Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 11:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование истории становления и развития налоговых органов в России и определение перспектив их развития.
В соответствии с целью перед нами были поставлены и решены следующие задачи:
выявить предпосылки становления налоговых органов;
проследить историю развития налоговых органов в централизованном российском государстве;
Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговых органов
в России 7
1.1 Предпосылки становления налоговых органов 7
1.2 История развития налоговых органов в централизованном
российском государстве 10
1.3 Советский период развития налоговых органов 15
2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ
на современном этапе 19
2.1 Оценка деятельности налоговых органов России 19
2.2 Исследование организационного построения территориальной налого-вой
инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска) 25
2.3 Анализ организации и проведения налогового контроля сотрудниками
ИФНС Октябрьского района г. Саранска 35
3 Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ 44
3.1 Совершенствование организации деятельности налоговых проверок
в РФ 44
3.2 Пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ 48
3.3 Возможности использования зарубежного опыта организации
деятельности налоговых органов в отечественной практике 51
Заключение 56
Список использованных источников 61
Для облегчения контактов с налогоплательщиками также введена специальная компьютерная программа «Телефайл», позволяющая получать от них налоговые данные по телефону. По этим данных затем в течение десяти минут эта программа рассчитывает объем облагаемого дохода конкретного налогоплательщика и сумму причитающегося с него подоходного налога. При этом заполнение каких-либо отчетных форм или бланков налоговых деклараций вовсе не требуется.
В Швеции вопросами разработки налоговой политики и формирования налогового законодательства занимается министерство финансов (в лице его налогового департамента), но вся работа по сбору налогов возложена на государственную налоговую службу (RSV). Кроме текущей работы по налогам, RSV также выполняет функцию специализированного органа государства по выявлению и взысканию любых задолженностей перед государством (не обязательно налоговых) и реализации общих надзорных функций государства в сфере административного права – надзор за банкротствами, сбор информации о неисправных должниках, обращение взыскания на недвижимое имущество, вопросы реструктуризации долгов и др.). Для этого в составе ГНС создано автономное управление по взысканию долгов, имеющее центральный офис и десять региональных отделений (с числом сотрудников в 2350 человек) [16, С. 72].
На RSV возложены также функции ведения общего государственного учета и регистрации населения, а также координация работы по учету и налогообложению объектов недвижимости.
Сбором косвенных налогов (НДС, таможенные пошлины, акцизы) занимается не входящее в состав RSV таможенное управление, имеющее также, кроме головного офиса, шесть региональных отделений.
В 2003 г. правительством Швеции принято решение о централизации всей работы по налогам. В соответствии с этим решением в стране будет создан единый общегосударственный налоговый центр, с единым компьютеризированным банком данных, который будет непосредственно управлять работой своих отделений на местах (при ликвидации всех промежуточных звеньев – в лице региональных управлений) [16, С. 72].
Вся система работы с налогоплательщиками в Швеции реорганизуется на основе концепции «единая декларация – единый счет – единый платеж».
Сейчас все постоянные жители Швеции имеют единый фискальный (он же и социальный) номер (ID), который регистрируется в налоговых органах и который заменяет все виды государственного учета населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения, органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции, и т.д.), межгосударственной миграции, и т.д.). Кроме того, налоговая служба имеет прямой доступ к базе данных единого центра учета и регистрации объектов недвижимости, в котором содержатся также данные о всех гражданах-собственниках объектов недвижимости.
С этим ID на каждого гражданина в налоговой службе заводится личный счет, который ведется как обычный расчетный счет. Уплата налога производится налогоплательщиком на установленные счета налоговой службы в банках и на почте. Платеж производится на единый счет и единым платежным поручением. Налоговый орган распределяет полученные суммы в соответствии с начислениями по отдельным налогам, отраженным в личном счете налогоплательщика. Избыток платежа сверх начисленного налога сохраняется по кредиту личного счета (с начислением процентов) до момента наступления следующих платежей (по любым видам налогов) или, по желанию налогоплательщика, перечисляется на его банковский счет.
