Налоговая система КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Налоговая система КНР – сборник правил, постановлений и отношений, который гармонизирует между собой управление экономикой и ее рыночные формы, партийное руководство и современные технологии менеджмента, государственный сектор и частное предпринимательство. Многочисленные изменения, в том числе и придание гибкости в налоговой системе Китая - это экономический результат этой страны за последние 20 лет.
Налоговые поступления для каждой страны представляют собой самую главную и нормативной форму распределения через государственный бюджет национальных доходов, которая характеризуется принудительностью, безвозмездностью и устойчивостью.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система КНР.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

на   тему                                  Налоговая система КНР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

Налоговая система КНР

     Налоговая система КНР – сборник  правил, постановлений и отношений, который гармонизирует между собой  управление экономикой и ее рыночные формы, партийное руководство и современные технологии менеджмента, государственный сектор и частное предпринимательство. Многочисленные изменения, в том числе и придание гибкости в налоговой системе Китая  - это экономический результат этой страны за последние 20 лет.  
     Налоговые поступления для каждой страны представляют собой самую главную и нормативной форму распределения через государственный бюджет национальных доходов, которая  характеризуется принудительностью, безвозмездностью и устойчивостью.  
     Третье место в мире среди наиболее комфортных для бизнеса налоговых систем разделили Китай и Гонконг. Здесь налоговый пресс представляет собой четыре налога с совокупной ставкой 24,4%.

     Налоговые  поступления –   основной   источник   доходов   бюджета в    Китае.   На сегодня, налоговые   доходы   Китая   составляют  около  95 процентов   финансовых доходов страны и  служат   самым  главным   источником   поступлений госбюджета Китая. Финансовые ресурсы, аккумулируемые  государством  посредством   налогов, направляются   на поддержку развития сельских районов, охрану   окружающей среды  и  экологическое   строительство,   содействие развитию социальной сферы.  
     Следует отметить, что это важный экономический инструмент, используемый государством в      целях   макроэкономического   регулирования      и    напрямую    влияющий    на     процесс экономического и социального развития Китая.  
     Эта система играет неоценимую роль в  деле обеспечения   доходных поступлений бюджета, дальнейшего роста степени внешней открытости и продвижения поступательного, ускоренного и здорового развития народного хозяйства Китая.

     На  сегодня, налоговая система Китая  состоит из  25 видов налогов, которые по признаку их природы и функций могут быть объединены  в 8 групп (таблица 1):

  Таблица  1 -  Классификация налогов КНР  по признакам и функциям.

Группа  налогов

Виды  налогов

Объект  налогообложения

1.

Налоги с  оборота

*НДС;  
*налог на потребление (налог с продаж);  
*налог на предпринимательскую деятельность.

Объемы оборотов или реализации у налогоплательщиков в сфере производства, реализации или обслуживания

2.

Налоги с  дохода

*налог на  прибыль предприятий (предприятия,  находящиеся в государственной  и  коллективной собственности, а также частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия;  
* налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий;  
* подоходный налог с физических лиц.

Прибыль, полученная производителем или посредником, а также личные доходы физических лиц.

3.

Налоги за пользование  ресурсами

* налог за  пользование природными ресурсами  (природная рента);  
* налог за пользование землями городов и городских районов (земельный налог).

Природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности.

4.

Налоги специального назначения

* налог на  поддержание городского строительства;  
* налог на занимаемые пахотные угодья;  
* налог на инвестиции в недвижимость;  
* налог на передачу оцениваемой недвижимости.

 

5.

Имущественные налоги

* налог с  владельцев домов;  
* налог на городскую недвижимость;  
* налог на имущество, переходящее в порядке наследования (до настоящего времени не введен).

 

6.

Налоги и  сборы, взимаемые при совершении определенных действий (операций)

* налог на использование автотранспорта и судов;  
* налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов;  
* гербовый сбор;  
* пошлина при продаже жилой недвижимости;  
* налог на забой скота;  
* налог на банкеты;  
* налог с оборота ценных бумаг (до настоящего времени не введен).

