Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:49, реферат

Краткое описание

Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.
-

Содержание

Введение
- Основная часть
§1. Налоговая система Российской Федерации
§2. Характеристика всех основных видов налогов
- Заключение
- Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги (реферат).docx

— 30.82 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»

Финансово-экономический институт

Кафедра «Финансы и банковское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговая система РФ

(реферат)

 

 

 

 

 

Выполнила: Плотникова Н.А.

Студент группы ФК-09с

Проверила: Элякова И.Д.

 

 

 

Якутск, 2011 год.

 

Содержание

 

-  Введение

-  Основная часть

§1. Налоговая система Российской  федерации

§2. Характеристика всех основных видов налогов

-  Заключение

-  Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство  может  воздействовать  на  ход  экономической  жизни,  лишь располагая определенными денежными средствами. Их  должны  предоставить  все заинтересованные в выполнении  функций  государства  стороны  -  граждане  и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е.  обязательных платежей государству.

    С помощью налоговой системы государство активно вмешивается  в  "работу" рынка,  регулирует  развитие  производства,  способствуя  ускоренному  росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

    В современной России налоговый вопрос  занимает  особое  место,  т.к.  с завидной  постоянностью  все  твердят  о  необходимости  коренной  налоговой реформы,  и  с  такой  же  завидной  постоянностью  все  заканчивается  лишь небольшими  изменениями   в   налоговой   системе,   носящими   чаще   всего "косметический" характер. А ведь эффективно  действующая  налоговая  система страны определяет не только уровень доходов федерального  бюджета  страны  и бюджетов  субъектов  РФ  и   муниципальных   образований,   но   во   многом способствует   экономическому   развитию   государства.   Неэффективно    же действующая  налоговая  система  страны,   наоборот,   становится   тормозом экономического развития, что и наблюдается  в  современной  России.  Поэтому неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги  были  поставлены  на первое место среди наиболее важных  проблем  современной  экономики  России, требующих скорейшего решения.

    Россия - крайне дифференцированная страна, в том  числе  и  в  налоговой сфере.  Регионы  России  обладают   различным   экономическим   потенциалом, характеризуются  различной  политической  ситуацией,  что  накладывает  свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51  налог и  сбор   и   около  20  лицензионных  видов деятельности.  Причины   такой множественности заключается в различиях источников (зарплата,  дивиденды  по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и  объектов  (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

    Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

  • финансирует некоторые расходы на простое и расширенно  воспроизводство в народном хозяйстве,
  • финансирует  социальные  программы  -   пенсионного   и   социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,
  • обеспечивает свою оборону и безопасность,
  • содержит   законодательные,   исполнительные   и   судебные   органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты  и  безвозмездную помощь другим странам.

    Это первая и основная функция налогов - служить источником  средств  для государственной казны: государственного бюджета  и  других  денежных  фондов государства.   В   настоящее   время   налоговой   системе   России   присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет  реализацию  заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

    Вторая  функция  налогов  в  рыночной  экономике  -  служить   средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя,  из которого строится  система  налогообложения  товаропроизводителей,  является принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило,  с  помощью  равных налоговых  ставок.  Все  предприятия,  независимо  от  форм   собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

    Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством  облегчения жизни   малообеспеченных   слоев   населения.   С   этой    целью    система налогообложения граждан строится, как правило,  по  прогрессивной  шкале,  в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам,  а получатели меньших доходов - по более низким.

    Налоги играют решающую роль  в  процессе  перераспределения  внутреннего валового продукта и национального дохода  страны.  В  ходе  распределения  и перераспределения  валового  внутреннего  продукта  и  национального  дохода реализуется  фискальная  и   регулирующая   функции   налогов.   Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Налоговая система РФ

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Налоговая система России включает следующие элементы:

  • взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;
  • система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.

Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Характеристика основных видов налогов

Косвенные налоги (налоги на потребление) в современных налоговых системах представлены универсальными, индивидуальными (специфическими) акцизами и таможенными пошлинами.

Универсальными акцизами называются налоги с оборота, которыми облагается любой оборот товаров (продажи, поставки, покупки), а также налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложения с оборота является валовой оборот торгового или промышленного предприятия. При обложении валового оборота на всех этапах движения товара возникает кумулятивный эффект. В налогооблагаемый товарооборот попадают суммы налогов, уплаченные при покупке товаров производственного назначения. Таким образом, налог взимается не только с оборота товаров, но и с налогов, ранее уплаченных по счетам-фактурам.

