Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:45, реферат
Целью работы является изучение главных направлений совершенствования налоговой политики РФ.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить цели налоговой политики государства на краткосрочную перспективу;
- обозначить государственные органы и документы, которые осуществляют налоговую политику РФ;
- изучить основные направления повышения эффективности налогового администрирования;
- проанализировать реформирование ЕСН и введение страховых взносов работодателей;
- изучить направления совершенствования налогообложения добычи нефти и природного газа;
- провести сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджет РФ за 2010 и 2011 годы.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Реализация и совершенствование налоговой политики РФ по отдельным направлениям ..................................................................................... 5
1. 1. Реализация налоговой политики в РФ ............................................... 5
1. 2. Повышение эффективности налогового администрирования как стратегическое направление совершенствования налоговой политики .......... 8
1. 3. Реформирование ЕСН как стратегическое мероприятие налоговой политики ............................................................................................................... 13
1.3. 1. Тарифы страховых взносов в 2012–2013 годах ................. 14
1. 4. Совершенствование налогообложения добычи нефти и природного газа .........................................................................................................................18
1. 5. Иные мероприятия налоговой политики ......................................... 20
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджет РФ 2010 и 2011 гг. ............................................................................................................... 21
2.1. Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ ......... 21
2.2. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет .......................................................................................... 24
2.3. Налоговые поступления в консолидированные бюджеты РФ ....... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................ 29
Данные меры направлены на сохранение уровня налоговых поступлений в бюджетную систему РФ с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
1. 5. ИНЫЕ МЕРОПРЯТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Введение налога на недвижимость является задачей, требующей решения, и особым направлением налоговой политики на протяжении многих лет. Целью данной реформы является увеличение доходной части региональных и местных бюджетов.
Введение налога на недвижимость предполагает замену налога на имущество и земельного налога. При этом налоговая база будет определяться на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости, близкой к рыночной стоимости. Однако реализация указанной задачи предполагает разработку кадастра объектов недвижимости, а также методику массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра, что создает дополнительные трудности в ее осуществлении. В связи с этим проведение данной реформы в настоящее время затруднено.
Помимо перечисленного Правительство РФ реализует и другие мероприятия, направленные на повышение эффективности налоговой системы в долгосрочной перспективе. Среди последних можно отметить следующие мероприятия10:
Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ РФ 2010 И 2011ГГ.
2.1. НАЛОГОВЫЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ В
Рис. 1
Формирование всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.
Рис.2
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.
Рис. 3
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)
Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 927,7 млрд. рублей (85%). В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)
Из общей суммы 2011 года
поступления в федеральный
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года –ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре 2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%). (Рис. 3)
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)
Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.
Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.
Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.
Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.
Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.
2.2. ПОСТУПЛЕНИЯ АДМИНИСТРИРУЕМЫХ
ФНС РОССИИ ДОХОДОВ В
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году.
Рис. 4
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС - 39% и налога на прибыль – 8%.
Рис.5
2.3. НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ РФ
В консолидированные бюджеты
субъектов Российской
Формирование доходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
в 2011 году на 88% обеспечили налог на прибыль
- 37%, НДФЛ - 38% и имущественные налоги - 13%.
По сравнению с 2010 годом совокупная доля
указанных налогов не изменилась.
Рис. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика на современном этапе охватывает два направления: с одной стороны, она направлена на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а с другой – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
Основные приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики на протяжении нескольких лет остаются в большей части неизменными и ориентированными на создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы.
Основными целями налоговой политики являются: создание эффективно, сбалансированной налоговой и бюджетной системы и отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.
Задача повышения
Большая часть задач, поставленная Правительством РФ в рамках реформирования ЕСН на долгосрочную перспективу, реализована: отмена ЕСН; начиная с 2012 года, упразднили начисление страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и т.д.
Следующее стратегически важное направление в налоговой политике государства – совершенствование налогообложения добычи нефти и газа. Благодаря мероприятиям по реформированию данного направления, нефтегазовые доходы в ВВП в 2023г. будут существенно ниже (на 5, 7 п.п.) аналогичных показателей 2007г.
В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году. Формирование всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.
Эти данные показывают,
что подавляющую часть
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый
кодекс Российской Федерации.
Часть 1: от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый
кодекс Российской Федерации.
Часть 2: от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. О страховых
взносах в Пенсионный Фонд
Российской Федерации, Фонд
4. Аронов, А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие/ А. Аронов, В. Кашин. – М.: Экономистъ, 2006. – 591 с.
5. Казак А. Региональная налоговая политика: анализ эффективности (на примере Свердловской области/ А. Казак, Т. Одинокова// Региональная экономика: теория и практика. – 2007. - № 4. – С. 117 – 122.
6. Кузулгуртова А. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики/ А. Кузулгуртова// Финансы и кредит. – 2011. - № 5. – С. 59 – 70.
7. Налоговая политика. Теория и практика: учебник/ [И. А. Майбуров и др.]; под ред. И. А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 519 с.
8. Погорлецкий А. Налоговая политика ведущих зарубежных стран: современные аспекты/ А. Погорлецкий// Финансы и кредит. – 2012. - № 13. – С. 71 – 80.
9. Рощупкина В. Налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием субъектов РФ/ В. Рощупкина// Региональная экономика: теория и практика. – 2010. - № 13. – С. 30 – 34.
10. Сайфиева С. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития/ С. Сайфиева// ЭКО. – 2012. - № 2. – С. 97 – 116.
11. Шаталов С. Налоговая политика РФ в ближайшей перспективе/ С. Шаталов// Финансы. – 2009. - № 7. – С. 3 – 7.
12. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
13. Официальный сайт Министерства
Экономического развития Российской Федерации.
– Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/
14. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/
15. Сайт РИАНОВОСТИ. – Режим доступа: http://ria.ru/
1 Кузулгуртова А. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики/ А. Кузулгуртова// Финансы и кредит. – 2011. - № 5. – С. 62.
2 Кузулгуртова А. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики/ А. Кузулгуртова// Финансы и кредит. – 2011. - № 5. – С. 62.
3 http://ria.ru/economy/
4 http://ria.ru/economy/
5 http://ria.ru/economy/
6 Кузулгуртова А. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики/ А. Кузулгуртова// Финансы и кредит. – 2011. - № 5. – С. 64.
7 Кузулгуртова А. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики/ А. Кузулгуртова// Финансы и кредит. – 2011. - № 5. – С. 64.
8 Там же. – С. 64 – 65.
9 Кузулгуртова А. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики/ А. Кузулгуртова// Финансы и кредит. – 2011. - № 5. – С. 65.
10 Кузулгуртова А. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики/ А. Кузулгуртова// Финансы и кредит. – 2011. - № 5. – С. 66.