Налоговая система Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов бюджета. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой основная часть бюджетных поступлений обеспечивается за счет прямых налогов, а в России - еще и ресурсных.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
1.Экономическая сущность налогов и их классификации…………...5
1.1 Понятие, классификация и функции налогов. Принципы налогообложения…………………5
1.2 Основные принципы формирования налоговой системы РБ.
1.3 Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету налогов, исчисляемых из выручки………………….…..…..13
2. Учет налогов, исчисляемых из выручки………………….………..18
2.1 Задачи учета налогов, исчисляемых из выручки……………..…18
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………....24
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………..27
3. Совершенствование учета налогов, исчисляемых из выручки………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………….………………….36
Литература……………………………………………………..………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая налоги.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Книга покупок, предназначена  для регистрации  расчетных документов, подтверждающих уплату НДС при приобретении объектов, в которых указаны реквизиты  по НДС, а также получаемых от поставщиков  первичных учетных документов, применяемых  при отгрузке объектов, в которых  указаны реквизиты по налогу, в  целях определения суммы налога (суммы налоговых вычетов), подлежащей зачету (возмещению) в установленном  порядке.

 

2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Объектами налогообложения  налогом на добавленную стоимость  признаются:

  • обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь;
  • ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.
  • Обороты по реализации отдельных товаров, работ, услуг, имущественных прав, установленных Налоговым кодексом (статья 94), освобождаются от налога на добавленную стоимость. Отдельные операции, также установленные Налоговым кодексом (ст.93), не признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40000 евро;
  • доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей;
  • физические лица при ввозе в Беларусь, в случаях, предусмотренных законодательством.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в  Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в  налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость  возлагается на состоящих на учете  в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные  права.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав определяется как стоимость  этих товаров (работ, услуг), имущественных  прав, исчисленная исходя из:

  • цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость;
  • регулируемых розничных цен, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

Налоговая база при ввозе  товаров на территорию Республики Беларусь, определяется таможенными органами как сумма:

    • их таможенной стоимости;
    • подлежащих уплате сумм таможенных пошлин;
    • подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в размерах:

общая ставка НДС в Беларуси - двадцать (20) процентов: 

  • при реализации товаров (работ, услуг), не указанных ниже, а также при реализации имущественных прав;
  • при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, за исключением ввоза продовольственных товаров и товаров для детей по утверждаемому Президентом перечню;

ноль (0) процентов при  реализации: 

  • товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь, а также работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией таких товаров;
  • экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

ноль целых пять десятых (0,5) процента - при ввозе на территорию Республики Беларусь из государств - членов Таможенного союза для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности Таможенного союза 7102 и 7103).

десять (10) процентов: 

  • при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;
  • при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

девять целых девять сотых (9,09) процента (10 : 110 х 100 процентов) или  шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента (20 : 120 х 100 процентов) - при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год. Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость  по выбору плательщика признаются календарный  месяц или календарный квартал.

Плательщики представляют в  налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога на добавленную стоимость  производится не позднее 22-го числа  месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Метод исчисления НДС - зачетный. Сумма налога исчисляется как  произведение налоговой базы и ставки налога, а сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы  между суммой налога, предъявленной  покупателям, и суммой, уплаченной поставщикам  товаров (работ, услуг). В случае когда  сумма налоговых вычетов превышает  общую сумму налога, плательщик не уплачивает налог, в этом случае разница  между суммой налоговых вычетов  и общей суммой налога подлежит либо вычету в следующих периодах либо возврату.

 

2.3 Порядок исчисления  и уплаты акцизов.

Объект обложения  акцизами определяется в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов:

  1. по произведенным подакцизным товарам, включая производство подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов)

– при применении твердых (специфических) ставок объектом обложения акцизами является объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении (литр, килограмм, тонна, штуки, киловатты)

– при применении адвалорных (процентных) ставок – стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен, без учета акцизов.

2. по подакцизным товарам,  ввезенным на таможенную территорию  РБ:

– как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов.

3. при реализации ввезенных  на таможенную территорию РБ  подакцизных товаров, в отношении  которых установлены адволорные  ставки акцизов, – как стоимость  реализованных подакцизных товаров  без учета акцизов.

4. при реализации ввезенных  на таможенную территорию РБ  без уплаты акцизов подакцизных  товаров, в отношении которых  установлены твердые ставки акцизов,  как объем реализованных подакцизных  товаров в натуральном выражении.