Основанием для уплаты налогов являются направляемые налоговым органом извещения (по налогу на недвижимость – с переоценкой кадастровой стоимости объекта примерно раз в три года) или уже заполненные налоговые декларации (по подоходному налогу). Налогонеплательщику остается только уплатить указанную в извещении сумму или подписать полученную им налоговую декларацию, либо заявить о своем несогласии и представить свои замечания или поправки [16, С. 73].
Итак, во многих развитых странах повышению эффективности работы налоговых органов уделяется особое внимание. Так, в Швеции в ведение налоговых органов осуществлена передача учета и регистрации населения; во Франции – общегосударственного кадастра объектов недвижимости; в Великобритании – поручение налоговым органам взыскивать с граждан некоторые виды государственных кредитов и контролировать распределение некоторых видов социальных пособий; в Италии – применение регистрационного налога – «в целях учета любых операций с объектами недвижимости», не только продаж, но и договоров залога, сдачи в аренду и т.д.; в США – вовлечение налоговых органов в борьбу с преступностью и т.д. В целом можно констатировать, что рассмотренный опыт таких стран, как Италия, США, Швеция в сфере налогового администрирования представляет больший интерес, особенно с точки зрения проводимого сейчас в России реформирования налоговой системы.
Заключение
Предпосылки становления налоговых органов стали складываться с возникновением древнерусского государства. Первые упоминания о взимании дани относятся к временам правления князя Олега (912). Основными налогами были дани (подати) – прямой налог и оброки, которые уплачивались натурой: медом, кунами и даже мечами, и, в основном, устанавливались на период войн и походов. По мере оседания князей на земле и обзаведения их хозяйством пополнение казны за счет военных набегов теряет значение, а новыми источниками доходов становятся «кормления». Податные обязанности населения заменяются уплатой денежных сумм. Таким образом, налоги на Руси поступали к князьям и его дружинникам, финансовые органы, которые должны были заниматься сбором налогов, в то время еще не были созданы.
В централизованном российском государстве история развития налоговых органов складывалась следующим образом. В XVII веке шел процесс становления аппарата сбора налогов, который был достаточно громоздким, не было четкого разграничения между приказами сбора отдельных видов налогов. Установлен жесткий централизм, концентрация почти всех налоговых поступлений в центре. При Петре I сбор основных налогов и пошлин с городов был централизован и сконцентрирован в одном ведомстве – Ратуше. В стране были созданы три коллегии, которые ведали финансовыми и налоговыми делами: Штатс-, Камер- и Ревизион-коллегия. При Екатерине II учреждаются местные финансовые органы – Казенные палаты. В 1780 г. была создана Экспедиция о государственных доходах. При Александре I управление податным делом было рассредоточено по разным департаментам Министерства финансов. Главными органами, которые занимались сбором налогов, винными откупами и государственными имуществами, являлись губернские казенные палаты и уездные казначейства, учреждения местного горного управления – соляные конторы. Реформа налогового управления империи Александром II состояла в: присоединении соляной части к Департаменту разных податей и сборов; разделением последнего на два самостоятельных департамента – окладных и неокладных сборов; передаче из Департамента окладных сборов в Департамент мануфактур и внутренней торговли части делопроизводства; учреждении Департамента внешней торговли, был переименован в Департамент таможенных сборов; создании на местах губернских окружных акцизных управлений. В период царствования Александра III был учрежден институт Податной инспекции, с конца 1880-х годов на него стал возлагаться не только контроль за ходом налоговых поступлений, но и сбор сведений о состоянии торговли, промышленности и сельского хозяйства.
Советский период развития
налоговых органов
В систему налоговых органов современной России входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы. Федеральная налоговая служба, состоящая из подразделений по руководству и контролю за налогообложением представляет первый уровень системы. Инспекции субъектов РФ – второй уровень системы. К третьему уровню относят государственные налоговые инспекции (ГНИ) городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского подчинения.
