Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налоговой системы и определить основные проблемы ее совершенствования в современной России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию, роль налогов и их эволюцию, становление налоговой системы и различные точки зрения по ее совершенствованию.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных, зарубежных авторов, материалы из периодических изданий, интернет – ресурсы.

Содержание

Введение.......................................................................................................................5
1 Налоги: сущность, функции, классификация........................................................7
1.1 Экономическое содержание налогов, их эволюция...........................................7
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….....14
1.3 Классификация налогов……………………………………………………......18
2 Налоговая система РФ и ее особенности…………………………………….....21
2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………....21
2.2 Анализ налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2009 – 2011 гг. …………………………………………………………………...…30
2.3 Проблемы налоговой системы РФ…………………………………………….34
3 Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………………..38
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………38
3.2 Меры повышения эффективности налогового администрирования………..40
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список использованных источников……………………………………………...47
Приложение А - Функции налогов………………………………………………..49
Приложение Б – Классификация налоговналоговой системы России................50

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 88.64 Кб (Скачать файл)

Аннотация

 

Курсовая работа содержит 50 страниц, в том числе 28 источников, 2 приложения.

В данной курсовой работе изложены основные положения о налоговой  системы РФ и проблемах ее совершенствования. Рассмотрены работы отечественных  и зарубежных экономистов.

Все это позволяет раскрыть содержание налоговой системы РФ.

 

 

Содержание

 

 

Введение.......................................................................................................................5

1 Налоги: сущность, функции, классификация........................................................7

1.1 Экономическое содержание  налогов, их эволюция...........................................7

1.2 Функции налогов…………………………………………………………….....14

1.3 Классификация налогов……………………………………………………......18

2 Налоговая система РФ и ее особенности…………………………………….....21

2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………....21

2.2 Анализ налоговых доходов  в доходах консолидированного  бюджета РФ за 2009 – 2011 гг. …………………………………………………………………...…30

2.3 Проблемы налоговой системы РФ…………………………………………….34

3 Пути совершенствования  налоговой системы РФ……………………………..38

3.1 Основные направления  налоговой политики РФ на среднесрочную  перспективу…………………………………………………………………………38

3.2 Меры повышения эффективности  налогового администрирования………..40

Заключение……………………………………………………………………….…46

Список использованных источников……………………………………………...47

Приложение А - Функции налогов………………………………………………..49

Приложение Б – Классификация налоговналоговой системы России................50

 

 

 

Введение

 

Налоговая система РФ является весьма актуальной темой для рассуждения, так как она  является важнейшим элементом рыночной экономики. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленными в законном порядке. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном обществе налоги - это основной источник доходов  государства. Именно налоги лежат в  основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.

Регулирующая функция  налогов не менее важна, чем задача наполнения бюджета. Специалисты прекрасно  понимают, что налоги не должны носить исключительно фискальный характер. Так, снижение налогов не должно быть благотворительной по отношению  к кому-то акцией, а служить мерой, направленной на расширение налоговой  базы с целью улучшения общих  финансовых результатов национального  хозяйства. Менее очевидно, что снижение налогов – не всегда благо. При  определенных условиях эта мера может  нанести немалый ущерб экономике, а, следовательно, всему обществу.

При создании или реформировании налоговой системы главный предмет  работы – не снижение (или повышение) налогов, а их гармонизация. Налоговая  система должна оптимально соответствовать  уровню экономического развития страны.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был  принят пакет законопроектов о налоговой  системе. Среди них закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что в  основе доходов бюджета лежат, прежде всего, налоговые поступления.В последнее время наблюдается недостаток средств в государственном бюджете, что говорит о несовершенствовании налоговой системы и проводимой налоговой политике.

Исходя из вышесказанного можно сказать, что объектом моего исследования является налоговая система РоссийскойФедерации.

Предметом исследования являютсятакие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в РФ.

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налоговой системы  и определить основные проблемы ее совершенствования в современной  России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию, роль налогов и их эволюцию, становление налоговой системы и различные точки зрения по ее совершенствованию.

Теоретической основой написания  курсовой работы послужили работы отечественных, зарубежных авторов, материалы из периодических изданий, интернет – ресурсы.

 

 

1 Налоги: сущность, функции, классификация

    1. Экономическое содержание налогов

 

Определение понятия «налог»  тесно связано с категорией «государство». Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, господствовавших в определенное время  у каких-либо наций и народов, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики (базиса) и социально-политических отношений. С помощью налоговой системыможно судить о том, на какой ступени развития находится государство.