5. При натуральной оплате  труда подакцизными товарами  собственного производства, обмене  с участием подакцизных товаров,  их передаче безвозмездно объектом  налогообложения является объем  таких товаров.

Льготы по акцизам

Плательщиками акцизов не являются:

– организации и ИП, осуществляющие реализацию л/а и микроавтобусов, принадлежащих физ. лицам и состоящих на учете в органах Госавтоинспекции МВД РБ, на основе договора комиссии или иного аналогичного договора, а также организации и ИП-покупатели этих товаров, приобретенных у указанных орг-й и ИП.

– организации и ИП в случае реализации приобретенных л/а и микроавтобусов у плательщиков, стоящих на учете в налоговых органах РБ и реализовавших их на территории РБ.

Акцизами не облагаются

– подакцизные товары, вывозимые за пределы РБ.

– реализуемые конфискованные или бесхозяйные подакцизные товары

– подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в собственность государства, переработке либо уничтожению.

– отгруженный (отпущенный) спирт для производства лекарственных препаратов белорусским организациям, которым разрешено их производство. При реализации или использовании спирта не по целевому назначению эти организации уплачивают акцизы в общеустановленном порядке

При ввозе на таможенную территорию РБ не облагаются акцизами:

– транспортные средства, осуществляющие междунар. перевозки грузов, багажа или пассажиров, а также топливо, продовольствие и др. имущество, необходимое для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути.

– товары, подлежащие обращению в собственность государства.

Исчисление акцизов

  1. Сумма акцизов по товарам, на которые установлены адволорные ставки:

 

С = Н* А/(100%-А),

 

Н-объект налогообложения (стоимость  товара без учета акцизов)

А – ставка акцизов в%.

  1. В случае применения сложившихся цен: С=Р*А,

Р - сложившаяся цена

  1. Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на тамож. территорию РБ, взимание которой осуществляется таможенными органами, на которые установлены адволорные ставки С=Н*А,

Н – таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины.

  1. При исчислении акцизов по твердым (специфическим) ставкам от объема продукции в натуральном выражении сумма акцизов определяется путем умножения налоговой базы на ставку акцизов.

Сроки уплаты акцизов

Плательщики акцизов представляют налоговым органам налоговые  декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной  форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата плательщиками  в бюджет акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена  реализация подакцизных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  учета налогов, исчисляемых из  выручки.

При планировании своей деятельности, размещении накопленных доходов  и ресурсов предприятие разрабатывает, как правило, несколько вариантов  и выбирает тот, который обеспечивает минимальный размер налоговых обязательств.

Существующая законодательная  база со стороны бухгалтерского учета  и со стороны налогового учета  позволяет налогоплательщику самому планировать и формировать свои «вычеты» при определении финансового  результата. Данный фактор может быть активно использован налогоплательщиком при минимизации налога на прибыль.

Кроме «вычетов» при планировании налоговых платежей используется возможность  получения кредитов, отсрочек и полного  освобождения от налогов.

Главная проблема, возникающая  при налогообложении прибыли, это  не размер ставки, а порядок определения  налогооблагаемой базы.

В сложившихся экономических  условиях предприятия часто вынуждены  реализовывать свою продукцию по цене не выше фактической себестоимости.

Действующее налоговое законодательство не запрещает проводить эту операцию.

Но если в бухгалтерском  учете выручка для определения  финансового результата отражается в фактически полученных суммах, то для целей налогообложения выручка  может отражаться по-разному. Таким  образом, особую важность приобретает  определение рыночной цены.

Тема рыночных цен на продукцию (работы, услуги) одна из наименее методически  проработанных тем в нормативных  актах по налогообложению в Республике Беларусь.

Слабым местом порядка  определения рыночной цены для целей  налогообложения реализации продукции  по ценам не выше себестоимости является отсутствие нормативно-правового акта, в котором был бы конкретно  изложен приемлемый, универсальный  метод определения рыночной цены продукции, одинаково обязательный как для предприятий, так и  для налоговых органов. Разработать  такой универсальный метод не только чрезвычайно трудно, но и  вряд ли возможно, если от метода требуется, чтобы он мог быть одновременно пригоден для разных видов производств. Но если не всегда можно определить для  целей налогообложения рыночную цену продукции в строгом соответствии с нормативно - правовыми актами, то еще труднее определить таким  образом рыночную цену для целей  налогообложения применительно  к работе или услуге. Практически  возможно определение рыночных цен  только на элементарные работы и услуги, состоящие из минимального количества операций, и на широко распространенные, состоящие из однотипных, повторяющихся  операций.

Информация о работе Налоговая система Беларусии