Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 11:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование истории становления и развития налоговых органов в России и определение перспектив их развития.
В соответствии с целью перед нами были поставлены и решены следующие задачи:
выявить предпосылки становления налоговых органов;
проследить историю развития налоговых органов в централизованном российском государстве;
Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговых органов
в России 7
1.1 Предпосылки становления налоговых органов 7
1.2 История развития налоговых органов в централизованном
российском государстве 10
1.3 Советский период развития налоговых органов 15
2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ
на современном этапе 19
2.1 Оценка деятельности налоговых органов России 19
2.2 Исследование организационного построения территориальной налого-вой
инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска) 25
2.3 Анализ организации и проведения налогового контроля сотрудниками
ИФНС Октябрьского района г. Саранска 35
3 Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ 44
3.1 Совершенствование организации деятельности налоговых проверок
в РФ 44
3.2 Пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ 48
3.3 Возможности использования зарубежного опыта организации
деятельности налоговых органов в отечественной практике 51
Заключение 56
Список использованных источников 61
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления [5].
Итак, в систему налоговых органов современной России входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы. Федеральная налоговая служба, состоящая из подразделений по руководству и контролю за налогообложением представляет первый уровень системы. Инспекции субъектов РФ – второй уровень системы. К третьему уровню относят государственные налоговые инспекции (ГНИ) городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского подчинения.
2.2 Исследование организационного построения территориальной налоговой инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района
г. Саранска)
Территориальная районная
инспекция – самое низовое
звено структуры налоговых
С января 2005 года с ликвидацией Министерства по налогам и сборам и образованием Федеральной налоговой службы России в ходе налоговой реформы сформирована Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Саранска расположенная по адресу РМ г. Саранск ул. Гожувская, 36а. Инспекция осуществляет налоговый контроль на территории Октябрьского района г. Саранска.
В настоящее время инспекция представляет собой мощную систему финансового контроля с общей численностью 142 сотрудника, что меньше показателя 2006 г. на 12 человек (рисунок 2.2), призванных обеспечить действенный контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.
Рисунок 2.2 – Динамика численности сотрудников ИФНС Октябрьского района г. Саранска в 2006-2008 гг., чел.
Как видим, количество сотрудников ИФНС Октябрьского района г. Саранска в 2006-2008 гг. равномерно снижается, что обусловлено, реформой в системе государственной службы.
Руководство деятельностью ИФНС Октябрьского района г. Саранска осуществляет начальник инспекции, который обладает следующими полномочиями: организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью инспекции; без доверенности действует от имени инспекции, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки от имени инспекции; утверждает в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда штатное расписание по согласованию с УФНС по РМ, положения о структурных подразделениях инспекции и должностные инструкции сотрудников инспекции; издает приказы и дает распоряжения и указания по вопросам деятельности инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками инспекции; назначает на должность и освобождает от должности начальников отделов инспекции – по согласованию с УФНС по РМ, и других работников инспекции; представляет в установленном порядке и в надлежащие срок в УФНС по РМ отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период.
Начальник ИФНС Октябрьского района г. Саранска физически не в состоянии подготавливать и принимать решения по всем вопросам, касающимся деятельности инспекции, поэтому часть своих полномочий он передает заместителям и начальникам структурных подразделений.
Инспекция в своей
организационной структуре
Отделы занимаются в
первую очередь работой с налогоплател
Рисунок 2.3 – Организационная структура ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска
В подчинении первого заместителя находятся отдел выездных налоговых проверок; отдел учета, отчетности и анализа; отдел урегулирования задолженности.
Сотрудники отдела выездных проверок ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска осуществляют формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела; подготавливают материал и проводят анализ схем ухода от налогообложения, в том числе основных налогоплательщиков, выработку предложений по их предотвращению. В обязанности налоговых инспекторов отдела входит также контроль за взиманием государственной пошлины и ее администрирование (правомерности возврата); планирование и предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Сотрудники отдела осуществляют проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и вносят начисленные суммы в базу данных, после чего проводят анализ эффективности проведенных выездных проверок.
Отдел учета, отчетности и анализа ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска отвечает за информацию по бюджетным назначениям. Существует план по бюджетным назначениям, который доводится ежемесячно и ежеквартально в федеральный бюджет, а также в городской и местный бюджеты – это основной показатель работы этого отдела. Отдел проводит свод всей информации поступающей от крупнейших налогоплательщиков, также имеет возможность прогнозировать поступление налогов от налогоплательщиков за тот или иной отчетный период.