На каждом этапе развития общества понятие «налог» все  более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических  воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы  существования и методы управления обществом. Налоги выступают необходимым  звеном экономических отношений, и  в силу этого во всех экономических  теориях прошлого и настоящего времени  авторы обязательно рассматривают  проблемы налогообложения, стремятся  определить место налогов в экономической  системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. И все они  сталкиваются с принципиальным вопросом о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения.[1]

Первый этап охватывает собою  Древний мир, когда понятия «налог»  еще не существовало. В классическом Древнем мире (Рим, Афины, Спарта) государство  представляло собой республику, что  буквально переводится как «общественное  дело», дело всех его граждан. Учреждений и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями в то время не существовало. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих  обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью сограждан. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и с иноземцев и воспринимались как выражение зависимости. Взиманием налогов занимались так называемые мытари.

В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства, для процесса их взимания характерны высокая степень добровольности и близость к понятию «жертва». Например, название наиболее распространенного в средневековье налога происходит в переводе с немецкого от слова «просьба». Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки возможностей налогоплательщика по внесению необходимой суммы в казну государства.

Уже на ранних этапах развития экономической мысли налог рассматривался как безэквивалентный платеж, т. е. лица, уплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав. На данном этапе налог выступает  индивидуально безэквивалентным движением  денежных средств от индивидуума  к государству, причем сначала даже не собственно к государству, а, возможно, частному лицу, так как сборщики налогов, внеся определенную сумму  в казну, стремились к обеспечению  прибыльности своей деятельности.

Для государства XVI-начала XVII в. был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая  регулярными налоговыми поступлениями  и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной  администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных  доменов. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены в течение непродолжительного периода времени, а расходы государства росли более высокими темпами, чем его доходы, поэтому получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям. На данном этапе развития «налог» выступает как индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, предполагающее наличие определенной цели, а именно покрытия конкретных, объявленных обществу расходов государства.

В силу того что для существования  власти доходов от эксплуатации собственности  совершенно недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что простое изъятие необходимых  казне денег невозможно, возникают  теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение. Эти  теории получили название индивидуалистических, а основывались они на идее невмешательства государства в экономику. Сначала определение налога и его обоснование дали так называемые теория обмена, а затем теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). В обоих случае налогоплательщик приобретает определенные выгоды. В основе этих теорий лежит представление о договорном происхождении государства. Таким образом, в рассматриваемый период налог является индивидуально безэквивалентным движением денежных средств от индивидуума к государству с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

В XVII–первой трети XIX в. в  экономических теориях господствовала идея о невмешательстве государства  в экономику: предполагалось, что  свободная конкуренция и рыночный механизм установления равновесия между  спросом и предложением обеспечивают экономическую эффективность.

Марксизм придал налогу не свойственный ему как экономической  категории классовый характер и  акцентировал взгляд на налоги как  на орудие классовой борьбы и эксплуатации трудящихся. Соответственно в экономической  литературе советского периода налоги рассматриваются как «дополнительная  форма эксплуатации трудящихся».[2]

Великая депрессия ознаменовала начало кризиса всей существовавшей системы целей и методов управления государством в условиях свободной  конкуренции и ограниченного  вмешательства в сферу предпринимательства. Соответственно появляется и новая  парадигма в развитии экономической  науки. Дж. М. Кейнс, автор «Общей теории занятости, процентов и денег», обосновал, в числе прочего, необходимость использования фискальной политики и, в частности, налогов для регулирования экономики. Впервые налог рассматривался не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций, но и указывалось на его роль в регулировании экономических отношений общества. Используя налоги, государство получает возможность изменения структуры производства, сдерживания или ускорения некоторых процессов, что может способствовать экономическому процветанию общества. Определение налога на данном этапе трактуется следующим образом: налог - это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом налог должен взиматься с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику.

В период с 1945 до середины 1970-х  гг. в капиталистическом мире произошли  события, которые вывели мировую  экономику и все ее проблемы на принципиально новый уровень. Научно-технический прогресс, глобализация экономики, соединение одновременно циклического, структурного, экологического, энергетического кризисов – все это привело к переосмыслению методов государственного воздействия на экономику. Формируется экономическая теория предложения, представители которой выступают за самостоятельную, не зависимую от денежной, бюджетную политику, обосновывая потенциал налогового регулирования экономики. Основным направлением реформы государственного регулирования экономики считается радикальная реформа системы налогообложения в сторону значительного улучшения предельных налоговых ставок.

На данном этапе практически  все экономисты разделяют положение  о необходимости налогообложения, проведены различия между налогом, сбором, пошлиной и иными платежам в бюджет, доказана возможность регулирования  экономики посредством налогов. Особую актуальность приобретает разрешение вопросов о том, каким должен быть уровень налоговых изъятий, чтобы  воздействие на экономические процессы в обществе осуществлялось с максимально возможным положительным эффектом.

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования