Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 16:52, контрольная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Посредством налогов государство стремится подавить инфляцию, обеспечить финансовую стабилизацию, выравнивать различия в условиях хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, стимулировать развитие производства и увеличение инвестиций, установить протекционизм для отечественных предпринимателей; дотировать слабо обеспеченные регионы, помочь малоимущим категориям граждан, ограничить производство и потребление отдельных товаров, регулировать экспортно-импортные операции и т. д.
Введение…………………………………………………………………………3
1. История развития научных представлений о налогообложении………….5
2.Возникновение и развитие налогообложения………………………………8
3. Общие и частные теории налогов…………………………………………..15
4. Развитие налогообложения в России………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………….40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
по дисциплине: Налоги и налогообложение
Тема: « История возникновения и развития научных
представлений о налогах»
Североуральск
2013 год
Оглавление
Введение………………………………………………………
1. История развития научных представлений о налогообложении………….5
2.Возникновение и развитие налогообложения………………………………8
3. Общие и частные теории налогов…………………………………………..15
4. Развитие налогообложения в России………………………………………26
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….40
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Посредством налогов государство стремится
подавить инфляцию, обеспечить финансовую
стабилизацию, выравнивать различия в
условиях хозяйственной деятельности
предприятий и отраслей, стимулировать
развитие производства и увеличение инвестиций,
установить протекционизм для отечественных
предпринимателей; дотировать слабо обеспеченные
регионы, помочь малоимущим категориям
граждан, ограничить производство и потребление
отдельных товаров, регулировать экспортно-импортные
операции и т. д.
Налоги в их сущности и содержании на практике
предстают в виде многообразных форм с
множеством национальных особенностей,
которые в совокупности образуют налоговые
системы различных стран. По составу налогов,
их структуре, способам взимания, ставкам,
фискальным полномочиям различных уровней
власти, налоговой базе, сфере действия,
льготам эти системы существенно отличаются
друг от друга и кажутся на первый взгляд
несравнимыми.
Однако при более тщательном анализе можно
выявить две главные общие черты:
1) постоянный поиск путей увеличения налоговых
доходов
государства;
2) построение налоговых систем на базе
общепринятых принципов
экономической теории о равенстве, справедливости
и эффективности
налогообложения.
Первая из этих черт реализуется
в форме широкомасштабных или частичных
налоговых реформ, введением новых налогов,
изменением налоговой базы, соотношением
различных видов налогов, манипуляциями
с прогрессивным и пропорциональным обложением,
перераспределением налогового бремени
и т. п.
Принципы построения
налоговых систем в целом не однозначны
и во многом зависят от приверженности
правительства той или иной экономической
теории. Тем не менее, эти принципы носят
всеобщий характер, хотя и имеют в разных
странах отличительные черты, связанные
с различной трактовкой некоторых понятий
и положений.
Принципы налогообложения
являются методологической основой построения
и функционирования механизма налогового
регулирования. В мировой практике соблюдение
научно обоснованных принципов построения
налоговой системы служит важнейшим критерием
оценки ее качества. В российской теории
и практике проблема принципов функционирования
налоговой системы не имела серьезного
научного обоснования. В процессе построения
новой налоговой системы законодателем
не были четко сформулированы принципы
налогообложения, что привело к ослаблению
действенности всего механизма налогового
регулирования. Налоговая система должна
иметь такую организационную основу, которая
позволяло бы ее развиваться с наименьшими
издержками. Следование общепринятым
принципам налогообложения, с учетом социально
- экономических особенностей страны является
основой успешной реализации налоговой
политики. Таким образом, тема контрольной
работы представляется актуальной.
Цель данной работы состоит
в изучении эволюции развития принципов
налогообложения и построения налоговых
систем с точки зрения возможностей использования
современной практике реализации налоговой
политики РФ, с учетом ее социально - особенностей.
В соответствии с поставленной
целью, задачами данной работы являются:
• изучение эволюции классических принципов
налогообложения;
• исследование принципов налогообложения,
используемых в современной
практике зарубежных стран;
• рассмотрение основных тенденций развития
налоговой системы РФ;
• проведение анализа поступления налогов
в консолидированные бюджеты субъектов
РФ;
• изучение организационных принципов
российской налоговой системы;
• выявление направлений дальнейшего
совершенствования налоговой
системы РФ и принципов ее построения
на современном этапе.
Теоретической основой исследования
послужили фундаментальные труды известных
ученых по концептуальным основам системы
налогообложения, научная и учебная литература,
а также статьи отечественных авторов,
посвященные принципам налогообложения
и построения налоговых систем.
Информационной базой стали официальные
данные периодической печати, а также
материалы Всемирной сети Интернет.
1.История развития научных представлений о налогообложении.
Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений. Можно выделить шесть этапов формирования представлений о природе налогообложения. На первых этапах налог выступал в основном как экономическая категория и только на последнем этапе налог стал получать правовое содержание.
Одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». Население поверженной страны обязывалось выплачивать содержание победителям. Иными словами, первый прообраз налогов - налог на побежденных.
В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший признак - обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже выделяется один из элементов налога - ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу»,* т. е. первая ставка налога на доход составила 10%.
*Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Под ред. В. Каллаша. — М.: Издание Товарищества И. Сытина, 1913
В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства.
В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.
В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. В немецком языке до сих пор сохранилось название налога steuer, что означает поддержку, лепту.
Однако в XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так, в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т. е. долг, обязанность, во французском - impol, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.
2.Возникновение и развитие налогообложения
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.
История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников". *
В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.
* Налоги: Учебное пособие. Под ред. Д. Черника. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Финансы и статистика», 2006.
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.
На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.
Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 годадо н.э. — 14 годан.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и др.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.
Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью ( таблица):
Древний Рим |
Российская Федерация |
Дорожная пошлина |
Налог на пользователей автодорог |
Налог на наследство |
налог на имущество, переходящее в порядке наследования |
налог на вино, на пшеницу, мыло |
акцизы на отдельные группы товаров |
пошлины ввозные и вывозные |
таможенные пошлины |
сбор на воздвижение статуй |
налог на рекламу |
квартирный налог |
налог на имущество |
налог на содержание стражников |
налог на полицию |
Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.
В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.
Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги. Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего"*
Информация о работе История возникновения и развития научных представлений о налогах