Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы налогообложения предприятий находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, они очень актуальны в настоящее время.
Целью рассмотрения курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы Курсовая.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный  год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики  исчисляют сумму квартального авансового платежа. В течение квартала налогоплательщики  ежемесячно уплачивают авансовые платежи  в размере Уз подлежащего уплате квартального авансового платежа. Уплата авансовых платежей производится не позднее 15го числа каждого месяца.

Налогоплательщики обязаны  по истечении каждого отчетного  и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого  обособленного подразделения соответствующие  налоговые декларации. При этом по итогам отчетного периода (не позднее 30 дней после его окончания) представляют налоговые декларации упрощенной формы. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются в полном объеме не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

1.3 Характеристика системы налогообложения малого бизнеса

 

Наиболее действенным  способом поддержки малого бизнеса, является установление такого порядка  налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние  существующих малых предприятий  и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса  показал, что специальные налоговые  режимы, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей  стране.

Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые  режимы.

Установление специальных  налоговых режимов в отношении  субъектов малого и среднего бизнеса  продиктовано необходимостью учета  при налогообложении направления  и объема их деятельности.

Использование специальных  режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.

Делая окончательный выбор  в отношении той или иной организационно-правовой формы бизнеса, необходимо отчетливо  представлять как их недостатки, так  и преимущества и возможность  их использования.

Так, учредитель общества с  ограниченной ответственностью (ООО) не отвечает своим личным имуществом по долгам фирмы и не несет ответственность  за нарушения, которые были допущены в работе (ст. 87–94 гл. 4 ГК РФ).

По сравнению с акционерными обществами различного типа, индивидуальный предприниматель (ИП) имеет ряд преимуществ:

  • простая и быстрая регистрация предприятия;
  • любой размер уставного капитала;
  • возможность регистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости в банковском расчетном счете;
  • простая схема налогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведение бухгалтерии без необходимости наличия бухгалтера (ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 185-ФЗ).

В связи с этим лица, которые  планируют начать предпринимательскую  деятельность, выбирая организационно-правовую форму своего бизнеса, в большинстве  случаях останавливаются на ООО или ИП.

В зависимости от различных  показателей выбирается один из четырех  специальных режимов или применяются  несколько одновременно.

Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей — специальный налоговый режим  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку).

Система предусматривает  на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего  уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество  и ЕСН.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) — одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта  налогообложения, кроме того, он может  вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом.

Объектом налогообложения  могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор  объекта налогообложения зависит  от доли расходов в общем объеме выручки и их состава, так как  не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.

При переходе на УСНО налогоплательщик, в зависимости от организационно-правовой формы, освобождается от уплаты следующих  налогов:

ООО — налога на прибыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающей  уплачивать НДС со стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций, ЕСН;

ИП — налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской  деятельности, НДС (требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в  отношении имущества, использованного  в деятельности индивидуального  предпринимателя) и ЕСН.

Существуют жесткие ограничения, установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСНО.

Не имеют права применять  данную систему:

банки, страховщики, негосударственные  пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка  ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;

юридические лица и ИП, занимающиеся игорным бизнесом, производством  подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе и установленных  в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашений о разделе имущества;  

  

1.4 Виды ответственности за налоговые правонарушения

 

Ответственность, предусмотренная  Налоговым кодексом. В зависимости  от субъекта, совершившего противоправные деяния, Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлены следующие виды ответственности:

  • для налогоплательщиков - за нарушение процедурных мероприятий, порядка исчисления и уплаты налогов;
  • для налоговых агентов - за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налогов;
  • для свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов - за отказ от участия в проверке, дачу заведомо ложной информации;
  • для банков - за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.

В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ мерой ответственности за налоговые  правонарушения выступает налоговая  санкция, которая устанавливается  только в форме штрафа.

Налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, то есть большая по размеру санкция  не вытесняет меньшую, как, например, в случае уголовной ответственности. Если виновным лицом совершенно несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размеры штрафа определены положениями НК РФ в твердой сумме или в процентах от определенной величины. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае - взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу.

Срок исковой давности взыскания налоговых санкций  в соответствии с п.1. ст.115 НК РФ не должен превышать шести месяцев  со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Указанный срок, пропущенный  по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен заплатить пени. Порядок взыскания пеней определяется ст.75 и 133 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Примеры видов правонарушений:

  • нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
  • невыполнение налоговым агентом своей обязанности: неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению;
  • непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган;
  • несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

 Административная ответственность.

 Привлечение организации  к ответственности за совершение  налогового правонарушения не  освобождает ее должностных лиц  при наличии соответствующих  оснований от административной, уголовной или иной ответственности,  предусмотренной законами РФ (п.4 ст.108 НК РФ). Административная ответственность - форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренная Кодексом РФ о административных правонарушениях ( КоАП). Этот вид ответственности предполагает уплату штрафа.

Отдельные налоговые правонарушения наказуемы в рамках как Налогового кодекса, так и Кодекса об административных правонарушениях. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП. В этом случае налоговые органы имеют право составить протокол о выявленных ими нарушениях.

Полномочия по наложению  административных штрафов на виновных лиц относятся к компетенции  районного или мирового судьи.

Кодексом об административных нарушениях определены основания для  применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые  виновные лица привлекаются к административной ответственности, приведен ниже.

Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при  отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных  законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение штрафа в размере:

  • на граждан- от 1500 до 2000 руб;
  • на должностных лиц- от 3000 до 40 000 руб;
  • на юридических лиц- от 30 000 до 40 000 руб. ( ст.14.5 КоАП).

Осуществление расчетов наличными  деньгами с другими организациями  сверх установленных размеров, неоприходование ( неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение штрафа в размере:

  • на должностных лиц- от 4000 до 5000 руб;
  • на юридических лиц- от 40 000 до 50 000 руб. ( ст.15.1 КоАП).

Нарушение установленного срока  подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда  ( при этом деятельность организация не вела) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. ( п.1. ст.15.3 КоАП).

Нарушения срока представления  в налоговый орган или орган  государственного внебюджетного фонда  информации об открытии или закрытии счета в кредитной организации  влечет наложение штрафа на должностных  лиц в размере от 1000 до 2000 руб. ( ст.15.4 КоАП).

Нарушение установленных  законодательством о налогах  и сборах сроков представления налоговой  декларации в налоговый орган  по месту учета влечет наложение  штрафа на должностных лиц в размере  от 300 до 500 руб. ( ст.15.5 КоАП).

Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена  ответственность должностных лиц  банков:

  • за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст.15.7);
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора ( взноса) ( ст.15.8);
  • неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9)
  • неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда ( ст.15.10).

Информация о работе Налоги и налогообложение