Налог на добавленную стоимость также взимается на всех этапах движения товаров, но благодаря тому, что объектом налогообложения является добавленная стоимость (т. е. вновь созданная данным хозяйствующим субъектом), кумулятивный эффект в данном случае отсутствует.

Показатель добавленной стоимости можно вычислить как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и материальными издержками на ее производство, то есть необходимо от стоимости продаж отнять стоимость закупок. Можно рассчитать добавленную стоимость и как сумму ее составляющих: заработной платы, прибыли, амортизационных отчислений, процентов за кредит, платы за землю и других налогов, которые включаются в затраты на производство. Но метод взимания НДС, используемый в практике налогообложения, позволяет вычислять налог без предварительного расчета добавленной стоимости:

Выручка х Ставка НДС - Затраты х Ставка НДС.

Налог на добавленную стоимость используют более чем в 40 странах; особенно он распространен в Европе. Этот налог взимается на каждом этапе производства и обращения товара на основе вновь созданной стоимости. Полностью сумма НДС оплачивается конечным потребителем.

Налог на добавленную стоимость может взиматься либо по единой ставке, либо по нескольким: пониженной - для товаров и услуг первой необходимости, стандартной - для большинства товаров и повышенной для предметов роскоши, табачных и алкогольных изделий.

В разных странах используется различная дифференциация ставок НДС. Например, в рамках Европейского Союза (ЕС) применяют две ставки: нормальную - 18,6 % и сниженную - 5,5 %. От НДС освобождаются услуги образования и медицины, общественная и благотворительная деятельность

  Налог на добавленную стоимость дополняется рядом специфических (индивидуальных) акцизов, используемых для обложения, как правило, высокорентабельных, монопольных товаров, отдельных предметов длительного пользования, предметов роскоши. Иногда в списки подакцизных товаров попадают и товары повседневного пользования (сахар, спички, пиво, минеральная вода и т. п.).

Таможенные пошлины, как разновидность налогов на потребление, сегодня устанавливаются чаще всего не с целью пополнить доходы бюджета (хотя иногда и это имеет место), а защитить внутренний рынок, национальную промышленность и сельское хозяйство. Таможенные пошлины - это инструмент государственной экономической политики во внешнеторговых отношениях. Они должны способствовать рационализации товарной структуры ввоза товаров, поддержанию соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов, а также созданию условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защите страны от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

Различают следующие виды таможенных пошлин:

  • статистические - для учета экспорта и импорта товаров в условиях свободной торговли; они отличаются низкими ставками;
  • фискальные - для пополнения доходов бюджета; они имеют высокие ставки. В современных условиях использование фискальных пошлин ограничивается, так как они препятствуют развитию международной торговли;
  • специальные (протекционистские) - для защиты внутреннего рынка от конкуренции со стороны некоторых иностранных товаров, аналоги которых выпускаются отечественными производителями;
  • преференциальные устанавливаются по соглашению между торгующими странами при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии; применяются для уравновешивания цен на иностранные и отечественные товары с целью исключения конкуренции между ними;
  • антидемпинговые - особые виды пошлин, которые вводятся в случае ввоза товаров по ценам ниже, чем их нормальная цена в стране вывоза, для защиты производства подобных отечественных товаров;
  • сезонные позволяют оперативно реагировать на ввоз и вывоз сезонных товаров; устанавливаются, как правило, на срок не более шести месяцев.

Ставки таможенных пошлин либо устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров, либо начисляются в определенном размере за единицу измерения облагаемого товара. Иногда используются комбинированные ставки, сочетающие оба подхода.

В доходах бюджетов экономически развитых стран таможенные пошлины составляют незначительную долю. Ее снижению способствует расширение масштабов использования режима свободной торговли между странами.

Устаревшей формой косвенного налогообложения являются фискальные монополии, взимавшиеся при реализации товаров, установление цен на которые было монополией государства (на алкоголь, соль, табак и пр.). Государство, устанавливая фиксированную розничную цену на определенный товар, получало налог в виде разницы между этой ценой и ценой производства.

Информация о работе Налоговая система РФ