Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение налоговой системы государства и основных перспективных путей реформирования налоговой системы Республики Беларусь.
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение методологических основ построения и основных элементов налоговой системы государства;
- рассмотрение функций налоговой системы государства;
Введение
1 Сущность и основные элементы налоговой системы
2 Функции, типы и принципы построения налоговых систем
3 Особенности и перспективы реформирования налоговой системы в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
- в целях упрощения налогового учета срок первой уплаты авансового платежа по налогу на прибыль переносится с 22 марта на 22 апреля, что позволит организациям более точно рассчитывать предполагаемую сумму налога с учетом результатов работы за прошлый год и тем самым минимизировать возможность применения к ним штрафных санкций.
Подоходный налог:
- в перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, работодателем включается компенсация стоимости средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, приобретенных за свой счет работником;
- учитывая производственную необходимость в повышении уровня знаний работников, законопроектом предлагается оплату нанимателями обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) не облагать подоходным налогом;
- также предлагается не признавать объектом налогообложения подоходным налогом доходы, полученные гражданами в виде государственной адресной социальной помощи, социальных льгот и социальной поддержки в соответствии с законодательными актами, что позволит автоматически применять налоговое освобождение ко всем назначаемым социальным выплатам без корректировки для этого налогового законодательства;
- в целях создания равных условий налогообложения для обучающихся как в государственных учреждениях образования, так и в учреждениях образования потребительской кооперации, предлагается освободить от налогообложения подоходным налогом стипендии, надбавки и доплаты к стипендиям, материальную помощь, выплачиваемые за счет средств организаций потребительской кооперации (в настоящее время подлежат налогообложению). Не будут облагаться подоходным налогом и стипендии, выплачиваемые безработным из Фонда социальной защиты населения при их направлении на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В связи с отсутствием стипендий в негосударственных учреждениях образования (учеба осуществляется на платной основе), принятие аналогичного решения в отношении обучающихся в них студентов не требуется;
- в целях упрощения закупок у населения сельскохозяйственной продукции предлагается освобождать от налогообложения доходы граждан от ее сдачи заготовительным организациям потребительской кооперации и (или) другим организациям и индивидуальным предпринимателям без предоставления каких-либо подтверждающих документов и справок.
Выплата гражданам денежных средств за сданную ими сельскохозяйственную продукцию собственного производства будет осуществляться без предоставления паспорта и справки местного органа о наличии приусадебного участка, на котором данная продукция выращена. За счет упрощения процедуры закупки ожидается повышение заинтересованности со стороны граждан в сдаче продукции официальным заготовительным организациям;
- законопроектом предусматривается индексация в пределах инфляции размеров налоговых льгот, налоговых вычетов, ставок подоходного налога в фиксированных суммах, установленных в абсолютных суммах.
Налог на недвижимость:
- с 1 января 2014 года предлагается существенно упростить администрирование налога на недвижимость, исчисляемого по передвижным зданиям (строительные бытовки, биотуалеты, сборно-разборные киоски и т. п.), признав местом нахождения этих объектов место нахождения организации или филиала, у которого они находятся на балансе;
- предусматривается закрепить право выбора плательщиками порядка уплаты налога на недвижимость: один раз в год или ежеквартально.
Земельный налог:
- для обеспечения единообразного подхода к определению налоговой базы земельного налога в белорусских рублях по земельным участкам, имеющим кадастровую стоимость в долларах США, соответствующая глава дополняется порядком, согласно которому годовая сумма земельного налога будет определяться исходя из курса доллара США, установленного на 1 января текущего финансового года;
- законопроектом также предлагается закрепить право выбора плательщиками уплаты земельного налога — один раз в год или ежеквартально.
