Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика налоговой системы РФ…………….
Налоговая система: исторический аспект, понятие и функции налогов....................................................................................................................5
Структура налоговой системы РФ……………………………………….10
Глава II. Современная налоговая политика РФ………………
2.1. Основные положения налоговой политики РФ………………………....15
2.2. Проблемы взимания налогов в РФ…………………………………….....19
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.работа.Финансы.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»

Экономико-правовой факультет

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Финансы

 

                                 на тему: «Налоговая система РФ»

 

Выполнила: студентка

группы Э - 11

.

Проверила:

к.э.н., доцент кафедры

 «Финансы и кредит»

 

Нижневартовск

2013

 

Подпись преподавателя:

Дата:

 

 

оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Характеристика налоговой системы РФ…………….

    1. Налоговая система: исторический аспект, понятие и функции налогов....................................................................................................................5
    2. Структура налоговой системы РФ……………………………………….10

Глава II. Современная налоговая политика РФ………………

2.1.   Основные положения налоговой политики РФ………………………....15

2.2.  Проблемы взимания налогов в РФ…………………………………….....19

Заключение………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………….24

 

Введение

Любому государству для  выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство  собирает с физических и юридических  лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Налоги1 – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Основным законодательным  документом по налогам и сборам в  Российской Федерации является Налоговый  кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Поэтому тему курсовой работы считаю актуальной.

Цель данной работы –  дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения  и этапы формирования и тенденции  развития налоговой системы Российской Федерации.

В соответствии с этой целью  ставятся следующие задачи:

  1. дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения;
  2. рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования;
  3. описать структуру налоговой системы Российской Федерации;
  4. раскрыть основные положения налоговой политики.

Структура работы состоит  из введения, 2 глав, заключения, списка литературы. 

Глава I. Характеристика налоговой системы РФ

    1. Налоговая система: исторический аспект, понятие и функции налогов

Прежде всего, остановимся  на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с  разделением общества на классы и  возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

 В 1770-х г. создавалась теория налогообложения. Её основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В вышедший в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», он сформулировал основные принципы налогообложения.

При обращении к истории  налогов выделяют общую тенденцию - оправданные экономическим развитием приоритеты налоговой политики государства и основные инновации, а также выделяют налоговые курьезы - конкретные исторические примеры тех или иных налогов, которые при своей занимательности позволяют ухватить суть вопроса.

Для понимания логики развития налогообложения историю налогов  обычно разделяют на пять этапов2.

Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. К первым налогам иногда относят жертвоприношения. Все эти налоги были прямыми, т. е. взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих операции и владеющих имуществом. Взимали эти налоги соответственно светская и духовная власть самостоятельно.

 В Древнем Египте  основным доходом служила плата  за пользование землей, принадлежащей  главе государства. В Древней  Греции основным был подоходный  налог, но свободные граждане  городов его не платили. Вместо  этого граждане вносили добровольные  пожертвования, и только в экстренных  случаях (война) с них собирался  установленный процент доходов.

В Древнем Риме налогов  практически не было. Пока Рим оставался  городом-государством, общественные расходы  покрывались путем сдачи в  аренду общественных земель. Аппарат  государства содержал себя сам.

С развитием разделения труда  и ростом городов налоговая система  существенно обогатилась. На выделяемом исследователями втором этапе возникли налоги на производство или промысловые  налоги на все виды хозяйственной  деятельности, кроме сельскохозяйственной (взимался земельный налог). Налог  на производство рассчитывался, как  право заниматься соответствующей  деятельностью. В целом этот этап развития налогообложения характеризовался огромным количеством налогов и попаданием в налоговую базу самого широкого спектра объектов, вплоть до самых экзотических. Государство устанавливало великое множество налогов, при этом часто сбор самих налогов отдавался на откуп.

На третьем, переходном этапе, приоритеты в налогооблагаемой базе смещались от обложения множества  объектов к унифицированным личным налогам, унифицированным косвенным  налогам и налогам на реализацию предприятий. Сбор налогов перешел от откупщиков к чиновникам. Большая часть налогов обеспечивалась косвенными налогами - акцизами (отчисление с единицы товара безотносительно его цены), а также подушные и подоходные подати.

Четвертый этап в развитии налогов пришелся в Европе на XIX в. и был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией  производства — укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Главным объектом налогообложения стал оборот — переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал - в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов.

Пятый этап в развитии налогообложения  был обусловлен преимущественным развитием  финансовой сферы, а также совершенствованием методов управления и контроля финансов. Наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость, в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги -  налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов.

Решающее значение в доходах  бюджета государства имеют налоги. Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

Государство без налогов  существовать не может, поскольку они  – главный метод мобилизации  доходов в условиях частной собственности  и рыночных отношений.

Согласно Налоговому кодексу  РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований 3.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции:4 фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:5

  • регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил  игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
  • регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность.

 

1.2. Структура налоговой системы РФ

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и  иных платежей, взимаемых органами государственной власти с административно-территориальных  образований, граждан и организаций, являющихся налогоплательщиками, а  также принципов, форм и порядка  их установления, изменения, отмены уплаты, принятия мер по обеспечению сбора  налогов, осуществлению контроля.

Информация о работе Налоговая система РФ