Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 08:32, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрела лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода России к рынку.
Введение
1. Налоги в экономической системе общества
1.1 Сущность налогов
1.2 Принципы налогообложения
1.3 Функции налогов
1.4 Классификация налогов
1.5 Структура налогов
1.6 Основные федеральные налоги РФ
2. Основные налоговые теории
3. Сущность и инструменты налогового регулирования
3.1 Роль налогов в формировании финансов государств
3.2 Налоги как инструмент социальной политики
3.3 Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Сторонники классической теории налогов рассматривают налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится; пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.
Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно: теории жертвы и теории коллективных потребностей. Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуют налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы создавалась в течение XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца _Х1Х--начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.
Центральная идея кейнсиаиской теории заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов.
На количественной оценке денежного обращения основана теория монетаризма. Согласно этой теории налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейн-сианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономки.
В большей степени, чем
две предыдущие, теория экономики
предложения рассматривает
К частным теориям налогов
относится в первую очередь теория
соотношения прямого и
В теории единого налоги лежит мысль, что налоги в итоге уплачиваются из одного источника -- доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным путем, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода.
Теория пропорционального налогообложения базируется, па ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этого способа обложения всегда выступают наиболее имущие классы.
Теория прогрессивного налогообложения основана па усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого гражданина необходимо обложить больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.
Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм обложения., эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существуют различные разновидности этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др. [2, стр 6-11]
3. Сущность и инструменты налогового регулирования
3.1 Роль налогов в формировании финансов государств
Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.
С момента своего возникновения
государственные доходы претерпели
значительную эволюцию. Различного рода
натуральные повинности и сборы
существовали с древнейших времен,
а с развитием товарно-денежных
отношений постепенно уступали место
денежным налогам и сборам. Наряду
с налоговыми доходами к государственным
доходам относятся
Современные бюджетные системы
включают бюджеты центрального правительства,
региональных органов и органов
местного самоуправления. Государственные
доходы формируются главным образом
' | за счет налогов. До XX в. в структуре
государственных доходов
До начала 1980-х гг. отмечалась
тенденция повышения доли государственных
доходов в общем объеме совокупного
общественного продукта и национального
дохода. Если накануне Первой мировой
войны государство
Большая часть государственных
доходов развитых стран сосредоточена
в государственных бюджетах, куда
поступают наиболее крупные доходы.
К важнейшим налогам
Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации -- унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.
Доля национального дохода,
перераспределяемого через
3.2 Налоги как инструмент социальной политики
Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется поистине безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.
Современный экономический кризис носит всеобъемлющий характер. По всем основным показателям -- производство, инвестиции, бюджет, доходы населения и др. -- Россия продолжает находиться в тяжелейшем положении. Относительные успехи 1999-2000 гг. явно обусловлены вполне определенными экзогенными факторами, и потому во многом носят случайный характер. В свою очередь упадок экономики служит причиной появления и обострения множества социально-политических проблем.
Таким образом, серьезные
экономические сбои лежат в основе
глубокого кризиса всего
Исторический опыт свидетельствует,
что разрешение масштабных социально-экономических
кризисов может иметь самые разные
формы: от благополучного выхода из кризиса
до исчезновения страны. Принципиально
важно, что сознательно
Опыт России последних лет полностью подтверждает этот пессимистический вывод: достаточно сравнить количество программ и экономические показатели. Отсюда вовсе не следует, что программы не нужны. Вопрос в соответствии используемых методов -- сложности решаемых задач, применяемых средств -- упрощенно формулируемым целям, а конкретных инструментов -- области их применения, в том, наконец, чтобы не принимать в условиях высокой неопределенности “исторических программ” и “кардинальных реформ”, последствия которых не могут быть предсказаны. Классическое правило гласит: никакая реформа не может иметь места, если она неуправляема.
В плане данного конкретного исследования все указанные методологические замечания должны быть обязательно приняты во внимание при анализе налогов как одного из инструментов государственного регулирования экономики.
Естественной отправной точкой такого анализа служит рассмотрение функциональных возможностей налогов. Вопрос о функциях налога нельзя считать решенным. По существу бесспорной может быть признана только одна функция -- фискальная: все прочие предназначения налогов, включая и их регулирующую (экономическую, стимулирующую) функцию, содержат в своем обосновании неустранимые изъяны. В то же время и отрицать воздействие налогов на многие социально-экономические процессы невозможно.
Разрешение этого кажущегося противоречия состоит в том, что налог, как любое сложное общественное явление, обладает очень широким спектром действия и поэтому может использоваться вне внутренне присущей ему роли. Если взять, к примеру, деньги, то их эффективность как стимула чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову вменять деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег -- вторична, они потому и могут стимулировать (поощрять, наказывать), что имеют “способность” быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому, что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к получению или неполучению сами деньги никакого отношения не имеют.
Аналогичный подход в полной мере может быть распространен и на налоги.
Как обязательный платеж налог “по определению” не несет в себе ничего стимулирующего. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, своим размером и условиями взимания, он может проявиться в качестве стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, как и на что будет израсходован -- все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и является важными побудительными факторами, то есть стимулами.
Итак, фискальное предназначение налогов сочетается с регулирующим их действием: формируя централизованные государственные ресурсы, налоги наряду с этим обладают способностью воздействия на отдельные экономические и социально-политические процессы, то есть регулирующим эффектом. Сочетание это противоречивое. Так, налоги как орудие фиска, изымая деньги прежде всего из рук активных и сильных плательщиков, безусловно тормозят накопление, ослабляют стимулы к зарабатыванию средств. Вместе с тем, та же фискальная сущность налогов лежит в основе формирования бюджета и тем самым создает общие условия для нормального развития производства, расширения социальных гарантий и политической стабильности. Деньги, изымаемые из производства, направляются затем на финансирование непроизводственной сферы, что в определенной мере расширяет спрос и поощряет производство.
Общий налоговый режим и налоговое бремя безусловно относятся к важным макроэкономическим факторам экономического прогресса. Если налоговая система следует классическим принципам своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то тем самым она способствует созданию благоприятных условий для производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: структура бюджетных расходов (и не в меньшей мере, чем их объем) накладывает отпечаток на реальное налоговое бремя и несомненно должна учитываться при разработке налоговой политики.
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики