Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный
университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и
муниципального управления и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственные
и муниципальные финансы»
на тему
«Налоговая
поддержка малого бизнеса»
Выполнила:
Попова Наталья Владимировна
группа УДсВ-41
специальность:
государственное
управление
Руководитель:
Бакулин Юрий Александрович
Киров
2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение |
3 |
- Субъекты малого бизнеса: понятие,
критерии выделения.
|
5 |
1.1 Достоинства
и недостатки малого бизнеса. |
7 |
1.2 Роль малого бизнеса
в социально – экономической и политической
жизни общества. |
8 |
- Налоговая политика государства:
сущность и значение.
|
10 |
- Государственная поддержка
малого бизнеса в России в сфере налогообложения.
|
12 |
3.1 Поддержка малого
бизнеса на территории Кировской области |
27 |
3.2 Поддержка малого
бизнеса в Лузском районе Кировской области. |
32 |
Заключение |
35 |
Библиографический список |
37 |
Приложение 1 |
38 |
|
|
Введение
Согласно данным Росстата и
ФНС России по состоянию на 1 января 2013
года в стране зарегистрировано более 6
млн. субъектов малого и среднего предпринимательства,
в которых занято около 18 млн. человек,
что составляет четверть всех занятых
– почти 20% ВВП. Тем не менее, Минэкономразвития
России отмечает, что данные показатели
существенно ниже, чем в других странах
с сопоставимым уровнем развития и более
того – они ухудшаются.
Субъекты малого и среднего
предпринимательства (СМСП) – один из
ключевых элементов, обеспечивающих конкурентоспособность
экономики государства, создание новых
рабочих мест, развитие инноваций и рост
налоговых поступлений в бюджет. В силу
небольших финансовых и кадровых ресурсов
малый и средний бизнес является наиболее
уязвимым, особенно в периоды рецессии.
Снижается доля малого и среднего бизнеса
в кредитном портфеле российских банков,
уменьшается количество самих предприятий
и работников, занятых на них.
Именно поэтому данная категория
граждан и организаций нуждается в особой
и многогранной поддержке со стороны государственных
и муниципальных органов – имущественной,
финансовой, информационной, консультационной,
налоговой и др.
Изучение налоговой
поддержки малого бизнеса в Российской
Федерации и является целью данной
работы.
Задачи:
Охарактеризовать субъекты малого предпринимательства,
их особенности и значение в социально
– экономической и политической жизни
страны;
Познакомиться с налоговой
политикой страны, её сущностью и значением;
Изучить государственную поддержку
малого бизнеса в сфере налогообложения.
Рассмотреть направления и
формы налоговой поддержки субъектов
малого предпринимательства на территории
РФ.
Познакомиться с налоговой
поддержкой малого бизнеса в Кировской
области и в Лузском районе Кировской
области.
Объектом исследования: поддержка малого
бизнеса на территории Российской Федерации.
Предмет – налоговая поддержка малого
бизнеса на территории Российской Федерации.
Методы исследования:
анализ литературных и электронных
источников,
Указанные методы позволили
всесторонне охарактеризовать исследуемый
объект в данной работе.
- Субъекты малого
бизнеса: понятие, критерии выделения.
Малый бизнес – это
бизнес, осуществляемый в малых формах,
опирающийся на предпринимательскую деятельность,
совокупность мелких и средних частных
предпринимателей, прямо не входящих ни
в одно монополистическое предприятие.
[9, 78-81]
Малое предпринимательство
– с одной стороны специфический сектор
экономики, создающий материальные блага
при минимальном привлечении материальных,
энергетических, природных ресурсов и
максимальном использовании человеческого
капитала, а с другой – сфера самореализации
и самообеспечения граждан, в пределах
прав, предоставленных Конституцией Российской
Федерации [1].
Малое предпринимательство
можно квалифицировать как особый творческий
тип экономического поведения, для которого
характерны предпринимательский дух и
инициативная творческая деятельность,
связанная в то же время с определенным
риском для ограниченного числа заинтересованных
людей.
Согласно п.1 ст.3 ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года
N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства
являются хозяйствующие субъекты (юридические
лица и индивидуальные предприниматели),
отнесенные в соответствии с условиями,
установленными федеральным законом.
К субъектам малого
и среднего предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный реестр
юридических лиц потребительские кооперативы
и коммерческие организации (за исключением
государственных и муниципальных унитарных
предприятий). К ним относятся и физические
лица, внесенные в единый государственный
реестр индивидуальных предпринимателей
и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица (далее - индивидуальные предприниматели),
крестьянские (фермерские) хозяйства,
соответствующие следующим условиям: [3]
- Для юридических лиц: - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
- Средняя численность
работников за предшествующий календарный
год не должна превышать следующие предельные
значения средней численности работников
для каждой категории субъектов малого
и среднего предпринимательства:
- от 100 до 250 человек
включительно для средних предприятий;
- до 100 человек включительно
- для малых предприятий;
- среди малых предприятий
выделяются микропредприятия - до 15 человек. [7]
- Предельные значения
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) за предшествующий год без учета
налога на добавленную стоимость установлены
Постановлением Правительства РФ «О предельных
значениях выручки от реализации товаров
(работ, услуг) для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства»
от 22 июля 2008г. №556 для следующих категорий
субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия
- 60 млн. рублей;
- малые предприятия
- 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей. [7]
Категория субъекта
малого или среднего предпринимательства
определяется в соответствии с наибольшим
по значению условием, установленным пунктами
2 и 3.
