондом. В результате льгота есть, но воспользоваться ей многие не могут из-за сложного механизма применения. А экологический налог у нас включает целый ряд составляющих, поэтому сделать правильные расчёты по нему также совсем не просто.

Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается  в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые в нормы  в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые номы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [11,c.13].

Третья проблема – высокая периодичность уплаты налогов. Большинство из них уплачивается у нас раз в месяц. Только с  этого года налог на прибыль и  НДС при определённом размере  выручки можно уплачивать раз  в квартал. А в ряде государств отчетным периодом по налогам является календарный год.

В-четвертых, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логически  увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.

В-пятых, отдельные  виды налогов нередко дублируют  либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств).

В-шестых, существование  большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [12,c.27].

Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [13,c.32].

Характерной особенностью бюджета будущего года является тот  факт, что в нем учтены изменения  в Налоговом кодексе, который существенно упрощает систему налогообложения, а также снижается налоговая нагрузка. Снижение налоговой нагрузки на 0,4% к ВВП и радикальное упрощение налогового администрирования позволят оставить в экономике более Br700 млрд. [14].

Общая тенденция  снижения налоговой нагрузки обозначилась за счет сокращения налоговых платежей, которое последовательно проводилось в Беларуси. Наряду с сокращением числа налогов немаловажную роль сыграла и методика их исчисления [15].

Для уменьшения налогового бремени следует реализовать следующие эффективные мероприятия:

- сокращение  количества малозначащих для  бюджета видов налогов;

- инвентаризация  и уменьшение необоснованных  налоговых льгот;

- снижение ставок  штрафа и пени за нарушение  налогового законодательства и  более объективное рассмотрение  налоговых конфликтов в арбитражных  судах;

- более существенное  льготирование инвестиционного  вложения предприятий и организаций;

- расширение  механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени;

- повышение  минимальных уровней необлагаемой  налогом базы.

Эти и ряд  других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи  с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [16,c.137].

Прогрессивным направлением в реформировании системы  налогообложения является электронное  декларирование, то есть возможность  подавать налоговую декларацию в  электронном виде.

С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий. На 1 июля 2010 года ее пользователями стали свыше 42 тысяч коммерческих организаций, т. е. более половины их общего количества.

Идет доработка  программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых  налоговыми органами с использованием электронных средств. Например, плательщики  смогут передавать и получать в электронном виде различные документы – заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Это сведет к минимуму посещения инспекций и значительно сократит временные и материальные издержки плательщиков. Пользователям системы будут предоставлены оперативный доступ к нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения консультаций по различным вопросам налогообложения.

Министерство  по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [17].

Важным фактором в развитии налоговой системы  государства является и то, что  Беларусь является активным участником в сфере международного сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и упрощения.

Для выхода из создавшейся  ситуации необходим целый комплекс мер по реформированию существующей системы налогообложения, в частности, сокращение общего числа налогов  и снижение их ставок. Наряду с этим он должен решать и задачи, способствующие повышению собираемости налогов. В этой связи налог на недвижимость играет немаловажную роль. Действительно, по своему содержанию этот налог выполняет все три основных функции.

Фискальная  функция. Налог на недвижимость способен обеспечить достаточный и устойчивый уровень поступлений в местные бюджеты, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами. С другой стороны, создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость значительно труднее скрыть от налогообложения.

Стимулирующая функция. Во-первых, оценка недвижимости для налогообложения по ее рыночной стоимости ведет к более высоким  налогам за более дорогие здания и землю, что стимулирует их более рациональное применение, заставляя тех собственников, которые используют недвижимость неэффективно, передавать ее в руки тех, кто сможет ее использовать с наибольшей выгодой. Во-вторых, узаконенная государством оценка зданий и земли по их реальной стоимости способствует развитию рыночных отношений в сфере недвижимости, в четвертых, такая оценка способна улучшить планирование городской застройки.

Социальная  функция. Взимание большей суммы  налога за более ценную и более выгодно расположенную недвижимость распределяет налоговое бремя более справедливым образом, нежели другие виды платежей, не основанные на качестве и площади или использующие неадекватные оценки стоимости.

Известно, что  налог на недвижимость успешно применяется во многих странах мира. Так, например, в Канадской провинции Квебек платежи за недвижимость составляют около 40 процентов доходной части бюджета. Для того чтобы налог на недвижимость обеспечивал в должной мере выполнение перечисленных функций, необходима проработка различных аспектов налогообложения по рыночной стоимости, исходя из особенностей каждой конкретной страны.

Мировая практика уже выработала основные принципы, позволяющие организовать налогообложение  наиболее рациональным образом. Эти принципы в той или иной степени нашли отражение в законодательстве большинства стран. На мой взгляд, эти принципы приемлемы и в наших условиях.

Во-первых, объектом налогообложения должны стать в  совокупности земля и расположенные  на ней здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством. Хотя земля в большинстве случаев не является предметом продажи, в стоимости любого объекта (магазина, квартиры, склада и т.п.) есть вклад его местоположения. Налог должен определяться с учетом этого зонального показателя ценности земли.

Во-вторых, налогооблагаемой стоимостью при исчислении налога на недвижимость должна стать только рыночная стоимость объекта налогообложения  или ее часть, которая понятнее и  известнее, чем балансовая или инвентаризационная.

В-третьих, ставка налога должна быть единой для всех видов недвижимости, но доля стоимости  объекта, подлежащая налогообложению, должна различается в зависимости  от типа использования данного объекта  недвижимости.

В-четвертых, при  определении стоимости недвижимого имущества должна использоваться не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно небольших затратах.

В-пятых, льготы должны предоставляться либо социально  незащищенным налогоплательщикам, либо по типам недвижимости, обеспечивающим осуществление общественно-полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся в государственной собственности, чтобы избежать "перекладывания денег из одного кармана в другой". Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сама недвижимость, а не ее владелец [18].

Подводя итог, можно  выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:

•  сложное  законодательство;

•  нечеткость изложения некоторых норм;

•  высокая  периодичность уплаты налогов;

•  большое  количество налогов и сборов;

•  относительно высокие налоговые ставки;

•  жесткие  санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью  в законодательных актах;

•  высокое  налоговое бремя;

•  значительное превышение косвенных налогов над  прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;

•  частые случаи уклонения от уплаты налогов;

•  большое  количество документов, необходимых  для заполнения при уплате налогов.

Однако не стоит  строго судить белорусскую налоговую  систему. Она зародилась совсем недавно  и сейчас находится на этапе формирования и становления. В настоящее время  ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:

•  снижение числа налогов и сборов;

•  упрощение  налогового законодательства;

•  систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;

•  упрощение  документооборота;

Информация о работе Имущество как предмет налогообложения