Соответствующие действия  (операции) налогоплательщика.

7.

Сельскохозяйственные  налоги

* сельскохозяйственный  налог (включая налог с сельскохозяйственной  деятельности); 
* налог на животноводство

Доход от земледелия или животноводческой деятельности.

8.

Таможенные  пошлины

 

Товары и  другие объекты, импортируемые в  Китай или экспортируемые из Китая.


Налоговое администрирование.

 На сегодняшний день, существуют следующие государственные органы, обладающие полномочиями разрабатывать налоговое законодательство и определять налоговую политику:  
- Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет, с помощью которых непосредственно разрабатываются, принимаются,  вводится в действие налоговые законы (например: Закон о подоходном налоге с физических лиц);  

- Государственный совет, который в свою очередь разрабатывает  административные положения, правила и инструкции  в области налогообложения (например: Порядок применения Закона КНР о подоходном налоге с физических лиц, Инструкция по применению Закона об управлении налогами и их взимании, Временная инструкция по НДС);

- Министерством финансов,    Государственным   налоговым    управлением,     Комитетом тарификации  и   классификации   при  Государственном совете и Главным таможенным управлением   разрабатываются    и    принимаются     нормативные    документы    в     области налогообложения   (например:   Временные   правила   декларирование  подоходного налога с физических лиц, Временная инструкция по НДС).  
     Процесс подготовки налогового законодательства состоит из 4-х этапов:

    1. планирование нормативного документа;
    2. рассмотрение закона;
    3. утверждение закона с помощью голосования;
    4. обнародование закона с помощью опубликования его текста. 
           Также  законодательством КНР предусмотрено, что правовые акты могут разрабатываться и приниматься   соответствующими   органами   управления на местах. Так,   вопросы    введения, функциональности   и  управления   налогами   на банкеты, на   забой скота, на животноводство курируются местными правительствами. 

     Государственное   налоговое управление  КНР (ГНУ) – главный  налоговый   орган    Китая, который напрямую подчинен Государственному совету.    
     Функции ГНУ:  
1. Проектирование налоговой нормативной документации (законы, положения, инструкции), разработка мероприятий и порядка их реализации в области налоговой политики, совместное предоставление с Министерством финансов предложений в сфере налогообложения Государственному совету;  
2. Распределение полномочий в сфере налогообложения между центральными и местными правительствами, изучение макроэкономической политики;  
3. Проектирование, реализация и мониторинг налоговых правил и процедур;  
4. Разработка и проведение налоговой реформы;  
5. Формулирование методов регулирования и макроэкономического контроля налогообложения, проведение исследований в сфере охвата налогообложением;  
6. Контроль над сферой налогового управления и сбора налогов;  
7. Мониторинг соблюдения политики и законодательства налоговой системы;  
8. Предоставление структуры и плана доходных поступлений, разъяснение вопросов налоговой политики, которые возникают при применении налогового законодательства;  
9. Организация управления центральных и совместных налогов, а также взносов в государственные фонды и сельхозналога;  
10. Предоставление налоговых льгот;  
11. Управление сбора потребительского налога в области импорта и экспорта, сбора и возврата НДС;  
12. Развитие сотрудничества, разработка и участие в международных обменах, соглашениях в сфере налогообложения;  
13. Руководство кадровой и штатной политикой (назначение директоров, их заместителей и служащих местных подразделений ГНУ), оплатой труда, расходной частью всех структурных подразделений ГНУ в Китае;  
14. Управление системами образования, идеологической подготовки и переподготовки персонала налоговой службы КНР;  
15. Управление работой агентов налоговой службы;  
16. Предоставление стандартов услуг налоговой службы;  
17. Проведение и организация исследований и пропаганды налоговой политики;  
18. Выражение мнения при назначении или смещении директоров налоговых бюро провинций.   

