Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение налоговой системы государства и основных перспективных путей реформирования налоговой системы Республики Беларусь.
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение методологических основ построения и основных элементов налоговой системы государства;
- рассмотрение функций налоговой системы государства;
Введение
1 Сущность и основные элементы налоговой системы
2 Функции, типы и принципы построения налоговых систем
3 Особенности и перспективы реформирования налоговой системы в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Кроме того, налоговое планирование подразумевает использование всех возможностей хозяйственных договоров, безупречное ведение бухгалтерского и налогового учета, использование законных способов защиты нарушенных прав.
При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать и возможность для субъекта хозяйствования использовать особые режимы налогообложения. В частности, в соответствии со ст. 10 Налогового кодекса Республики Беларусь особый режим налогообложения применяется для плательщиков:
1) налога при упрощенной системе налогообложения;
2) единого налога с
3) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
4) налога на игорный бизнес;
5) налога на доходы от
6) налога на доходы от
7) сбора за осуществление
8) сбора за осуществление
Международное двойное налогообложение – одновременное обложение в двух и более странах одного плательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом. Двойное налогообложение увеличивает затраты налогоплательщиков, что заставляет предпринимателей сдерживать деловую активность во внешнеэкономических связях или повышать цены. В целях уменьшения затрат, вызванных двойным налогообложением, предприниматели вынуждены повышать цены либо уводить свой бизнес за пределами страны «в тень».
Антиналогообложение - ситуация, возникающая из-за несогласованности налоговых систем разных стран, и проявляющаяся в том, что плательщик не признается ни одной страной в качестве своего (т.н. налоговые люки). В чистом виде такая ситуация не встречается, поскольку государства стараются охватить своей налоговой юрисдикцией как можно больше плательщиков и объектов налогообложения. Оно используется в целях избежания уплаты налогов путем перенесения объекта налогообложения в страну с более низкими налогами. Это приводит к увеличению рентабельности международных сделок и к снижению интереса к участию в развитии собственной экономики, а также выводу капитала из страны.
Если антиналогообложение, как было сказано выше, встречается крайне редко, то международное двойное налогообложение – довольно часто встречающееся явление, и т.к. оно снижает активность во внешнеэкономической сфере, то государства разрабатывают систему мер и способов, снижающих либо устраняющих двойное налогообложение.
К способам, исключающим международное двойное налогообложение относятся:
3 ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ
Налоговая система Республики Беларусь была создана одновременно с образованием суверенного государства. С 1 января 1992 года вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.)
Формирование налоговой системы происходило в условиях фискального кризиса 1990-х гг. , характерного для всех стран с переходной экономикой и обусловленного сокращением доходов бюджета и возрастающими расходами на стабилизацию экономики.
Причиной фискального кризиса стало сокращение налоговой базы из-за резкого спада производства. В то же время, несмотря на падение налоговых поступлений, уровень государственных расходов оставался достаточно высоким. Это было связано, прежде всего, со стремлением государства поддержать крупные предприятия для сохранения производственного потенциала страны, а также со значительными расходами на социальную защиту и предоставление различных социальных услуг населению.
В настоящее время по итогам работы за 2012 год уровень централизации, представляющий собой отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту (далее – ВВП), составил 48,3 процента и по сравнению с 2011 годом существенно не изменился.
Величина налоговой нагрузки на экономику, характеризующая долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды в ВВП с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – ФСЗН) составила 42,8 процента и по сравнению с 2011 годом снизилась на 0,9 процентных пункта (см. таблицу 3.1). В указанном показателе контролируемые налоговой службой поступления занимают 30 процентов в ВВП, отчисления в ФСЗН – 11,7 процента, налоговые платежи, взимаемые таможенными органами, – 1,1 процента.
Таблица 3.1 Информация об уровне налоговой нагрузки за 2011-2012 гг.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
Отклонение, (+/-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Уровень централизации с учетом отчислений в ФСЗН, в % к ВВП |
48,4 |
48,3 |
-0,1 |
Налоговая нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, в % к ВВП |
43,7 |
42,8 |
-0,9 |
Косвенные налоги, в % к ВВП |
18,9 |
17,8 |
-1,1 |
Прямые налоги, в % к ВВП |
9,5 |
9,2 |
-0,3 |
Смешанные налоги, в % к ВВП |
3,7 |
4,1 |
0,4 |
Отчисления в ФСЗН, в % к ВВП |
11,6 |
11,7 |
0,1 |
В структуре налогов, принимаемых для расчета налоговой нагрузки без учета отчислений в ФСЗН, выделяют три основные группы: косвенные, прямые и смешанные налоги (см. рисунок 3.1).
Рис. 3.1 Структура налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь, учитываемых при расчете величины налоговой нагрузки, за 2012 год
В общей сумме налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджет Республики Беларусь, превалируют косвенные налоги, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ (услуг). За 2012 год поступления косвенных налогов увеличились по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах на 5,5 процента, их удельный вес в ВВП составил 17,8 процента и сократился на 1,1 процентных пункта, что обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста – 109,9 процента).
