Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налоговой системы и определить основные проблемы ее совершенствования в современной России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию, роль налогов и их эволюцию, становление налоговой системы и различные точки зрения по ее совершенствованию.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных, зарубежных авторов, материалы из периодических изданий, интернет – ресурсы.

Содержание

Введение.......................................................................................................................5
1 Налоги: сущность, функции, классификация........................................................7
1.1 Экономическое содержание налогов, их эволюция...........................................7
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….....14
1.3 Классификация налогов……………………………………………………......18
2 Налоговая система РФ и ее особенности…………………………………….....21
2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………....21
2.2 Анализ налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2009 – 2011 гг. …………………………………………………………………...…30
2.3 Проблемы налоговой системы РФ…………………………………………….34
3 Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………………..38
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………38
3.2 Меры повышения эффективности налогового администрирования………..40
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список использованных источников……………………………………………...47
Приложение А - Функции налогов………………………………………………..49
Приложение Б – Классификация налоговналоговой системы России................50

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 88.64 Кб (Скачать файл)

Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета.

Целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое  назначение и строго закреплены за определенными видами расходов.

Классификация налогов по принадлежности к уровню правления  подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги устанавливаются  Налоговым кодексом Российской Федерации  и обязательны к уплате на территории всей страны.

Региональные налоги вводятся представительными органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог.

Местные налоги устанавливаются  и вводятся на соответствующей территории  представительным органом местного самоуправления и обязательны к  уплате на территории этого муниципального образования.[6]

Данная классификация  единственная из всех описанных выше имеет законодательный статус –  на ней построена вся последовательность изложения Налогового кодекса РФ. Классификации налогов налоговой системы России приведена в приложении Б

  1. Налоговая система РФ и ее особенности
    1. Общая характеристика налоговой системы РФ

 

Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов (органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции, которая недавно была упразднена). Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов.[6]

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.

От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Среди экономических рычагов, при помощи которых страна воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любая страна обширно использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом экономики в условиях рынка.

С помощью налогов определяются отношения предпринимателей, предприятий  всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая дело, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный барыш и прибыль предприятия.

И.М. Александров указывает  на то, что налоговые поступления  являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: более 80% общего объема доходов  консолидированного бюджета РФ формируется  за счет налогов и сборов, взимаемых  с юридических и физических лиц.[7] Это положение и определяет значимость государственного финансового контроля в масштабе государства.

Налоги представляют собой  обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. В Налоговом  кодексе России дается следующее понятие налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного менеджмента финансовых средств вцелях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [8].

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, выплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно ст. 17 НК РФ налоговая  система включает следующие элементы:

1) субъект налогообложения (плательщик);

2) объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;

3) ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;

4) правила исчисления и порядок уплаты налога;

5) штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Налоговая система РФ строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий  независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам. Действующая в России система  налогов и сборов установлена  Налоговым кодексом РФ (часть первая). Согласно этому акту в России устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Это система отражает федеративное устройство России.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны  к выплате на всей местности России. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость; 

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц; 

4) цельный социальный  налог; 

5) налог на прибыль  организаций; 

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) водный налог; 

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов России о  налогах и обязательны к выплате  на территориях соответствующих  субъектов России. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

Региональные налоги вводятся в действо и прекращают работать на территориях субъектов России в соответствии с НК РФ и законами субъектов России о налогах. При  установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  России определяются в порядке и  пределах, которые предусмотрены  НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и период уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам и налогоплательщики  определяются только НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов России законами о  налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут  устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к выплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. К местным  налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Местные налоги вводятся в действо  и прекращают работать на территориях  муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут  отменяться только НК РФ и, кроме того, запрещается устанавливать федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Налогоплательщики и все обязательные элементы всех налогов и сборов, за исключением налога на имущество  физических лиц, закреплены в соответствующих  главах части второй Налогового кодекса  РФ, что соответствует принципу законодательного установления налога.[10]

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. Необходимо также отметить, что специальные налоговые режимы, предусмотренные НК РФ, могут предусматривать освобождение от обязанности по выплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов. Следует также отметить, что налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов России, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действо, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к выплате. Однако принадлежность налога или сбора к конкретному уровню системы налогов и сборов совсем не означает, что он является источником доходов только одного определенного уровня бюджета (федерального, регионального или местного). Законодательством может быть предусмотрено перераспределение доходов от всех видов налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы России.

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает,  что платить законно установленные  налоги и сборы обязан каждый [9]. Согласно части Ι статье 3 Налогового кодекса РФ: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения».[8]

2) индивидуальная безвозмездность.  За счет налогов происходит  финансирование всей деятельности  государства, но при этом конкретное  физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный  налог, какого-либо возмещения  в виде получения имущества,  имущественных или неимущественных  прав не получает. Именно в  этом основное отличие налога  от сбора: сбор уплачивается  за совершение государственными  органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает полностью ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги  взимаются в форме финансовых  средств, принадлежащих организациям  или физическим лицам на праве  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления;

4) публичный характер. В  соответствии со ст. 57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы;

5) нецелевой характер. Основной поставленной задачей налогообложения является обеспечение деятельности государства и муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов [11]. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы России. В соответствии с этим, налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Должностными лицами налоговых  органов в пределах своей компетенции  проводится налоговый контроль посредством  налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ.

Налоги выполняют следующие  функции:

1) фискальную. Для того чтобы страна успешно функционировала, дело государственных органов и должностных лиц нужно финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и содержится фискальная функция налогов и сборов;

2) регулирующую. При помощи  налогов происходит регулирование  общественных отношений. При помощи  установления налогов и их  ставок государством осуществляется  поддержка одних отраслей экономики  и снижение развития других. Также выделяется стимулирующая функция. Она заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и видов деятельности.

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных  органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением  ими действий в пользу физических лиц или организаций.

Принципы налогообложения  в России установлены в ст. 3 НК РФ. Данным законом закреплены следующие  основные начала законодательства о  налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого  не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы,  а также иные взносы и платежи,  обладающие установленными НК  РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности  правовой нормы, который тесно  связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом  налоговая норма должна излагаться  простым и понятным языком;

3) принцип обязательности  уплаты налогов и сборов. В  соответствии с этим принципом  каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к выплате налога;

4) принцип недискриминационного  характера налогов и сборов - налоги  и сборы не могут различно  применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев.  Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала;

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования