Местные налоги в РФ :виды,основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:12, реферат

Краткое описание

Налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность «С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Налоговая система РФ и место в ней местных налогов…………………4
Виды местных налогов
Земельный налог…………………………………………………………...9
Налог на имущество физических лиц…………………………………...13
Единый налог на вмененный доход……………………………………..17
Заключение…………………………………………………......................20
Список литературы……………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Местные налоги в РФ.docx

— 44.52 Кб (Скачать файл)

                   Министерство науки и образования  Российской Федерации

Сибирская Государственная  Геодезическая Академия

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Налоги и налогообложение

На тему: Местные налоги в РФ :виды,основные особенности

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ст.гр. ЭН-41 Дьякова  В.Г.

Проверила:

Мирошникова О. А.

 

 

 

 

Новосибирск 2012

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

Налоговая система РФ и  место в ней местных налогов…………………4

Виды местных налогов

Земельный налог…………………………………………………………...9

Налог на имущество физических лиц…………………………………...13

Единый налог на вмененный  доход……………………………………..17

Заключение…………………………………………………......................20

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВЕДЕНИЕ

Конституция России гарантирует  право граждан на местное самоуправление - решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства  органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а  также несут ответственность  за их реализацию перед населением конкретной территории.

Органы государственной  власти, в том числе субъектов  Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления - обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения, будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права и свободы граждан.

В соответствии с Конституцией России предоставление органам местного самоуправления определенных прав и  полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а  также доли ответственности за все  происходящее на подведомственной им территории. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению  вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права  каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность  немыслима без наличия у каждого  органа власти собственного бюджета  и права его составления, утверждения  и исполнения без вмешательства  извне.

Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных  органов иметь источники доходов. К таким источникам, в первую очередь  относятся местные налоги.

Отсутствие в юридической  науке теоретического фундамента для  построения системы местных налогов  и сборов негативно влияет на качественный уровень принимаемых нормативных  правовых актов, создание единой базы налогового регулирования органами государственной власти и местного самоуправления и реализацию ими  на практике положений законов и  подзаконных актов. Теоретические  основы местного обложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без  учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.

           Налоговая система РФ и место в ней местных налогов

Налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так  и юридическое значение. Сложность  понимания природы налога обусловлена  тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и  политическое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность  «С одной стороны, налог - один из элементов  распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая  наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов  составляет одну из функций государства».

Относительно понятия  «налог» единства мнения в науке  не существует. Более того, до настоящего времени понятия «налог» и  «местный налог» не получили достаточной  четкости ни в литературе, ни в законодательстве. Между тем ключевой проблемой, имеющей  значение для разрешения целого комплекса  вопросов налогообложения, является проблема определения понятия «налог».

Это связано с тем, что  «точное уяснение содержания категории  «налог» способствует правильному  и единообразному применению норм законодательства, ограничивающего право частной  собственности плательщика», позволяет  установить объем полномочий субъектов  налогообложения. Кроме того, необходимость  законодательного определения налога продиктована и тем, что без него невозможно правильное решение проблем  ответственности за неуплату налогов.

Налоговым Кодексом РФ определено, что налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

В настоящее время налоговая  система России основана на следующих  принципах:

· единства налоговой системы;

· подвижности;

· стабильности;

· множественности налогов;

· исчерпывающего перечня  федеральных, региональных и местных  налогов;

· однократности налогообложения;

· равенства и справедливости налогообложения Налоги и налогообложение.

Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой  системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации  и прежде всего в подпункте  «б» ст. 114, согласно которой Правительство  РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это  положение развивало одну из основ  конституционного строя России принцип  единства экономического пространства (ст. 8 Конституции РФ). Данный принцип  означает, что на территории России не допускается установления таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств. Кроме того, в Налоговом кодексе  в ст. 3 указывается на то, что «не  допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации  и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или  создавать препятствия не запрещенной  законом экономической деятельности физических лиц и организаций», а  также «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».

