Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:02, реферат
В Италии в настоящее время насчитывается свыше 20 млн. налогоплательщиков. К их числу относятся как юридические, так и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели а также общества партнеров (осуществление совместной деятельности без образования юридического лица). Итальянское налоговое законодательство не рассматривает группы юридических или физических лиц как налогоплательщиков. Однако, в Италии существует понятие «консолидированный налогоплательщик», которое применяется в отношении группы юридических лиц, включающей управляющего субъекта и дочерних компаний в которых доля прямого или косвенного участия управляющего субъекта превышает 50%. При этом существуют 2 системы консолидации – национальная и мировая.
Налоговая система Италии
Большое количество налогов в совокупности
с высоким уровнем
Налоговое законодательство
В настоящее время налоговое законодательство Италии включает в себя свыше 350 законов. При этом необходимо иметь в виду, что вопросы налогообложения регулируются Конституцией Республики Италия, в которой определены основные принципы налогообложения, международными соглашениями, совокупностью законов о налогах и сборах, а также целым рядом актов президента, правительства, Министерства экономики и финансов, представительных органов власти на местном уровне. Значительную роль в регулировании национальной системы налогообложения играют нормативные акты Европейского Союза, которые определяют не только основные виды налогов, которые должны быть установлены на территории конкретного государства, но и общие принципы их взимания и размеры налоговых ставок.
Итальянское государство присоединилось к Договору об Европейском Сообществе от 25.03.1957, который обусловил возникновение межнациональной юридической системы, имеющей собственные органы и собственные нормативные источники. Общеевропейские нормативные источники происходят от закона, на котором основан Учредительный договор Европейского Сообщества, и наделены силой отмены национальных законов в области своей компетенции.
Общеевропейскими источниками являются:
Ø положения общего характера, все составляющие которых являются обязательными и напрямую применяются в каждом из Государств-членов;
Ø директивы, которые, наоборот, обязывают национального законодателя привести внутренний правопорядок в соответствие с общеевропейскими нормами. В том случае, если директивы накладывают безоговорочное и четкое обязательство, даже если оно не признано Государством-членом, судья этого государства обязан отказаться от применения национальных нормативных актов, противоречащих общеевропейским директивам;
Ø постановления Верховного Суда,
которые юриспруденция
непосредственное применение.
В Италии существует 2 типа законодательных актов:
• государственные законы, принимаемые парламентом;
• чрезвычайные законы, на основании
которых правительство
На региональном (областном) и местном (муниципальном) уровнях правительством издаются следующие законы:
•эксклюзивные (постановления, распоряжения, касающиеся и определенных отраслей, например транспорта);
•конкурентные (сопровождают республиканские законы; например, республиканское законодательство определяет минимальный и максимальный уровень налоговой ставки по конкретному налогу, область (провинция, муниципалитет) выбирает в пределах установленных порогов определенный размер налоговой ставки);
•исполнительные (парламентом издается законодательный акт, правительством области определяется порядок реализации этого закона; например, парламент определяет территории, на которых будет производиться утилизация отходов, правительство области, исполняя закон, принимает решение о конкретных мерах утилизации).
Противоречий между законами республики,
области, муниципалитета быть не должно,
иначе Конституционным судом
соответствующий
После принятия законов налоговыми органами выпускаются соответствующие разъяснения, которые не имеют силу законодательного акта и на практике оспариваются налогоплательщиками.
Налогоплательщики
В Италии в настоящее время
Первая применяется в
В целях отождествления физических
лиц в отношениях с государственными
учреждениями и административными
органами каждому гражданину Италии
государственным учреждением
В таблицах 1 и 2 представлена сравнительная характеристика основных прав и обязанностей налогоплательщиков России и Италии. Однако практическая реализация тех или иных прав и обязанностей осуществляется по разному. Так, итальянский налогоплательщик с помощью системы паролей имеет возможность доступа через Интернет к содержащимся в отношении него сведениям в базе данных налоговых органов, в т.ч. может знакомиться с состоянием лицевого счета налогоплательщика, а также ознакомиться с данными, содержащимися в представленных ранее налоговых декларациях, что способствует полноценной реализации прав налогоплательщиков. В качестве метода предварительной защиты своих прав можно рассматривать направление налогоплательщиком запросов в налоговые органы Италии о вариантах правомерного поведения в конкретной ситуации, толковании или неприменении тех или иных налоговых норм.