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:
- совершенствуется порядок освобождения от единого налога физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при реализации ими продукции растениеводства, животноводства и пчеловодства, полученной в личных подсобных хозяйствах. В этих целях применяемое в настоящее время освобождение от единого налога распространяется на декоративные растения и продукцию цветоводства, выращенные в личных подсобных хозяйствах, независимо от количества дней, в течение которых осуществляется их реализация (ранее освобождение применялось при условии торговли данной продукцией не более пяти дней в месяц);
- в целях усиления социальной защиты инвалидов I и II групп, являющихся индивидуальными предпринимателями и воспитывающих несовершеннолетних детей или детей, получающих образование, предусматривается полностью освободить их от уплаты единого налога по осуществляемой предпринимательской деятельности.
Таким образом, предлагаемые изменения в Налоговый кодекс направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальную поддержку граждан и согласуются с работой по либерализации предпринимательской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги в обществе выполняют ряд важных задач, которые можно свести к трем основным функциям: регулирующей, стимулирующей и фискальной. В настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных налогов, которые можно классифицировать по определенным признакам.
Принцип справедливости налогообложения особенно четко проявляется при распределении налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя на всех налогоплательщиков должно быть распределено равномерно и справедливо.
Однако в процессе проведения налоговой политики могут возникать и определенные проблемы.
Как уже было сказано, большое значение имеет обоснование той оптимальной доли изъятий доходов предприятий в бюджет, при которой достигается сочетание интересов государства и налогоплательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Но на практике зачастую очень сложно определить эту долю изъятия и оптимальную ставку процента.
В настоящее время налоговая система Республики Беларусь включает значительное число налогов и сборов. Каждый из них имеет свои особенности. Однако такая система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными и разумными. Существуют проблемы и в области налогового контроля.
Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.
Анализ налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор; большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики.
Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств сопровождалось сокращением бюджетных статей.
Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность – свыше 50 %, строительство – менее 10%, торговля и общественное питание – менее 5 %, сельское хозяйство – менее 3%. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.
В последнее время в Беларуси сделаны определенные шаги в рамках реформирования налоговой системы. Так, ряд налогов отменены, часть – объединены (с единой налогооблагаемой базой), на некоторые налоги уменьшены ставки или ежемесячная уплата заменена квартальной. Однако налоговая система Беларуси изначально настолько сложна, противоречива и дорогостояща в исполнении, что многое еще предстоит сделать.
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественных параметров.
В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Реформирование налоговой системы должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаменкова С.И., Евменчик О.С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах. Мн.:Элайда, 2010. 489 с.
2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.:Экономистъ, 2011. – 658 с.
3. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2012. – 496 с.
4. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп./ Под ред. М. Романовского, О.Врублевской. – СПб.: Питер, 2009. – 528 с.
5. Налоги и налогообложение : учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск : Выш. шк., 2011. – 320 с.
6. Барсегян, Л. Н. Налоги и налогообложение. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 160 с.
7. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2013 год»
8. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 гг.
9. Дейко А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность. // Экономика Беларуси. – 2012. – № 2(15)
10. Полуян В.Н. Налогообложение в Республике Беларусь и пути его совершенствования. // Вестник БГЭУ. – 2012. – № 2
11. Папов Е.М. Налоги в рыночной экономике. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2010. – № 3
12. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях/ В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич и др., Под общ. Ред. В.А. Гюрджан - Мн.: ПЧУП "Светоч", 2012 г.
13. Об экономической политике Белоруссии // БИКИ. – 2011. – № 138.
14. Дейко А. Не числом, а оптимизацией. // Беларуская думка. – 2008. – № 1
15. Национальная экономика Беларуси : учебник / В.Н. Шимов [и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск : БГЭУ, 2012. – 751 с.
16. Пелих С. Не подавлять, а стимулировать. // Беларуская думка. – 2012. – № 1
17. Карягин В. Принципиальная платформа. // Беларуская думка. – 2012. – № 1
18. Проект бюджета – 2013: оценки реалистичные, обязательства реальные. // Финансы. Учет. Аудит. – 2012. – № 10