Принцип единства налоговой  системы обеспечивается также единой системой федеральных налоговых  органов. Налоговые органы в субъектах  федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов. Конституцией РФ также не допускается  установление налогов, нарушающих единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо введение региональных и местных налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров (работ, услуг) и финансовых средств в  пределах единого экономического государства, а также недопустимо их введение, позволяющее формировать бюджеты  одних территорий за счет налоговых  доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий.

Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые  механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или  увеличения налогового бремени в  соответствии с объективными нуждами  и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство  должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые  политические и экономические условия. Кроме того, подвижность налогообложения  проявляется в регулярном заполнении правовых провалов в налоговом законодательстве страны. В большинстве случаев  подвижность выступает в качестве контрмер государства против активных действий части непослушных налогоплательщиков. Поскольку не все налоги обладают одинаковой подвижностью, налоговая система должна содержать в себе и такие налоги, которые при росте потребностей можно было бы увеличить. Однако подвижность вовсе не означает качественное реформирование налоговой системы, напротив это постепенное внутреннее ее развитие.

Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать  в течение ряда лет вплоть до налоговой  реформы. При этом налоговая реформа  должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах  с давних пор сложилась нормотворческая  практика, согласно которой любые  изменения и дополнения налоговых  законов могут вступать в силу только с начала нового финансового  года. Именно такое правило следует  установить в налоговой системе  РФ при внесении соответствующих  изменений и дополнений. Этот принцип  обусловлен не только интересами налогоплательщиков. Необходимо помнить, что смена налоговой  системы объективно повлечет за собой  резкое сокращение налоговых поступлений  в бюджет и для восстановления равновесия потребуется несколько  лет. Кроме того, по мнению многих иностранных  экспертов, частые и непредсказуемые  изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных  причин, по которым они отказываются работать в России, так как это  не позволяет произвести точный расчет экономических показателей при  инвестировании в России, что существенно  снижает и инвестиционный рейтинг.

Принцип множественности  налогов включает в себя несколько  аспектов, важнейшим из которых выступает  то, что налоговая система государства  должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов  и объектов обложения должна образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Другим аспектом этого принципа выступает  недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении  экономической или политической ситуации доходная часть бюджета  может просто не состояться.

Множественность налогов  позволяет создать предпосылки  для проведения гибкой налоговой  политики государством, в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее  налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан  и фирм, воздействовать на потребление  и накопление. Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация  по одному налогу неизменно повлечет за собой рост платежей по другому  налогу.

Принцип однократности означает, что один и тот же объект налогообложения  может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Принцип равенства и справедливости налогообложения означает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или  места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин.

Контроль за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей возложен на специально созданную для этих целей единую независимую централизованную систему органов Федеральной  налоговой службы Российской Федерации.

Эта система состоит из центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления (федеральной налоговой службы России) и государственных налоговых  инспекций по республикам в составе  Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного  подчинения) и районам в городах, которые являются юридическими лицами. Государственные налоговые инспекции  подчиняются руководителю Федеральной  налоговой службы России, который  имеет статус министра. Государственные  налоговые органы взаимодействуют  с соответствующими органами власти и управления в процессе государственной  регистрации предприятий, контроля за исполнением решений по вопросам налогообложения, координации работы по сбору необходимой информации для составления соответствующих  бюджетов.

В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система  представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые  доходы государства, в налоговом  законодательстве широкое распространение  получила статусная классификация  налогов. В Российской Федерации  вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):

· федеральные;

· налоги и сборы субъектов  РФ - республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

· местные.

Таким образом, в налоговой  системе Российской Федерации выделяется группа платежей, именуемая местными налогами.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым  кодексом РФ нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территории соответствующих  муниципальных образований. Местные  налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в  действие законами указанных субъектов  Российской Федерации. Устанавливая местный  налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных  правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных  Налоговым кодексом РФ, порядок и  сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по конкретному  местному налогу. Другие элементы налогообложения  устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Не могут устанавливаться местные  налоги и (или) сборы, не предусмотренные  Налоговым кодексом РФ. Местные налоги и сборы изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о  налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Информация о работе Местные налоги в РФ :виды,основные особенности