Налоговая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Изучение налоговой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и является целью данной работы.
Задачи:
1. Охарактеризовать субъекты малого предпринимательства, их особенности и значение в социально – экономической и политической жизни страны;
2. Познакомиться с налоговой политикой страны, её сущностью и значением;
3. Изучить государственную поддержку малого бизнеса в сфере налогообложения.
4. Рассмотреть направления и формы налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства на территории РФ.
5. Познакомиться с налоговой поддержкой малого бизнеса в Кировской области и в Лузском районе Кировской области.

Содержание

Введение 3
1. Субъекты малого бизнеса: понятие, критерии выделения. 5
1.1 Достоинства и недостатки малого бизнеса. 7
1.2 Роль малого бизнеса в социально – экономической и политической жизни общества. 8
2. Налоговая политика государства: сущность и значение. 10
3. Государственная поддержка малого бизнеса в России в сфере налогообложения. 12
3.1 Поддержка малого бизнеса на территории Кировской области 27
3.2 Поддержка малого бизнеса в Лузском районе Кировской области. 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ Попова НВ.docx

— 114.45 Кб (Скачать файл)

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного самоуправления, пытаются устанавливать произвольные налоги. Конечно, проще забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов, которые не получали государственную поддержку, к малым предприятиям и регионам, которые уже включены в такую систему.  На «опоздавших» и «раскачивающихся» налоговое давление усилится.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенческие настроения и не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все новых и новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной. (При этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

А дополнительные частные и государственные инвестиции в малый бизнес? Внешне привлекательна ситуация, когда государство увеличивает объем инвестиций в малый бизнес, но при этом на столько же возрастают налоговые сборы с предприятий данной категории. Баланс для бюджета достигнут, но отрицательные последствия такой арифметики – дисбаланс интересов – неизбежны [5]

Помимо этого, Правительство РФ на данный момент рассматривает ряд возможных мер дополнительной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (преимущественно финансовой), которые могут быть реализованы в 2014-2018 годах.

1. Пониженный  тариф страховых взносов во  внебюджетные фонды на уровне 20% (20% – ПФР, 0% – ФСС, 0% – ФФОМС) может быть сохранен до 2018 года  включительно. Данная норма касается в основном субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную схему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Также она затрагивает социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные организации и аптеки, применяющие специальные режимы налогообложения.

Пролонгацию данной меры поддержки предусматривает разработанный Минтрудом России законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”. В первоначальной редакции документа планировалось продлить льготный период до 2018 года включительно, но с ежегодным увеличением совокупного пониженного тарифа на 2% (то есть 2014 год – 22%, 2015 год – 24%, 2016 год – 26% и т. д.). [6]

2. Для  впервые зарегистрированных малых  предприятий могут быть введены  налоговые каникулы. Инициатива введения двухлетних налоговых каникул для начинающих предпринимателей была озвучена представителями “Деловой России” и “Опоры России” в ходе встречи Президента РФ  с российскими предпринимателями 23 мая 2013 года. В связи с этим главой государства было дано поручение Правительству РФ проработать данный вопрос.

Позднее данная мера также обсуждалась в ходе встречи Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с членами Деловой России 26 июня 2013 года. В результате, кабинет министров исходил из возможности освобождения на два года от уплаты всех налогов и обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию.

Министерство финансов имеет консервативную позицию по этому поводу, но с “Опорой России” нужно отработать механизмы защиты от каких-то недобросовестных схем, которые будут навязываться, например, теми, кто не хочет уплачивать налоги. Но по большому счету это правильная мера для тех, кто начинает бизнес с нуля.

На данный момент позиция главы Правительства РФ заключается в том, что решение о введении налоговых каникул может быть передано на уровень субъектов РФ и коснется, прежде всего, производственных и инновационных компаний.

3. Планируется  создание федерального гарантийного  фонда поддержки малых и средних  предприятий.  Одной из мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление государственных и муниципальных гарантий по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов соответственно. Такая мера поддержки обусловлена тем, что субъекты малого и среднего предпринимательства не имеют надежной залоговой базы и сами по себе являются более нестабильными с финансовой точки зрений, нежели крупный бизнес. Гарантии в свою очередь позволяют обеспечить равный доступ малых предприятий к кредитным ресурсам.

Гарантии чаще всего представляются государством не напрямую. Бюджетные средства направляются в форме субвенций в специализированные гарантийные организации (гарантийные фонды), учрежденные субъектами РФ, которые в свою очередь выступают поручителями по кредитным договорам субъектов малого и среднего предпринимательства с банками. Чаще всего они представляют собой некоммерческие организации, однако встречаются и хозяйственные общества, а также унитарные предприятия. По данным Минэкономразвития России, региональные гарантийные фонды созданы практически во всех субъектах РФ. Под их поручительство за последние шесть лет предоставлено свыше 200 млрд руб. кредитов. Вознаграждение фонда в среднем составляет 2% от суммы поручительства. [6]

Для развития данной формы поддержки Правительство РФ планирует создание федерального гарантийного фонда – небанковской кредитной организации. Регулировать и контролировать ее деятельность будет Банк России. Федеральный гарантийный фонд должен получить право выдавать контргарантии региональным гарантийным фондам, чтобы они могли расширить свои лимиты поручительства, а также прямые гарантии предпринимателям. Минэкономразвития России рассчитывает, что в результате доля кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспеченных гарантиями, может увеличиться с 2% до 5%. На капитализацию федерального гарантийного фонда планируется выделить 30 млрд. руб. в 2014-2015 годах.