     Состав центрального аппарата ГНУ приведен в таблице 2.

     Таблица 2 - Подразделения центрального аппарата ГНУ Китая.

№ п/п

Подразделения центрального аппарата ГНУ

Состав  подразделения

1.

Главное управление

Секретариат, канцелярия, финансовый отдел, ревизионный отдел, отдел общих исследований, пресс-служба.

2.

Политико-правовое управление

Общий отдел, отдел налоговых  реформ, отдел жалоб.

3.

Управление  налогов с оборота (ведает вопросами НДС, потребительского налога, предпринимательского налога)

Общий отдел, отдел  НДС, отдел предпринимательского налога, отдел потребительского налога.

4.

Управление  налогов с доходов (ведает вопросами налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц)

Общий отдел, отдел  налогообложения прибыли предприятий  центрального подчинения, отдел налогообложения  прибыли местных предприятий, отдел  подоходного налога с физических лиц.

5.

Управление  местных налогов (ведает налогами за пользование природными ресурсами, налогом за пользование землями городов и городских районов, налогом на поддержание городского строительства, налогом на передачу оцениваемой недвижимости, налогом с владельцев домов, регулирующим налогом на инвестиции в недвижимость,  налогом на использование автотранспорта и судов, гербовым сбором, налогом на забой скота и налогом на банкеты)

Общий отдел, первый, второй и третий отделы местных налогов.

6.

Бюро  сельскохозяйственных налогов (ведает сельскохозяйственным налогом, налогом на животноводство, пошлиной при продаже недвижимости и налогом на занимаемые пахотные угодья)

Общий отдел, первый и второй отделы сельхозналогов.

7.

Управление  международного налогообложения

Общий отдел  налоговой политики, отдел налогового администрирования, отдел по борьбе с уклонениями от уплаты налогов, отдел налогообложения оффшорной нефтедобычи, отдел международных налоговых соглашений, отдел международных отношений, отдел международного сотрудничества.

8.

Управление  налогообложения импорта и экспорта (ведает вопросами НДС и потребительского налога применительно к экспортно-импортной деятельности)

Общий отдел, отдел  налогов с импорта, отдел налогов  с экспорта.

9.

Управление  администрирования и кассового  исполнения

Общий отдел, отдел  налоговой пропаганды, отдел по управлению системой счетов-фактур, отдел открытого  рынка.

10.

Управление  налоговых расследований

Общий отдел, процессуальный отдел, первый и второй отделы расследований.

11.

Управление  финансовой работы

Отдел финансирования, отдел инфраструктуры, отдел оборудования.

12.

Планово-статистическое управление

Общий отдел, плановый отдел, статистический отдел, отдел  макроэкономического анализа.

13.

Управление  кадров

Общий отдел, отдел  кадров центрального аппарата, отдел кадров подразделений ГНУ на местах, отдел трудоустройства, отдел низовой работы.

14.

Ревизионное управление (представительство Государственного ревизионного управления КНР)

Секретариат, отдел  проверки дисциплины и надзора, отдел  жалоб. 


     Кроме этого, в ведении ГНУ находятся   Образовательный центр, Центр  услуг логистики, Центр по управлению работой    налоговых агентов,     Центр   информационных   технологий, Институт налоговых исследований, Центр повышений квалификации в Янчжоу, Чанчуньский институт налогообложения, журнал «Чжунго шуйу», газета «Чжунго шуйу бао», издательство «Чжунго шуйу чубаньшэ».

