Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа
Налоги в цивилизованном обществе выступают как одно из важнейших объективных явлений экономической жизни. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.
Абсолютная очевидность необходимости налогов, доказанная практикой формирования государственных структур различных общественных систем, не исключает дискуссий об их роли в экономике и о принципах организации.
Введение…………………………………………………………………….5
1 Построение налоговой системы и эффективность ее
функционирования в рыночных условиях……………………….……7
1.1 Содержание налоговой системы…………………………………...7
1.2 Основные принципы налогообложения…………………………..10
1.3 Совокупность налогов и их классификация…………………...…13
1.4 Эффективность налоговой системы………………………………17
2 Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе………………………………………..21
2.1 Структура доходной части государственного бюджета…………..21
2.2 Налогообложение предприятий реального сектора экономики….22
3 Совершенствование налоговой системы в Республике Беларусь…...27
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников………
Здесь нужны иные действия - реформирование экономических отношений. К тому же само отсутствие такого рачительного хозяина значительно сдерживает модернизацию существующей налоговой системы. Даже проблему ухода в тень определенной части предпринимательства невозможно решить лишь за счет уменьшения налоговой нагрузки.
В узком смысле слова эффективность налоговой системы определяется наличием оптимальных внутрисистемных характеристик, исключением внутренних противоречий. Например, таких как наличие оптимального соотношения прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и физических лиц, Масштаб налоговых льгот, характер применяемых штрафных санкций, уровень сложности расчета налогооблагаемой базы, а также наличия лазеек для ухода от налогообложения.
Очень часто вывод о наличии в стране «хорошей» или «плохой» налоговой системы определяется в первую очередь с учетом степени налоговой нагрузки. [10, с.355]
Предельные ставки налогообложения непосредственно связаны с уровнем налоговой нагрузки. Данный показатель определяется как удельный вес государственных налогов и сборов в ВВП. Чем богаче общество, тем большая часть ВВП огосударствляется через налоговую систему.
Не случайно высокоразвитые страны мира сегодня называют порой как «налоговые государства». Расширение и активизация функций современного государства создают общую предпосылку для повышения налоговой нагрузки.
Так, в начале XX века налоговая нагрузка на национальную экономику обычно составляла примерно 8-10% от ВВП. В современных условиях в развитых странах уровень такой нагрузки уже составляет 40-50%. Рост налогов и государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером (1835-1917) - советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка. Данный немецкий экономист сформулировал «закон возрастающей государственной активности».
Для отдельного предприятия показатель налоговой нагрузки можно рассчитывать как удельный вес всех налоговых изъятий в денежной выручке, полученной от реализации произведенной продукции.
Заниженная налоговая нагрузка значительно усложняет выполнение государством соответствующих функций, сопровождается дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Но оказывается, что сокращение налоговых поступлений и кризис государственных финансов возникают и в условиях, когда налоговая нагрузка, непрерывно повышаясь, достигает какой-то невидимой черты. Возникает так называемый эффект Лаффера.
Данный эффект показывает, что поступление налогов зависит не только от применяемой ставки, но и от налоговой базы. Налоговая база сокращается, потому что, во-первых, часть экономики уходит «в тень»; во вторых, из-за высокого налогообложения, скорее всего, сокращается деловая активность.
Для преодоления возникшего финансового кризиса и недобора налогов необходимо:
1) снизить до предельного уровня налоговую ставку;
2) снизить ставки на высокие доходы, т.е. превратить налогообложение в менее «прогрессивное»;
3) стимулировать рост объема
предложения (выпуска) и повышать
эффективность национального
4) совершенствовать систему
2 Особенности
функционирования налоговой
2.1 Структура доходной части государственного бюджета
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В январе-сентябре
2010 года доходы
Рис. 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении, приложение 1.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2009-2010 гг., %
Показатели |
2009 год |
2010 год |
1. Налоговые доходы - всего |
89,0 |
91,3 |
в том числе: |
||
Налоги на доходы и прибыль |
21,2 |
24,3 |
в т.ч. - подоходный налог |
9,6 |
10,7 |
Налоги на собственность |
3,6 |
3,8 |
Налоги на товары и услуги |
43,9 |
46,6 |
в т.ч. - НДС |
26,7 |
32,4 |
- акцизы |
7,9 |
9,2 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
15,6 |
11,3 |
2. Неналоговые доходы |
10,8 |
8,5 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.
Расходы консолидированного
бюджета в разрезе
Рост расходов
по разделу «Социальная
Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета
В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.
Удельный
вес средств
В январе-сентябре 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).
Расходы консолидированного
бюджета в январе-сентябре
Более
трети (37,3%) всех поступлений в
республиканский бюджет
В январе-сентябре
текущего года финансирование
расходов из республиканского
бюджета почти по всем
В
текущем году бюджетно-
2.2 Налогообложение предприятий реального сектора экономики
Основной закон экономики гласит: налоговые изъятия доходов у налогоплательщиков не должны быть чрезмерными и оставлять им достаточные финансовые ресурсы для дальнейшего развития. Такой принцип способствует расширению налоговой базы и увеличению поступлений средств в государственный бюджет даже при снижающихся ставках налогов. Противоположные действия государства, направленные на увеличение налоговой нагрузки на экономику, приводят лишь к кратковременному эффекту, так как в дальнейшем по мере сужения налоговой базы бюджетные поступления начинают постепенно, но неуклонно снижаться.
Научными методами было установлено, что доля налоговых изъятий не должна превышать 15% выручки от реализации и 30% прибыли предприятий. В промышленности Республики Беларусь эти параметры значительно превышены. В государственный бюджет предприятия отчисляют в среднем пятую часть своей выручки и более 40% прибыли.
В целом по экономике уровень налоговой нагрузки на ВВП высокий, а его динамика не свидетельствует о либерализации налогового режима. С 1995 года налоговая нагрузка на ВВП в Беларуси практически не снижается и колеблется в пределах 42,2 – 43,7%
Такая ситуация не способствует расширению налоговой базы у налогоплательщиков, а следовательно, и росту доходов государственного бюджета. Установление оптимальной налоговой нагрузки на товаропроизводителя и формирование рациональной налоговой системы является самой сложной задачей в отношениях государства с предприятиями. Ее решение будет осуществляться в рамках дальнейшего совершенствования налогов и повышения их стимулирующей роли в экономике.
Существующие в мировой практике налоги подразделяются на две основные группы: прямые и косвенные. Их соотношение в бюджетах экономически развитых государств сформировалось в пользу прямых налогов, а в бюджетах стран с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь, преобладают поступления косвенных налоговых платежей.
К группе прямых налогов относятся подоходно-поимущественные налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и непосредственно связаны с величиной объекта обложения. На пример, подоходный налог гражданами и налог на прибыль предприятиями уплачиваются при получении дохода и зависят от его размера