Категория субъекта
малого или среднего предпринимательства
изменяется только в случае, если предельные
значения выше или ниже предельных значений,
указанных в пунктах 2 и 3 в течение двух
календарных лет, следующих один за другим.
[3]
Предельные значения этих величин определяет
Правительство РФ раз в пять лет на основе
данных сплошных статистических наблюдений
за субъектами малого и среднего предпринимательства.
Органы статистики проводят выборочное
наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных
исследований (для микропредприятий -
раз в год).
Средняя численность
работников микропредприятия, малого
предприятия или среднего предприятия
за календарный год определяется с учетом
всех его работников, в том числе работников,
работающих по гражданско-правовым договорам
или по совместительству с учетом реально
отработанного времени, работников представительств,
филиалов и других обособленных подразделений
микропредприятия, малого предприятия
или среднего предприятия.
1.1 Достоинства
и недостатки малого бизнеса.
Данный вопрос для
большей наглядности представим в
форме таблицы 1.
Таблица 1.
Достоинства
малого бизнеса |
Недостатки
малого бизнеса |
- Гибкость и мобильность малого
бизнеса позволяют ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям
- Более высокие возможности
эффективного хозяйствования за счет соединение в одном
лице собственника и управленца.
- Возможность обходиться
без крупных вложений в
основные средства. Это привлекает многих
начинающих предпринимателей и положительно
сказывается на себестоимости выпускаемой
продукции.
- Взаимозаменяемость
работников. При известном разграничении
функций между сотрудниками для малого
коллектива характерны взаимопомощь и
поддержка друг друга, а в случае необходимости
дублирование и взаимозаменяемость.
- Высокая скорость прохождения
информации. Это обусловлено меньшим объемом
информации на малых предприятиях и непосредственным
общением руководителя и подчиненных.
- Хорошая управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
|
- Большая степень риска. Предприниматель работает
под страхом быть разоренным.
- Большая зависимость
от воздействия окружающей ситуации.
- Малому бизнесу практически
нет применения в фондоемких, наукоемких
отраслях, требующих больших капиталовложений.
Сера его деятельности ограничена.
- У предприятия нет
возможности покупать сырье со значительными
оптовыми скидками, так как закупки ограничены
масштабом производства.
- Не имеют возможности проводить научные
исследования и перспективы начинания вследствие отсутствия маркетинговой службы.
- Уязвимость с точки зрения конъюнктуры рынка из – за ограниченной номенклатуры выпускаемой продукции.
|
[6]
Таковы основные достоинства
и недостатки малого бизнеса. Задача руководителей
малых фирм – ослабить влияние недостатков
при усилении роли достоинств малых предприятий.
1.2 Роль малого бизнеса
в социально – экономической и политической
жизни общества.
Деятельность малых и средних
предприятий обслуживает основную массу
потребителей, производя комплекс продуктов
и услуг в соответствии с быстро изменяющимися
требованиями рынка.
Рассматривая социальную значимость
предпринимательства, можно выделить
следующие ее составляющие:
- создание широкого слоя мелких
собственников (среднего класса) - владельцев
небольших предприятий и их наемных работников,
общая численность которых является одной
из наиболее существенных качественных
характеристик любой страны с развитой
рыночной экономикой. Они самостоятельно
обеспечивают собственное благосостояние
и достойный уровень жизни, являются основой
социально- экономических реформ, гарантом
политической стабильности и демократического
развития общества; [7]
- занятие предпринимательством
является не только источником средств
к существованию, но и способствует раскрытию
внутреннего потенциала личности;
- предпринимательский сектор
способен создавать новые рабочие места,
а, следовательно, может обеспечить снижение
уровня безработицы и социальной напряженности
в стране. Предпринимательство является
сектором выживания, втягивающим в реформаторский
процесс людей, потерявших работу, военнослужащих,
увольняемых в запас, и практически единственным
сектором оздоровления серьезно «больных»
переходных (мутирующих) общественных
групп. Мелкие собственники, семейный
бизнес, индивидуальные предприниматели
все менее зависят от государства и могут,
расширяя сферу своей деятельности, уменьшить
остроту безработицы;
- решение молодежных проблем.
Предпринимательство открывает вакансии
и для молодежи, часть которой, к сожалению,
сейчас находит применение своим силам
в криминальной среде;
- решение вопросов регионального
и муниципального развития. Факторы экономической
и социальной напряженности особенно
остро ощущаются в регионах с неразвитой
инфраструктурой, удаленных от торгово-промышленных
центров и путей, с сырьевой направленностью
основных производств, моноструктурой
городов, с не обеспечивающим насущные
нужды сельским хозяйством. Развитие малых
городов, поселков немыслимо без участия
малых производственных предприятий.
Малые предприятия и создаваемые на их
основе художественные и различные кустарные
промыслы способствуют укреплению экономики
небольших поселений, сглаживают различия
между центром и провинцией, выравнивают
интеллектуальный уровень и образ жизни
населения. Развитию малого предпринимательства
в регионах способствует фактор, называемый
«законом радиуса»: чем дальше от столицы,
тем выше потенциальные возможности для
развития малых предприятий и меньше,
в известной мере, экономические и политические
риски. Это, кстати, понимают зарубежные
партнеры и инвесторы. Малый бизнес в силу
своей специфики имеет ярко выраженную
региональную ориентацию. Малые предприятия
обычно строят свою деятельность, исходя
из потребностей и возможностей насыщения
местного рынка, объема и структуры локального
спроса. В условиях развития экономической
самостоятельности регионов предпринимательство
может рассматриваться как важное средство
оптимизации структуры региональной экономики.