Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика налоговой системы РФ…………….
Налоговая система: исторический аспект, понятие и функции налогов....................................................................................................................5
Структура налоговой системы РФ……………………………………….10
Глава II. Современная налоговая политика РФ………………
2.1. Основные положения налоговой политики РФ………………………....15
2.2. Проблемы взимания налогов в РФ…………………………………….....19
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.работа.Финансы.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Структура налоговой системы  есть многоуровневая система, но в общем  виде она подразделяется на прямые и косвенные налоги. В общем виде, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.6

Прямые - налоги на доходы и  имущество: подоходный налог и налог  на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капитала за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в  большинстве развитых стран заменен  налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в  цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами.

При рассмотрении вопроса о системе налогов России необходимо обратиться непосредственно к ст.18 Закона РФ «Об основах налоговой системы» и ст.12 «Виды налогов и сборов в РФ» НК РФ, которые предусматривают следующие виды налогов, взимаемых на территории РФ:

а) федеральные налоги и сборы; б) региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ); в) местные налоги.7

В соответствии со ст.13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся, следующие налоги: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; государственная пошлина. Ст. 14 к региональным налогам: налог на игорный бизнес; транспортный налог. Ст.15 к местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.8

Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов  Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях  этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов, если эти элементы налогообложения  не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным  налогам и налогоплательщики  определяются настоящим Кодексом.

Федеральными признаются налоги (платежи), устанавливаемые федеральным  законодательством и обязательные к уплате на всем экономическом пространстве РФ. Региональными признаются налоги (платежи), устанавливаемые законами субъектов РФ на основании федерального закона о налогообложении. Местными признаются налоги (платежи), принимаемые  представительными органами местного самоуправления в соответствии с  законами субъекта РФ и федеральными законами. Все налоги (сборы, пошлины), взимаемые с налогоплательщиков, зачисляются в бюджет муниципального образования и являются источниками его доходов.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которыми устанавливаются  конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога9.

К ним относятся:

а) субъект налога или  налогоплательщик - лицо, на которое  законом возложена обязанность, уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо;

б) носитель налога - лицо, которое  фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или  имущество, с которого начисляется  налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент  налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной  площади, единица измерения товара).

Налоги могут взиматься  следующими способами:10

1) кадастровый - (от слова  «кадастр» - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может  служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной  ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации - документа, в котором плательщик  налога приводит расчет дохода  и налога с него. Характерной  чертой такого метода является  то, что выплата налога производится  после получения дохода и лицом  получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника. Этот  налог вносится лицом выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода, причем получатель дохода получает  его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Структура налоговой системы  есть многоуровневая система, но в общем  виде она подразделяется на прямые и косвенные налоги.

В налогообложении существует два вида налоговой системы: шедулярная (весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы, каждая из этих частей облагается налогом особым образом) и глобальная (все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково).

Таким образом, налоговая  политика является многоуровневой, в  общем виде налогов, изымающих значительную часть доходов у юридических  и физических лиц.

 

Глава II. Современная налоговая политика РФ

2.1. Основные положения налоговой политики РФ

Действующим налоговым законодательством  не предусмотрено нормативное определение  понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы  налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы.

Действовавшая ранее ст. 2 Закона «Об основах налоговой системы» устанавливала следующее определение:11 «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налогов)», взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Налоговая система характеризуется  экономическими и политико-правовыми  показателями.

К экономическим показателям  в первую очередь относится налоговый гнет. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.

Для характеристики налоговой  системы используется также соотношение  прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных  налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. В России доля косвенных налогов  в 1994 году составила 73,46%, в настоящее  время отмечается устойчивая тенденция  роста косвенных налогов в  структуре обязательных платежей в  бюджеты различных уровней и  во внебюджетные фонды.

Структура прямых налогов  также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для  высокоразвитых стран характерна высокая  доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к  примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых  поступлений.

Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой  системы является соотношение компетенций  центральных и местных органов  власти в деле регулирования налоговой  сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в  праве органов власти определенного  уровня устанавливать и вводить  налоги.12

Современная налоговая система  России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и  перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования  реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно  повлияло на ее становление.

Существующая российская налоговая система создавалась  на базе опыта зарубежных стран. Благодаря  этому она по общей структуре  и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики.

Важнейшим элементом налоговой  системы стал новый для России налог – налог на добавленную  стоимость (НДС), который вместе с  акцизами заменил налог с оборота  и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми налогами.

Введение в действие системы  косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального  увеличения налоговых поступлений  в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач  повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально  ставка налога была установлена в размере 28%.

Однако в условиях либерализации  цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров  и услуг и выполнял чисто фискальные функции.

В последние несколько  лет вырос удельный вес в доходах  федерального бюджета акцизов, что  можно в большей мере оценить  как негативное явление, сдерживающее как повышение доходов населения  – основного плательщика налогов, так и отрицательно сказывающееся  на развитии перспективных отраслей и высокотехнологичных производств.

Если сравнивать структуру  прямых налогов в России с аналогичной  структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой  системы является низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий.

Поэтому одной из целей  проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего  налогового бремени с предприятий  и организаций, на граждан. Однако очевидно, что мероприятия, проводимые в этом направлении должны опосредоваться мерами, направленными на улучшение благосостояние граждан и защиту частной собственности.13

Существенным недостатком  налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения  зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.

Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные или документальные и встречные проверки. Камеральная (документальная) налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Встречная проверка проводится путем истребования соответствующих документов, для этого составляется письменное требование налогового органа.

Права налогоплательщиков, как при уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.

Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать  и жесткость, по сравнению с зарубежными  налоговыми системами, финансовых и  административных санкций за нарушения  налогового законодательства.

По мнению специалистов –  экономистов и правоведов, наша налоговая  система по набору налогов отвечает мировым стандартам.

Налоги на имущество, доход  и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает.

В структуре налогов ведущее  место занимают налоги с предприятий  при незначительной доле личного  подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием  современной экономики и ее сегментов.

2.2. Проблемы взимания  налогов в РФ

Исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней  является распределение налогов  и обязательных платежей и закрепление  их конкретных видов за федеральными, региональными и местными бюджетами. Это должно обеспечивать не только самостоятельность бюджетов, но и  активизировать их роль в проведение государственной региональной политики, дать возможность субъектам РФ без  вмешательства центра формировать  свои бюджеты и разрабатывать  прогнозы социально- экономического развития на длительную перспективу.

Информация о работе Налоговая система РФ