Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа
Целью работы является характеристика финансовых правонарушений, теоретическое раскрытие финансово – правовой ответственности, а также определение проблем и направлений совершенствования законодательства в данной области.
С.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки финансового правонарушения……………………..5
1.2 Состав финансовых правонарушений…………………………………….6
1.3 Финансово-правовая ответственность и санкции за совершение
финансовых правонарушений…………………………………………………..10
1.4. Финансовый контроль……………………………………………………..19
2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Применение мер государственно-властного воздействия за нарушения
финансового законодательства………………………………………………...22
2.2. Анализ финансовых правонарушений ………………………….………28
2.3 Судебная практика в финансовой сфере …………………………………36
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФИНАНСОВО ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………….…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...46
а) совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
б) совершение налогового правонарушения физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
в) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
В ст. 112 НК РФ указываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность. При наличии хотя бы одного из вышеназванных смягчающих обстоятельств размер штрафа, указанный в налоговом требовании, подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным в Налоговом кодексе РФ.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае размер штрафа увеличивается налоговым органом или судом на 100% (ст. 114 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает срок давности и для взыскания штрафа за налоговое правонарушение. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Однако в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.
Порядок наложения финансового штрафа за бюджетные правонарушения установлен сегодня Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О федеральном казначействе». Он производится налоговыми органами в бесспорном порядке в трехдневный срок по представлении органов Федерального казначейства.
2.2 Анализ финансовых правонарушений
Если рассматривать понятие "финансовое правонарушение" в более широком значении, то в этом случае в основу классификации кладется объект правонарушения - финансовые отношения. На основе такой классификации выделяют:
а) преступления, посягающие на финансовые отношения (ст. ст. 192 - 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ);
б) административные правонарушения, посягающие на финансовые отношения;
в) налоговые, бюджетные, валютные и банковские правонарушения.
Далее стоит выделить и сопоставить признаки отдельных разновидностей финансовых правонарушений, выделяемых по признаку отраслевой принадлежности.
Налоговое
правонарушение. В ст. 106 НК РФ определено:
"Налоговым правонарушением
Таким образом, первый признак налогового правонарушения - налоговая противоправность, т.е. совершение деяния за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Другой признак налогового правонарушения - налоговая наказуемость. Из понятия налогового правонарушения следует, что налоговая наказуемость устанавливается исключительно в Налоговом кодексе РФ. Такой вывод вытекает из пп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, в котором вопрос ответственности за совершение налоговых правонарушений отнесен к сфере исключительного ведения Налогового кодекса. Таким образом, признак налоговой противоправности и налоговой наказуемости - два взаимодополняющих признака. Во-первых, обязанности уплачивать налоги и сборы могут быть предусмотрены как в Налоговом кодексе, так и в иных нормативно-правовых актах. Во-вторых, ответственность за нарушение этих обязанностей может быть предусмотрена только в Налоговом кодексе РФ. [6, с. 153]
С признаком противоправности тесно связан и признак деяния, так как противоправным признается именно деяние, а не мысли, чувства или эмоции. Само деяние должно быть волевым и осознанным и может быть выражено в форме действия или бездействия. Некоторые налоговые правонарушения могут совершаться как в форме действия, так и в форме бездействия.
Например, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) совершается как в форме действия, так и в форме бездействия. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) совершается только в форме бездействия. [7, с. 211]
Следующий признак налогового правонарушения - признак виновности. Нормами ст. 110 НК РФ предусмотрены две формы вины (умысел и неосторожность): "Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать".
В то же время существенным недостатком Налогового кодекса РФ следует признать отсутствие в нем указаний на то, какие налоговые правонарушения совершаются умышленно, а какие - по неосторожности. Это зачастую приводит к правоприменительному субъективизму в процессе квалификации деяния.
Следующий признак налогового правонарушения - общественная опасность. В законодательном определении налогового правонарушения признак общественной опасности не указан, однако это не означает реального отсутствия общественной опасности налоговых правонарушений. Любое государство не может нормально функционировать без полного и своевременного сбора налогов, поступление которых в казну обеспечивает реализацию прав и свобод человека и гражданина, внутреннюю и внешнюю безопасность и т.д.