В структуре косвенных налогов лидирующие позиции принадлежат налогу на добавленную стоимость, платежам, исчисленным из выручки от реализации продукции, акцизам, налогу с продаж (см. рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 Структура косвенных налогов
Налог на добавленную стоимость увеличился на 12,5 процента, а его доля в ВВП соответствует уровню 2011 года – 9,3 процента.
Платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, уменьшились на 13,9 процента, а их удельный вес – на 1,1 процентных пункта и составил 3,7 процента. Подобная динамика явилась следствием сокращения совокупной налоговой ставки указанных платежей с 3,9 до 3 процентов.
Причиной отрицательной динамики по налогу с продаж и отчислениям в дорожный фонд и снижения их доли в ВВП явилась отмена в 2012 году налога с продаж автомобильного топлива, зачисляемого в дорожный фонд, а также налога на приобретение бензина и дизельного топлива. В результате поступления по налогу с продаж сократились почти на 46 процентов, отчислениям в дорожный фонд – более чем на 80 процентов. Удельный вес указанных доходных источников в ВВП снизился соответственно на 0,5 и 1 процентный пункт.
Увеличение в среднем в 2,5 раза ставки акцизов на автомобильное топливо позволило обеспечить рост поступлений акцизов на 86,7 процента, при этом их удельный вес вырос на 1,5 процентных пункта и составил 3,6 процента в ВВП.
По остальным видам косвенных налогов прослеживалась положительная динамика поступлений в бюджет, а их доля в ВВП не изменилась по сравнению с 2011 годом.
К прямым налогам относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). Поступления таких налогов увеличились по сравнению с 2011 годом на 10 процентов, вместе с тем их удельный вес в ВВП сократился на 0,3 процентных пункта и составил 9,2 процента.
В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли (см. рисунок 3.3).
Рис. 3.3 Структура прямых налогов
Практически по всем прямым доходным источникам, кроме налога на доходы и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в 2012 году отмечалась положительная динамика.
Поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2 процента, а доля налога в ВВП выросла на 0,3 процентных пункта и составила 4 процента. Налог на прибыль является достаточно гибким источником бюджетных доходов, поскольку напрямую зависит от финансовых результатов функционирования различных звеньев экономики. Так, в истекшем году прирост прибыли от реализации продукции в связи с улучшением финансового состояния организаций в целом по республике составил более чем 15 процентов.
В результате роста реальных денежных доходов населения в целом по республике на 17,5 процента, поступления подоходного налога увеличились на 18,9 процента. Удельный вес налога возрос на 0,1 процентных пункта и составил 3,1 процента в ВВП.
По налогу на недвижимость сложилась положительная динамика поступлений (темп роста – 100,3 процента), а его доля в ВВП к концу прошлого года составила 1,1 процента и по сравнению с 2011 годом существенно не изменилась.
Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1 процента, а их удельный вес в ВВП – на 0,1 процентных пункта и составил 0,3 процента. Отрицательная динамика поступлений по данному доходному источнику обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25 процентов, а также перечня видов деятельности, по которым он уплачивается.
На существенное снижение поступлений по налогу на доходы значительное влияние оказал перевод в 2012 году банков - основных плательщиков налога на доходы - на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. В связи с этим налоговые поступления сократились на 48,3 процента, а его доля в ВВП на 0,3 процентных пункта.
К смешанным налогам, участвующим в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеющим разнообразные объекты налогообложения, относятся налоги, исчисленные единым платежом от фонда заработной платы, земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды (см. рисунок 3.4).
Рис. 3.4 Структура смешанных налогов
По большинству смешанных налогов обеспечена положительная динамика налоговых поступлений. В частности, темп роста в целом по рассматриваемой группе составил 122,2 процента. Удельный вес налогов относительно 2011 года увеличился на 0,4 процентных пункта и составил 4,1 процента в ВВП.
Преимущественно это обусловлено ростом отчислений в инновационные фонды (темп роста – 138 процентов), которые в структуре смешанных налогов занимают почти 50 процентов. Доля отчислений в инновационные фонды в ВВП по сравнению с 2011 годом увеличилась на 0,4 процентных пункта и составила 2 процента. Кроме того, увеличение фонда заработной платы в целом по народнохозяйственному комплексу республики на 16,4 процента способствовало росту поступлений единого платежа от фонда заработной платы на 13,3 процента. В результате удельный вес данного источника возрос на 0,1 процентных пункта и составил 0,9 процента.
В связи с тем, что в настоящее время единый платеж от фонда заработной платы отменен, можно прогнозировать снижение величины налоговой нагрузки на экономику республики без учета отчислений в ФСЗН до уровня 30 процентов к ВВП.
Отметим, что совершенствование налоговой системы Республики Беларусь должно осуществляться при соблюдении ряда условий, связанных с необходимостью обеспечения бездефицитного государственного бюджета в рамках привлеченного стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС и предстоящих выплат по внешнему государственному долгу.