Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа
Цель данной семестровой работы – изучение налогового планирования предприятия.
В соответствии с целью определены задачи семестровой работы:
- рассмотреть теоретические основ налогового планирования на предприятии;
- изучить налоговое планирование на предприятии АО «Имсталькон»;
- исследовать аспекты налоговой оптимизации на предприятиях.
Введение
1. Теоретические основы налогового планирования на предприятии
1.1.Налоговая политика Республики Казахстан................................................
1.2.Пути совершенствования налоговой системы РК....................................
1.3.Понятие, содержание и классификация налогового планирования
1.4.Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии......................................................................................................
2.Налоговое планирование на предприятии АО «Имсталькон»
2.1.Организация налогового планирования на предприятии.......................
2.2.Анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки на предприятии АО «Имсталькон »..................................................................................................
3.Повышение эффективности налогового планирования на предприятии....................................................................................................
Заключение......................................................................................................
Список использованной литературы..............................................................
Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления и налогового администрирования следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу вседозволенности и является питательной средой для коррупции.
"Уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д.-так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты, осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.
Необходимо отметить, что эта проблема актуальна не только для Казахстана. Во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.
Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:
- моральные (нравственно-психологические);
-политические;
-экономические;
-технические (правовые).
Моральные (нравственно-психологические)
причины в основном порождаются
характером налоговых законов. Основной
причиной налоговой преступности является
нравственно-психологическое
Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной и экономической политики. Налоги как инструмент социальной политики при этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает здесь, как форма сопротивления такому подавлению.
Экономические причины разделяют обычно на два вида: причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика, и причины, порожденные общей экономической конъектурой.
Технические (правовые) причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.
Нельзя совершенствовать налогообложение без реформирования основ общественно-политического устройства и создания предпосылок для неуклонного развития экономики. Совершенствование налогообложения — проблема частная, а обеспечение условий экономического и политического развития — проблема всеобщая для любого государства. Решение частной проблемы без предварительного решения общей невозможно в принципе. Можно добиться кратковременных позитивных сдвигов за счет жестких административных мер активизации системы налогообложения, однако эти изменения не станут устойчивыми и основополагающими для создания оптимальных налоговых взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством.
В налоговом производстве продолжает существовать множество проблем, касающихся порядка формирования отдельных налогов и сборов, их зависимости друг от друга и от других элементов хозяйственного механизма страны: ценообразования, кредитования, финансирования, как государственного, так и корпоративного и т.д.
Для достижения главной цели налогового реформирования — обеспечения максимально возможного равновесия интересов собственников и государства необходимо совершенствовать не только организационно-экономические принципы построения системы налогообложения, но и механизм управления налоговой системой, а также технику исчисления каждого отдельно налога.
В настоящее время главным приоритетом финансовой политики нашего государства является создание такой налоговой системы, которая не только обеспечила бы фискальные интересы государства, но и стимулировала развитие производства, эффективное использование природных ресурсов Казахстана и широкомасштабное получение инвестиций. Именно на достижение этих целей направлены предположенные Правительством Республики Казахстан изменения в Налоговом кодексе, разработанные с учетом мировой практики. Это относится также к таким платежам, как бонусы, роялти, налог на сверхприбыль, которые одновременно служат двум целям: эффективному использованию природных богатств Казахстана и пополнению доходной базы бюджета.
Налогообложение является одной из сложнейших проблем социально-экономической политики любой страны. Социологическая экспертиза налоговых реформ в Казахстане дала следующие результаты. Налоговая система Республики Казахстан по содержанию приблизилась к показателям развитых западных стран мира. Наиболее важными итогами реформ явилось введение налога на добавленную стоимость и акцизов (вместо налога с оборота), земельного налога и налога на собственность (вместо платы за производственные фонды). Целевые сборы социального характера были обособлены во внебюджетные фонды (страхования, занятости, пенсионный), что соответствует практике большинства развитых стран.
С 1999 года формирование бюджета стало осуществляться по-новому. Все внебюджетные фонды Правительством включены в бюджет. Так как внебюджетные фонды создавались по строго целевому назначению для финансирования конкретных социально-экономических программ, поэтому в расходной части бюджета целесообразно было бы выделить социальные программы, финансируемые за счет социальных налогов и сборов. Это привело бы к целевому использованию средств бюджета и его прозрачности.
Любая налоговая система
сталкивается с попытками незаконченных
теневых операций, а "недоборы"
планируемых поступлений в
В данный момент основным и главным принципом налоговой системы в республике должен стать принцип справедливости взимания налогов, ее регулирующая роль и самое главное — стимулирующее начало развития всей экономики независимо от значимости налогоплательщика для республики, региона, района. Для этого, на наш взгляд, необходима стабильная, четкая и главное понятная система выращивания предпринимателей в цивилизованных налогоплательщиков за счет постоянной и надежной в правовом отношении системы предоставления всем новым хозяйствующим субъектам льгот в первые 2-3 года их деятельности для становления налогоплательщиков, способны в дальнейшем питать бюджетные программы. В этом аспекте следует отметить, что основной работой налоговых органов становится не простое получение финансовых и иных отчетов, а оказание помощи предпринимателям в их работе, что характерно для налоговых служб, скажем Германии, когда для мелких предпринимателей налоговые службы осуществляют правовое сопровождение. При этом в случае более быстрого развития предприятия (за счет увеличения оборотов) оно должно переходить в статус среднего, а из среднего в крупное.