В случае создания такого фонда, Банк России готов рассмотреть вопрос об отнесении его гарантий к обеспечению I-й категории качества (отсутствие кредитного риска), что также должно облегчить получение кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства. На данный момент поручительства гарантийных фондов субъектов РФ могут быть отнесены ко II-й категории – умеренный кредитный риск.  
Минэкономразвития России исходит из того, что данный налоговый режим будет удобен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность временно или нерегулярно, а также совмещающих предпринимательскую деятельность со своей основной трудовой деятельностью. При этом планируется, что патент можно будет получать и на длительный период. Данная мера должна обеспечить приход в экономику предпринимателей, работающих на данный момент в теневом ее секторе, доходы которых не учитываются.

4. Введение специального налогового режима для самозанятых граждан. По замыслу Минэкономразвития России граждане, которые не готовы регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, смогут приобрести специальный патент для самозанятых граждан и работать на его основе. Планируется, что это будет самая простая форма осуществления предпринимательской деятельности, исключающая необходимость ведения бухгалтерии, книги доходов и расходов, соблюдения требований к кассовым аппаратам и помещениям. Она призвана создать предпринимателям комфортные условия без избыточного налогового администрирования.

При этом в качестве аналогии можно привести патент для иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы. В таком случае уплата налога осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 руб. в месяц (с индексацией на коэффициент-дефлятор), а налогоплательщик освобождается от представления в налоговые органы соответствующей декларации за исключением ряда случаев.

Согласно поручению Правительства РФ, вопрос о введении специального налогового режима для самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, должен быть проработан Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России до 10 декабря 2013 года. [6]

5. Планируется  расширить участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также нужд государственных компаний. На данный момент Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства РФ “Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц”. Помимо ряда других особенностей, документ призван закрепить обязательную долю участия малого бизнеса в закупках субъектов естественных монополий, госкомпаний, государственных корпораций и других организаций, указанных в ч. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

На данный момент подобные квоты не определены, в законе прописано лишь право Правительства РФ определять особенности участия малого и среднего бизнеса в закупках упомянутых компаний. Предполагается, такая доля должна составить с 1 января 2014 года не менее 10%, с 1 января 2015 года – не менее 18%, а с 1 января 2017 года – не менее 25% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками. При этом планируется, что закупки у малых предприятий будут осуществляться путем:

  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы либо физический лица, в том числе СМСП;

  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только СМСП;

  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков из числа СМСП.

Данные мероприятия реализуются в соответствии с планом мероприятий (“дорожной картой”) “Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием”. В указанном документе в обоснование необходимости принятия рассматриваемых мер Правительство РФ отмечает, что объем закупок таких заказчиков в настоящее время составляет не менее 7 трлн. руб. в год. При этом доля СМСП в подобных закупках суммарно составляет – не более 10%, что связано во многом с ориентацией системы закупок на интересы крупного бизнеса, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний заказчиков.

Что касается государственных и муниципальных заказчиков, то с 1 января 2014 года они обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. (ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

Напомним, что в настоящий момент доля таких закупок должна составлять не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта в таком случае не должна превышать 15 млн. руб. (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”).[6]

6. 100% доходов от упрощенной системы налогообложения могут быть переданы местным бюджетам с 2015 года.  Согласно п.2 ст.56 Бюджетного кодекса РФ,  налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в настоящий момент зачисляется в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%. Планируется, что полная передача соответствующих доходов на муниципальный уровень позволит наладить более тесный контакт местных властей с бизнесом, создаст взаимную заинтересованность и обеспечит большую самостоятельность муниципальных властей в вопросах поддержки и развития предпринимательства. Это в свою очередь должно способствовать развитию социальных услуг и рост производства. [6]

7. Обсуждается  ряд мер по развитию фондирования  кредитных организаций и секьюритизация  кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства. Правительство РФ рассматривает возможность размещения для этих целей средств Фонда национального благосостояния в сумме 100 млрд руб. в депозиты Внешэкономбанка. Далее банкам и другим кредитным организациям будет предоставляться фондирование по цене “инфляция плюс 1%” для целей долгосрочного кредитования субъектам малого и среднего предпринимательства. Планируется, что при такой схеме стоимость кредита для субъектов малого и среднего предпринимательства не превысит 10%, а длительность кредита составит до 10 лет. По замыслу Минэкономразвития России, это будет способствовать, в частности,  увеличению примерно на 50% объема инвестиционных проектов среднего бизнеса. При этом планируется, что такие кредиты будут предоставляться только субъектам малого и среднего предпринимательства, работающим в производственной сфере.

Кроме того, планируется создание системы секьюритизации кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства. В результате кредитные организации смогут предоставлять малому и среднему бизнесу стандартизованные кредиты и выпускать облигации, удостоверяющие права требования по таким кредитным договорам. В свою очередь Банк России готов использовать такие ценные бумаги в качестве обеспечения по операциям рефинансирования указанных кредитных организаций путем:

  • включения указанных облигаций в ломбардный список Банка России;

Информация о работе Налоговая поддержка малого бизнеса