Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Введение................................................................................................................3
1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы...............................................................................................................6
2. Классификация налоговых систем...............................................................13
2.1. Англосаксонская модель............................................................................13
2.2. Евроконтинентальная модель....................................................................17
2.3. Латиноамериканская модель.....................................................................22
2.4. Смешанная модель.....................................................................................23
Заключение........................................................................................................31
Список литературы...........................................................................................32
Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое вре мя и таким способом, которые представляют наибольшие удоб ства для налогоплательщика. Иными словами при формиро вании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; нало говый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются нало ги на потребление, когда уплата налога осуществляется одно временно с покупкой товара или оплатой услуги.
Исходя из изложенного выше принципа удобства и вре мени взимания налогов, особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно исполь зоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравни тельно низкими ставками и широкой налогооблагаемой ба зой, чем один–два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.
Помимо налогового механизма, элементами налоговой системы являются: система налогов, пошлин и сборов; система налогового законодательства; система научных знаний в области налогообложения.
Система налогов, пошлин и сборов – это совокупность взимаемых в установленном порядке налогов, сборов, пошлин, иных приравненных к налогам платежей.
Система налогового законодательства устанавливает принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.
Система научных
знаний в области налогообложения пред
Комплекс принципиальных
установок для системы
1) всеобщие, или фундаментальные принципы, которые так или иначе используются в податных системах стран мирового сообщества. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то её можно считать оптимальной.
2) Функциональные, или экономические организационно- правовые, принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно- политического и социально- экономического развития страны. Это внутринациональные принципы, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
Данная система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применены в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.
Налоговая система, построенная функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых
2. Классификация налоговых систем.
В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов[2, с. 11].
Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна.
Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных.
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее путно реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу систему налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.
Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.
2.1. Англосаксонская модель
Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.[6, с. 17]
Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.
Британский парламент обладает законодательной властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.
Организация налоговой
службы возложена на два правительственных
департамента, подчиненных казначейству:
Управление внутренних доходов и
Управление пошлин и акцизов. Формально
УВД является самостоятельным
Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Согласно законодательству, налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения. Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.
Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В - доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.
Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.
Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.
Подоходный налог
с компаний (корпоративный налог)
применяется по всем прибылям компаний
резидентов, полученных ими в течение
всего налогового года. Корпоративный
налог взимается после
- текущие расходы (аренда, стоимость ремонта, потери от валютных займов в результате изменения валютного курса, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);
- компенсационные
платежи при увольнении
- расходы на
юридическое обслуживание и
- лицензионные и подобные им платежи;
- представительские расходы;
- расходы на заработную плату сотрудникам;
- расходы на электроснабжение, газ, водоснабжение, освещение, отопление и т.д.;
- взносы и
пожертвования в
- коммерческие и некоммерческие убытки;
- подоходный налог и другие виды налогов;
- просроченные долги.
Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов.
Предприниматели, как правило, ежеквартально заполняют декларацию и переводят налог в Управление. Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.
В стране действуют три ставки НДС: 0, 8 и 17,5%. Нулевая ставка налога применяется к 17 группам товаров: продуктам питания; водоснабжению и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам; одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).
Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы, образование, здравоохранение, ритуальные услуги и др.
Гербовые сборы взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых ценах или в процентах от стоимости услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам - 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.
Источником налоговых поступлений являются платежи с недвижимого имущества (земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик).
2.2. Евроконтинентальная модель
Ярким представителем данной модели является Франция.
Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока[3, с. 12]:
- косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление;
- налоги на прибыль или доход;
- налоги на собственность.
К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины, которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний.
Отличительными особенностями
налоговой системы Франции
- низкий уровень прямого налогообложения;
- высокий уровень косвенного обложения;
- высокая доля взносов в фонды социального назначения;
- высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в общем объеме обязательных отчислений;
- наращивание доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти (регионов, департаментов, коммун).
В общей системе налогообложения можно выделить центральные налоги и местные налоги и сборы.
Налог на добавленную
стоимость изымается в доходы
центральных и местных
При продажах товаров лицами, занимающимися перепродажей, или произведений искусства налогом облагается разница между покупной и продажной ценой в размере 30%.
Сырье и полуфабрикаты, изготовленные для собственных нужд предприятия, и услуги, оказываемые в пределах предприятия, облагаются налогом по ставкам, предусмотренным в законе.
Сделки с недвижимостью, торговые операции и импортные товары облагаются по внутренним ставкам.
НДС имеет четыре ставки: нормальную, сокращенную, промежуточную и повышенную.
Нормальная ставка применяется для всех операций, за исключением тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применяется при оказании услуг в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная - применяется для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и др.
Налог на добавленную стоимость платят в момент представления декларации раз в месяц. Продавец товара вносит налог из выручки после реализации товара. Предприятие, облагаемое НДС, ежемесячно представляет налоговым органам декларацию, содержащую перечень товаров, подлежащих продаже, и размер оборота.
Налог на доходы от денежных капиталов взимается с доходов, получаемых с акций, помещенных капиталов (облигаций, кредитных обязательств, вкладов, бонов и др.) и доходов от иностранных ценных бумаг.