Общим объектом налоговых правонарушений будет выступать совокупность общественных отношений, обеспечивающих своевременное и полное взимание налогов и сборов, налоговый контроль и процессуальные налоговые отношения, которым и причиняется вред. [7, с. 215]
Соответственно, можно определить три группы родовых объектов налоговых правонарушений. Во-первых, это отношения, обеспечивающие своевременное и полное взимание налогов и сборов. Во-вторых, отношения, обеспечивающие налоговый контроль. В-третьих, налогово-процессуальные отношения.
Соответственно,
на отношения, обеспечивающие своевременное
и полное взимание налогов, посягают
такие налоговые
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ);
- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);
-
невыполнение налоговым
В целом за 2010 год объем финансовых правонарушений составил 580 миллиардов рублей - в два раза больше, чем в прошлом году. Это связано с кризисом и с массовой инъекцией финансовых средств. [18]
Так, за 7 месяцев 2010 года всего по Российской Федерации выявлено 9855 налоговых правонарушений (сокращение по сравнению с прошлым годом на 42%). Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 32,8 млрд. рублей (сокращение по сравнению с прошлым годом на 5,1%). За этот же период окончено расследованием 7152 уголовных дела по налоговым преступлениям (сокращение на 43%), направлено в суд 3513 дела, выявлено 4970 лиц, совершивших налоговые преступления (сокращение на 46%), из которых 1385 лиц привлечено к уголовной ответственности (сокращение на 56%). [10]
Наибольшее сокращение количественных показателей можно отметить по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица). Так, с января по август 2010 года выявлено 1316 преступлений (сокращение на 66%). Размер причиненного материального ущерба составил 1,7 млрд. руб. (сокращение на 46,7%). Закончено расследованием по ст. 198 УК РФ 1155 уголовных дел (сокращение на 66%). Направлено в суд 218 уголовных дел (сокращение на 80,4%), при этом выявлено 1179 лиц, совершивших указанные преступления (сокращение на 64,5%), из которых 216 привлечены к уголовной ответственности (сокращение на 80%). [12]
Отдельную главу российского Налогового кодекса составляют правонарушения, заключающиеся в невыполнении банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (гл. 18 НК РФ).
Анализ комплекса ст. ст. 132 - 136 НК РФ показывает, что указанные правонарушения в основном посягают на отношения, обеспечивающие осуществление налогового контроля, но эти правонарушения только косвенно связаны с взиманием налогов и сборов. Исключение составляет ст. 135 НК РФ, устанавливающая ответственность за неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора.
Бюджетное правонарушение. Общественная опасность бюджетного правонарушения состоит в причинении вреда (или угрозе причинения вреда) отношениям, возникающим в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [9, с. 153]
Исходя из анализа конкретных бюджетных правонарушений, указанные отношения можно конкретизировать. Например, это могут быть отношения по целевому использованию бюджетных средств, своевременному и полному перечислению бюджетных средств, своевременному представлению отчетов об исполнении бюджета и т.п.
В ст. 283 БК РФ указаны следующие виды бюджетных правонарушений:
- неисполнение закона (решения) о бюджете;
-
нецелевое использование
- неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
-
неполное перечисление
-
несвоевременное перечисление
-
несвоевременное зачисление
- несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
- несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и др. [2]
Анализ конкретных бюджетных правонарушений показывает, что они могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия.
В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы). [14]
Установлено нарушение законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму 37,5 млрд. рублей. Нарушения в сфере казны и оборота федерального имущества составили 8,6 млрд. рублей, нарушения законодательства о бухгалтерском
учете и финансовой отчетности – 10,7 млрд. рублей
Количество правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, в 2010 году сократилось по сравнению с 2009 годом на 67% — до 2 888 с 4 332. Для сравнения: число нарушений в этой сфере в 2008 году составляло 3,124 тыс., в 2007-м — 1,957 тыс., в 2006-м — 1,091 тыс. [14]
Субъектами бюджетных правонарушений могут быть только юридические лица, являющиеся участниками бюджетного процесса.
Информация о работе Налоговая ответственность и ее основания