     Налоговыми органами власти, непосредственно подчиняющимися ГНУ и курирующими  работу на местах, являются:  
1. Подразделения ГНУ  
* управления и отделы уездного, городского и провинциального уровней – ответственны за реализацию законов, правил и инструкций по налогообложению на местах;  
* налоговые станции (филиалы) - это подразделения отделов уездного уровня, которые создаются в экономических и административных районах, кварталах. 
2. Местное налоговое бюро  
* бюро народных правительств: автономий, городов центрального подчинения, провинций;  
* уездные бюро;  
* налоговые станции (филиалы).  
     Все 3 вида налоговых бюро подчиняются непосредственно вышестоящим налоговым бюро, местному правительству и центральному аппарату ГНУ.   ГНУ, в   свою очередь, осуществляет надзор за соблюдением налоговой политики и налогового законодательства местными органами власти. Руководство местных налоговых бюро провинций после предварительной консультации с ГНУ назначается местным народным правительством.  
     Китай – унитарное государство, бюджетная система которого представлена двумя уровнями- центральным и местными бюджетами. Налоговая система Китая также является двухуровневой. Распределение налогов и сборов Китая по уровням бюджетной системы представлено в таблице 3 и таблице 4.

Таблица 3 - Центральные и местные налоговые доходы Китая.

№  
п/п

Налоговые поступления

Виды  налогов

1.

Центральные налоговые доходы

* НДС, взимаемый  таможней;  
* потребительский налог;  
* таможенные пошлины.

2.

Местные налоговые  доходы

* подоходный  налог с физических лиц;  
* налог на городскую недвижимость;  
* регулирующий налог на инвестиции в недвижимость;  
* налог на передачу оцениваемой недвижимости;  
* налог с владельцев домов;  
* налог на имущество, переходящее в порядке наследования;  
* пошлина при продаже недвижимости;  
* налог за пользование землями городов и городских районов;  
* налог за использование автотранспорта и судов;  
*налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов;  
* налог с занимаемых пахотных угодий;  
* налог на банкеты;  
* сельскохозяйственный налог;  
* налог на животноводство;  
* налог на забой скота;  
* местные добавочные налоги (к сельскохозяйственному налогу и налогу на животноводство).


 

Таблица 4 - Общие налоговые доходы Центрального и местных правительств Китая.

№ п/п

Виды налогов

Поступления в  бюджет Центрального правительства

Поступления в  бюджет местных правительств

1.

НДС (внутри страны)

75%

25%

2.

Предпринимательский налог

Часть, консолидировано  уплачиваемая железной дорогой, головными  офисами определенных банков и страховых  компаний плюс 3%-ный дополнительный предпринимательский налог, уплачиваемый финансовыми и страховыми компаниями.

Остальная часть

3.

Налог на прибыль  предприятий

Часть, консолидировано  уплачиваемая железной дорогой, головными  офисами определенных банков и страховых  компаний плюс налог на прибыль, уплачиваемый предприятиями центрального подчинения плюс налог на прибыль, уплачиваемый местными банковскими и небанковскими финансовыми учреждениями.

Оставшаяся  часть

4.

Налог на прибыль  предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий

Часть, уплачиваемая банками на иностранных инвестициях.

Оставшаяся  часть

5.

Налог за пользование  природными ресурсами

Налог, уплачиваемый предприятиями нефтедобычи в  районах континентального шельфа.

Оставшаяся  часть

6.

Налог на поддержание  городского строительства

Часть, консолидировано  уплачиваемая железной дорогой, головными офисами определенных банков и страховых компаний.

Оставшаяся  часть

7.

Гербовый сбор

88% гербового  сбора со сделок с ценными  бумагами.

Оставшаяся  часть


Санкции за нарушения налогового законодательства.

     Правительство любой страны, в том числе и Китая, не приветствует уклонения от налогов. Штрафные санкции за незнание, за просрочку уплаты, за неуплату налогов и другие нарушения являются жесткими – часто до 5-кратной суммы задолженности с погашением основного обязательства. Если же явно нарушен закон, то тогда могут конфисковаться средства и изыматься лицензии. В случае, когда у вас имеются сомнения в правильности исчисления и уплаты налогов, рекомендуется прибегнуть к профессиональной помощи. Сумма штрафных санкций меньше, чем сумма, потраченная на хорошую консультацию. 

 

Налог на добавленную стоимость

Информация о работе Налоговая система КНР