Отдел урегулирования задолженности занимается урегулированием задолженности налогоплательщиков перед налоговыми органами. Для погашения недоимок принимается комплекс мер, таких как реструктуризация задолженностей (большое количество предприятий выполняют определенные требования по федеральным законам, а именно производят уплату текущих налогов, и одновременно частично гасят свою задолженность). Если после всех принятых мер, результатов погашения недоимок от предприятий нет, то осуществляется крайняя мера – через службу судебных приставов производится арест имущества, затем ее реализация и передача вырученных денег в бюджет для погашения задолженности. Также возможно приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента-организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается арест имущества – действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика –организации в отношении его имущества.
Второй заместитель осуществляет руководство юридическим отделом, отделом работы с налогоплательщиками, отделом оперативного контроля и отделом камеральных проверок.
Юридический отдел ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска ведет сопровождение всех исков в инспекции. Юридический отдел оказывает также правовую помощь подразделениям инспекции.
В отделе работы с налогоплательщиками происходит непосредственное общение с налогоплательщиками. Отдел занимается приемом налогоплательщиков, как юридических лиц, так и предпринимателей, которые сдают все расчеты, декларации, бухгалтерскую отчетность. Работники отделов формируют реестры по налогам и передают их в отдел ввода, проводят консультации по всем вопросам, возникающим у налогоплательщиков, принимают участие в подготовке семинаров с налогоплательщиками по введению нового налогового законодательства.
Отдел оперативного контроля регулирует обеспечение контроля исполнения законодательства о применении ККМ, осуществляет проверки юридических и физических лиц в сфере потребительского рынка (оказании услуг, торговли, других видов деятельности, иных получателей доходов), а также формируют установленную отчетность по предмету деятельности отдела.
Отдел камеральных проверок осуществляет проверку уплаты налогов без выезда на место. Проверка проводится на основании документов и отчетностей, предоставленных налогоплательщиком. При возникновении вопросов налогоплательщик вызывается в отдел, либо производится дополнительный запрос на конкретную документацию. Также проводится работа в отношении налогоплательщиков, занимающихся экспортом. Им возмещается НДС из бюджета РФ. Отдел работает непосредственно с налогоплательщиками, с таможней, с кредитными учреждениями, вследствие чего прослеживается цепочка связей, из которой видно – можно таким налогоплательщикам возместить деньги из федерального бюджета или же нельзя. Важными направлениями работы данного отдела являются также: отбор налогоплательщиков и подготовка предложений для включения их в план выездных налоговых проверок; камеральный анализ деклараций государственных служащих, налоговый контроль за расходами физических лиц и т.д.; контроль налогоплательщиков, занимающихся экспортом.
Третий заместитель начальника инспекции руководит отделом ввода и обработки данных, отделом регистрации и учета налогоплательщиков, отделом информационных технологий.
Со всех отделов информация о каждом налогоплательщике стекается в отдел ввода и обработки данных. Отдел ввода и обработки данных ответственен за ввод в базу данных налоговой отчетности, иной информации юридических и физических лиц по данным налогоплательщика с бумажных носителей и магнитных носителей, после чего осуществляет разноску начисленных сумм в лицевые карточки с внесенных деклараций, от четов от юридических и физических лиц, передача данных для дальнейшего использования.
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков работает напрямую с налогоплательщиками. Здесь производится регистрация новых предприятий, регистрация всех изменений, которые вносятся в учредительные документы, а также постановка на налоговый учет юридических лиц и предпринимателей (таблица 2.1) и физических лиц (таблица 2.2) на основе уведомления о постановке на учет в налоговом органе.
Таблица 2.1− Структура состоящих на учете основных налогоплательщиков – предприятий
Плательщик |
ИНН |
УН налогоплательщика |
Дата начала действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
ОАО «САНИнБев» |
5020037784 |
3204 |
01.01.06 |
ГУП РМ «Луховское» |
1328166746 |
2186 |
01.01.03 |
ГУП РМ «Тепличное» |
1328015017 |
1115 |
01.01.03 |
ЗАО «ВАТТ» - техническая фирма |
1325002676 |
1801 |
01.01.03 |
ЗАО «СЗКИ» |
1328167027 |
2219 |
01.01.03 |
ОАО «Авторемзавод «Саранский» |
1328035951 |
989 |
01.01.03 |
ОАО «Медоборудование» |
1325017785 |
1808 |
01.01.03 |
ОАО «Мордовавтомост» |
1328022550 |
1216 |
01.01.03 |
ОАО «Мордовметаллоторг» |
1328019886 |
831 |
01.01.03 |
ОАО «Орбита» |
1325029808 |
1809 |
01.01.03 |
Продолжение таблицы 2.1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
ОАО «Саранский завод «Резинотехника»» |
1328028538 |
1261 |
01.01.03 |
ФГУП «103 Арсенал» МО РФ |
1328021236 |
960 |
01.01.03 |
ФГУП «Саранский ОАО» |
1328021236 |
1177 |
01.01.03 |
ФГУП « Саранскмежрайгаз» |
1328003170 |
1042 |
01.01.03 |
Информация о работе История становления и развития налоговых органов в России