Организационная структура ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска, включающая начальника, трех его заместителей, которым подчинены десять отделов, четыре самостоятельных подразделения, относится к линейно-функциональному типу, она включает в себя линейные и функциональные блоки соподчинения подразделений. В результате такой комбинации достигается соединение всех достоинств функциональной и линейных структур управления инспекцией, а также определенное преодоление их недостатков. Использование свойств линейной структуры управления позволяет освободить начальника инспекции и его заместителей от решения вопросов ведения текущей деятельности, вмешательства в дела непосредственно отделов инспекции. В то же время функциональные подразделения линейных звеньев обеспечивают более качественную работу с налогоплательщиками. На основании исследования организационного построения инспекции можно сделать вывод, что структура инспекции выстроена рационально. За каждым подразделением четко закреплены определенные функции, в связи с чем не происходит их дублирование различными отделами.
Исследование процесса организации и проведения налогового контроля сотрудниками ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ выявило следующие тенденции. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок организуется Отделами камеральных и выездных проверок. В 2006-2008 гг. количество камеральных проверок, проведенных сотрудниками отдела камеральных проверок, и выявленных в ходе них нарушений, снизилось и составило в 2008 г. соответственно 22537 ед. и 1024 ед. в первом случае снижение обусловлено ростом количество налогоплательщиков, подавших не вовремя декларации, во втором – снижением количества ошибок, выявленных в декларациях. На основе данных об итогах камеральной налоговой проверки и анализа налоговой отчетности Отделом камеральных проверок составляется заключение, передаваемое в Отдел выездных проверок. В 2006-2008 гг. количество запланированных и фактически исполненных налоговых проверок снизилось. В 2008 г. план был выполнен на 96,6 %, в том числе по комплексным проверкам – на 97,4 %, по тематическим – на 91,7 %. По факту невыполнения плана начальником инспекции было принято решение о включении непроверенных организаций в план выездных налоговых проверок на 2009 г. На основании актов выездных и камеральных проверок составляется Отчет о результатах контрольной работы ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ.
В качестве рекомендаций по совершенствованию организации деятельности налоговых проверок в РФ можно предложить следующие. Налоговые инспекторы должны: проверять все платежные документы по приобретению сырья, материалов, товаров; сравнивать платежные документы по закупке с товарно-транспортными документами и таможенными декларациями; сравнивать платежные документы по продажам с товарно-транспортными документами; проверять все товарно-транспортные документы и таможенные декларации и уведомления о доставке материальных ценностей; получать описание и специфику принципа оценки, который используется предприятием; по каждой группе товаров сравнивать список товаров в запасах с последними документами о закупках и проверяют правильность оценки. Работники налоговых органов должны знать все возможные способы выявления нарушений – маскировки неучтенной продукции, незаконных операций по уходу от налогообложения, умышленного искажения бухгалтерских балансов и отчетов.
В целях повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ необходимо проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий: анализ сумм начисленных налоговых платежей, что позволит выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей; анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, что обеспечит сокращение времени сотрудников налоговых инспекций Республики Мордовия на отбор налогоплательщиков для проведения налогового контроля и повысит эффективность работы; анализ динамики сумм уплаченных налоговых платежей, в ходе которого можно определить организации, где следует проконтролировать полноту и своевременность перечисления налоговых платежей и применить финансовые санкции; анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы и платежеспособность хозяйствующих субъектов, что позволит спрогнозировать перспективу развития финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Во многих развитых странах повышению эффективности работы налоговых органов уделяется особое внимание. Так, в Швеции в ведение налоговых органов осуществлена передача учета и регистрации населения; во Франции – общегосударственного кадастра объектов недвижимости; в Великобритании – поручение налоговым органам взыскивать с граждан некоторые виды государственных кредитов и контролировать распределение некоторых видов социальных пособий; в Италии – применение регистрационного налога – «в целях учета любых операций с объектами недвижимости», не только продаж, но и договоров залога, сдачи в аренду и т.д.; в США – вовлечение налоговых органов в борьбу с преступностью и т.д. В целом можно констатировать, что рассмотренный опыт таких стран, как Италия, США, Швеция в сфере налогового администрирования представляет больший интерес, особенно с точки зрения проводимого сейчас в России реформирования налоговой системы.
Список использованных источников
Информация о работе История становления и развития налоговых органов в России