В Италии существует следующая система запросов:
1) ординарный (обычный) запрос (представляет
собой заявление, которое
В запросе должны быть указаны (и это законодательно определено):
• данные о налогоплательщике;
• точные и конкретные обстоятельства предмета запроса;
• описание сомнения налогоплательщика;
• нерешенные, по мнению налогоплательщика, вопросы с предложением своего варианта решения.
Налоговый орган обязан дать ответ на запрос налогоплательщика в течение 120дней. Существует законодательное правило: если налоговый орган не ответил на запрос в течение установленного срока, значит, он принимает вариант налогоплательщика,
указанный в запросе. При разрешении налоговых споров в суде налогоплательщик вправе ссылаться на ответ на запрос либо на факт оставления запроса без ответа;
2) предварительный запрос против
уклонения от уплаты (требуется
разрешение ситуации, возникающей
в связи с реорганизацией, либо
сомнений налогоплательщика,
3) коррективный запрос (запрос об
исправлении) (требуется узнать о
неприменении определенных
4) специальный запрос для
5) юридическая консультация (оказание
налоговыми органами
Несмотря на тщательное описание видов запросов и порядка их направления в АНП, длительный срок установленный на предоставление официальных ответов не позволяет в полной мере обеспечивать стабильность экономической деятельности налогоплательщиков из-за сложного толкования налогового законодательства, а также наличия целого ряда других проблем в налогообложении.
Таблица 1. Основные права налогоплательщиков в России и Италии
№ п/п |
Права налогоплательщиков в Российской Федерации |
Права налогоплательщиков в Италии |
1 |
Получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц |
Аналогичная норма имеется |
2 |
Получать от налоговых
органов и других уполномоченных
государственных органов |
Аналогичная норма имеется |
3 |
Использовать налоговые
льготы при наличии оснований
и в порядке, установленном |
Аналогичная норма имеется |
4 |
Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом; |
Аналогичная норма имеется. Условия предоставления несколько иные. Так, отсрочку предоставляют налоговые органы при признании кризисного положения на предприятии судом. |
5 |
На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; |
Аналогичная норма имеется |
6 |
Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя |
Аналогичная норма имеется. В случае если сумма иска превышает 5 тыс. евро налогоплательщику в налоговом суде предоставляется адвокат |
7 |
Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок |
Аналогичная норма имеется |
8 |
Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки |
Аналогичная норма имеется |
9 |
Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов |
Аналогичная норма имеется |
10 |
Требовать от должностных
лиц налоговых органов |
Аналогичная норма имеется |
11 |
Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам |
Аналогичная норма имеется |
12 |
Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц |
Аналогичная норма имеется |
13 |
Требовать соблюдения налоговой тайны |
Аналогичная норма имеется в отношении понятия служебная тайна |
14 |
Требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. |
Аналогичная норма имеется |
15 |
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. |
|
Таблица 2. Основные
обязанности
№ п/п |
Обязанности налогоплательщиков в Российской Федерации |
Обязанности налогоплательщиков в Италии |
1 |
Уплачивать законно |
Уплачивать налоги в бюджет в установленные сроки по соответствующим формам (моделям) платежных документов; |
2 |
Встать на учет в налоговых
органах, если такая обязанность
предусмотрена настоящим |
Постановка на учет в качестве плательщиков НДС |
3 |
Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах |
Вести бухгалтерские записи
и сохранять бухгалтерские |
4 |
Представлять в налоговый
орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации по
тем налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность
предусмотрена |
Ежегодно заявлять о своих доходах, декларировать налоги |
5 |
Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; |
Аналогичная норма имеется |
6 |
Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей |
Сотрудничать с налоговыми органами |
7 |
Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом |
Представлять все необходимые документы по письменным запросам налоговых органов |
8 |
В течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги |
Сохранять документы, необходимые для составления декларации, в течение 5-7 лет с момента ее представления |
9 |
Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. |
Аналогичная норма имеется |