Такой подход способствует выявлению налогоплательщиков по группам их статуса или уровня, что означает возможность как становления крупных налогоплательщиков, так и мелких в зависимости от фактической сложившейся ситуации с предприятием. Такая ситуация позволяет не только обладать налогоплательщиками, но и стать для них определенной опорой не только как к основному источнику доходов в бюджет в условиях становления рыночных отношений, но и цивилизованно сопровождать его.
В этом плане предлагается
использовать в налоговой сфере
селективную экономическую
Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:
- устойчивость и сбалансированность госбюджета;
- формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственной валюты;
- обеспечение широкомасштабных инвестиций;
- всемирное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
Основной задачей налоговой службы на всех уровнях является обеспечение доходной базы бюджета. Однако, нельзя развивать экономические и в частности, налоговый инструментарий с позиции одного дня. В настоящее время кризисные явления в экономике, спад производства и ухудшение финансового состояния предприятий тормозят развитие рыночной экономики, при этом происходит усугубление ситуации за счет проблемы неплатежей, постоянного роста объема дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов, что усложняет работу налоговой службы.
Нашему мнению налоговый комитет должен работать с позиции сопровождения налогоплательщиков: сначала крупных, затем средних и мелких, узнавая о нарастании проблем среди этих групп налогоплательщиков с целью предупреждения неуправляемости ситуацией, замыкающейся в конечном итоге на налоги и платежи в бюджет.
Городским налоговым
управлением необходимо поддерживать
связь с учреждениями банков, совместно
отслеживать очередность
Областной аппарат налогового управления не должен заниматься частой проверкой низовых управлений. Основным, приоритетным направлением в его работе должно стать оказание консультационно-методической и практической помощи низовым звеньям по законному применению налогового законодательства. Исключения могут быть лишь при проведении комплексных проверок организаций контрольно-экономической работы, осуществляемой один раз в два года. Районные же подразделения налогового управления не должны отвлекаться от выполнения своих основных функций.
Организационная структура службы информации в области должна включать как отдел информации и внешнего взаимодействия, так и методические кабинеты или специалистов, ответственных за информационно-разъяснительную работу в районных и городских налоговых управлениях.
Одной из форм информационно-разъяснительной работы должны стать занятия в управлениях по различным направлениям, таким как: постановка на налоговый учет юридических лиц и граждан-предпринимателей; по отдельным видам налогов; по составлению налоговых расчетов.
Наряду с привлечением дополнительных средств для покрытия финансовых нужд государства налоговая система должна стимулировать развитие отечественного производства. Международный опыт свидетельствует: главное в экономическом росте состоит в том, чтобы создать благоприятный климат инвестирования в производство для инвестирования в производство для национальных и международных товаропроизводителей, уловить и эффективно использовать международные экономические тенденции. Это касается, прежде всего, более полного учета в Налоговом кодексе интернационализации и глобализации экономических процессов.
Для преодоления основных пороков действующей налоговой системы необходимо существенно ослабить налоговый пресс. Это, прежде всего, предполагает:
- осуществление постепенного (временного) сокращения изъятий из дохода;
- обязательное снижение ставки НДС и реальное использование этого вида налога как истинно добавленной стоимости;
- использование налоговых льгот только стимулирующих инвестиций и рост производства.
Данное положение имеет особое значение не только для отечественных товаропроизводителей, но и для зарубежных, особенно с точки зрения влияния на конкурентоспособность. Страна, имеющая более низкие совокупные налоги, становится более привлекательной для зарубежных инвесторов. Международные инвесторы большее значение придают последовательности и предсказуемости налогов на перспективу, чем временным налоговым льготам. В Казахстан же поступают пока "рисковые" иностранные капиталы, которые не делают погоды для подъема экономики.
Опыт многих зарубежных стран свидетельствует, что резкое усиление стимулирующей роли налоговой системы ведет к расширению базы налогообложения и за счет этого к увеличению поступлений в бюджет для решения государственных задач.
В новых экономических условиях важную роль в выполнении налоговой политикой задачи стимулирования производства играет величина налоговых изъятий из прибыли как основного дохода, обеспечивающего инвестиции и развитие предпринимательства. В ныне действующей налоговой системе Казахстана эта доля изъятий чрезмерно велика. Другими словами, государство полностью изъяло все инвестиционные ресурсы и затормозило, а затем привело к коллапсу национальной экономики.