Местные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение проблем, связанных с взиманием местных налогов и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, значение местных налогов в налоговой системе Российской Федерации, в формировании доходов местного бюджета, сущность местных налогов, их классификация, а также непосредственно проблемы взимания этих налогов.

Содержание

Введение
1. Местные налоги в России
1.1 Исторические аспекты возникновения местных налогов…………………………………………………………. ……….4
1.2 Общие положения о доходах бюджетов…………………. ..................6
2. Характеристика местных налогов
2.1. Налог на землю………………………………………………………...12
2.2 Налог на имущество физических лиц…………………………………17
3. Роль местных налогов в формировании доходов местных бюджетов
3.1 Совершенствование процедуры уплаты местных налогов………….26
3.2 Формирование доходов местного бюджета на примере г. Иркутска…………………………………………………………………….36
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Местные налоги в России

    1. Исторические аспекты  возникновения местных налогов…………………………………………………………. ……….4

1.2 Общие положения  о доходах бюджетов…………………. ..................6

2. Характеристика местных налогов

2.1. Налог на  землю………………………………………………………...12

2.2 Налог на  имущество физических лиц…………………………………17

3. Роль  местных налогов в формировании  доходов местных бюджетов

3.1 Совершенствование  процедуры уплаты местных налогов………….26

3.2 Формирование  доходов местного бюджета на  примере г. Иркутска…………………………………………………………………….36

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

Введение 

Взимание налогов древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Налоги важнейшая форма  аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета поддержание  эластичности налоговой системы непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства. Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Российская налоговая  система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном. Целью моей работы является рассмотрение проблем, связанных с взиманием местных налогов и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, значение местных налогов в налоговой системе Российской Федерации, в формировании доходов местного бюджета, сущность местных налогов, их классификация, а также непосредственно проблемы взимания этих налогов.

 

 

1. Местные налоги в России

1.1 Исторические  аспекты возникновения местных  налогов

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. 
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. Местные налоги - налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Два налога являются обязательными для местных органов самоуправления: земельный налог, налог на имущество физических лиц. В этой связи доля собственных налоговых доходов местных бюджетов находится на катастрофически низком уровне. В рамках межбюджетного регулирования в настоящее время к доходам местных бюджетов можно отнести поступления от следующих федеральных и региональных налогов: на первом месте – налог на доходы физических лиц. Это один из главных источников доходов, поступающих в местные бюджеты. Его величины в муниципалитетах страны находится в интервале 50–80 % от доходной части местных бюджетов. На втором месте находятся имущественные налоги на физических лиц, организации, земельный налог. Налог на прибыль в размере 2 % также поступает в местные бюджеты. Одной из возможностей пополнить местные бюджеты – взимание налога на право розничной торговли подакцизными товарами. Кроме того, можно передать право взимать акциз по некоторым видам подакцизных товаров на местный уровень, например, по таким подакцизным товарам, как пиво и ювелирные изделия.

Существенные  пробелы в налоговой системе  России сегодня очевидны всем. Экономисты, предприниматели, директора государственных предприятий единодушны - надо пересмотреть налоговое законодательство так, чтобы оно стимулировало производственную сферу, служило делу развития районов и территорий. При этом многие ссылаются на положительный опыт западных стран в применении ими налогового обложения на местном уровне.

До Октябрьской  революции в России существовала система местных налогов, которые  не были связаны с государственными и поступали в доход земства. К ним относились: промышленный сбор, взимаемый с торговых документов; сбор с недвижимости, уплачиваемый с промышленных помещений; подомовой налог, введенный с 1863 г. вместо ранее действовавшего подушного налога. С 1920 г. начинается процесс сокращения местных налогов и повышается роль союзных налогов, как основных источников доходов бюджетов всех уровней.

Законом РФ «Об  основах налоговой системы в  РФ» предусматривался перечень местных  налогов и сборов, вначале включающий 21, а позже дополненный еще  двумя налогами. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Конституционность данного положения Закона была подтверждена постановлением Конституционного суда РФ 21 марта 1997 г. Местные органы самоуправления имеют право предоставлять целевые налоговые льготы на основе налоговых соглашений в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, предприятиям любых организационно - правовых форм и форм собственности в случае выполнения ими особо важных заказов по социально-экономическому развитию территорий или оказания особо важных услуг населению данной территории. Ставки местных налогов и сборов также могут быть уменьшены по решению местных органов, но в пределах доходных источников соответствующих бюджетов. К основным местным налогам, установленным федеральными законами и взимаемым на территории страны относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог. По некоторым налогам федеральными законами предусмотрены предельные размеры ставок. Так, налог на имущество физических лиц составляет 0,1 % его инвентаризационной стоимости. По некоторым видам налогов ограничений нет, и их введение и ставка зависят от местных органов управления.[11]

1.2 Общие положения о доходах бюджетов

Формирование  доходов бюджетов осуществляется в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством Российской Федерации.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

Доходы целевых  бюджетных фондов учитываются в  составе доходов бюджетов обособленно.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета  текущего года зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года.

К налоговым  доходам относятся предусмотренные  налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым  доходам Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств».

Так, к неналоговым  доходам в соответствии с ст. 41 БК РФ относятся:

- доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

- доходы от  продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности;

- доходы от  платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в  виде финансовой помощи и бюджетных ссуд,полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- иные неналоговые  доходы.

В соответствии со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учитываются следующие средства, полученные от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности:

- средства, получаемые  в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- средства, получаемые  в виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

- средства, получаемые  от передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог, в  доверительное управление;

- средства от  возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям;

- плата за  пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или  юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

- доходы в  виде прибыли, приходящейся на  доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим Российской  Федерации, субъектам Российской  Федерации или муниципальным  образованиям;

- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации  доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности. [1]

Новеллой бюджетного законодательства является норма, согласно которой доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в  смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные  перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В соответствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут  также зачисляться безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам. Под  взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Информация о работе Местные налоги