Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоги в цивилизованном обществе выступают как одно из важнейших объективных явлений экономической жизни. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.
Абсолютная очевидность необходимости налогов, доказанная практикой формирования государственных структур различных общественных систем, не исключает дискуссий об их роли в экономике и о принципах организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1 Построение налоговой системы и эффективность ее
функционирования в рыночных условиях……………………….……7
1.1 Содержание налоговой системы…………………………………...7
1.2 Основные принципы налогообложения…………………………..10
1.3 Совокупность налогов и их классификация…………………...…13
1.4 Эффективность налоговой системы………………………………17
2 Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе………………………………………..21
2.1 Структура доходной части государственного бюджета…………..21
2.2 Налогообложение предприятий реального сектора экономики….22
3 Совершенствование налоговой системы в Республике Беларусь…...27
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

ОкончатВар.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

     По НДС снимается ограничение по налоговым вычетам, которые осуществляются при инвестициях. Это также будет способствовать решению инвестиционных задач. Таким образом, принятые меры позволят снизить   налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% ВВП, что составит более Br700 млрд.   "Эти средства останутся в экономике в виде инвестиций, прибыли,    заработной платы, они будут в целом способствовать экономическому

росту".                                                                                                                             

     15.10.2010г. БЕЛТА - Бюджет 2011 года будет стимулировать развитие новых производств в регионах Беларуси. Об этом заявил сегодня журналистам начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Беларуси Максим Ермолович, комментируя принятый сегодня закон о бюджете 2011 года, передает корреспондент БЕЛТА.

      Новый бюджет изменил подходы по стимулированию местных органов власти в создании новых производств на их территориях. "С 2011 года мы принципиально меняем схему распределения налога на прибыль между уровнями бюджета, - отметил Максим Ермолович. - Если в 2010 году налог на прибыль распределялся 50/50 в доходах республиканского и местных бюджетах, то с будущего года эта схема меняется". Весь налог на прибыль, который будет получать бюджет от предприятий негосударственной формы собственности и коммунальной, будет оставаться на территории соответствующей административно-территориальной единицы. А налог на прибыль, уплачиваемый предприятиями республиканской собственности, будет распределяться в соотношении 50/50.

                                                                                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного теоретического и аналитического материала по теме данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
  2. Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Следовательно, и принципы построения налоговых систем у них разные. Преобладание прямых или косвенных видов налогов определяет особенности национального налогообложения.
  3. В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.
  4. К системным принципам налогообложения относятся платежеспособность и всеобщность, справедливость и нейтральность, стабильность, доходчивость и гибкость, оптимальность, обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения.
  5. Прямые подоходные налоги с физических лиц и корпораций четко выполняют функцию стабилизатора экономической конъюнктуры. Косвенные налоги выступают пользу государства, взыскиваются через цену товаров и услуг и ложатся на плечи покупателей.

            6.      Основными доходными источниками госбюджета Республики Беларусь остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении, приложение 1.     Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1..

  1. Для устранения проблем в реальном секторе экономики необходимо пересмотреть налоговую политику, которая не способствует улучшению финансового положения белорусских предприятий. Изъятие примерно 50% ВВП в государственный бюджет не под силу белорусскому реальному сектору.

 После анализа системы налогообложения были установлены основные направления совершенствования налоговой системы: отмена мелких, неэффективных налогов и сборов, выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков, совершенствование системы налогового администрирования, сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;

сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

При рассмотрении последних шагов реформирования налоговой системы в других странах была отмечена возможность применения некоторых методов и в нашей республике.

Таким образом, было определено, что основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать:

- улучшение налоговой структуры  за счет повышения доли и  значения прямого налогообложения  и применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот и расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

- оптимизация соотношения республиканских  и местных налогов и сборов  с ориентацией на повышение  роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов, экологических платежей, которые будут являться основой формирования местных бюджетов.

Таким образом, данная работа подводит некоторые итоги в отношении налогов, налоговой системы и налогообложения. Рассмотрены следующие основные моменты: содержание, основные принципы налогообложения,  особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь, ее основные черты, проблемы и перспективы развития и совершенствования.

 

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аналитические доклады «О социально–экономическом  положении Республики Беларусь  и состоянии государственных  финансов» за 2001-2009 гг. http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/

2. Ермак Д.С. В Беларуси бизнес открыть легко, но работать сложноhttp://naviny.by/rubrics/economic/2009/09/09/ic_articles_113_164406/

3. Караваева, И.В. О тенденциях изменений  в налоговой сфере // Финансы. - 2008. - N 5. - С. 35-38.

4. Литовко, С. Оптимизация налогообложения по законодательству Республики Беларусь // Юрист РБ. - 2008. - N 2 (81). - С. 20-24.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Р. Экономикс: учебник 13-е издание Москва: ИНФРА-М, 2001 1том 431с.

6. Макроэкономика: учебное пособие  для студентов экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

7. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учебник / Н. В. Миляков. - 7-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 518, [1] с.

8. Налоги и налогообложение: учебник  для студентов экон. спец. учреждений, обеспеч. получ. высш. образования / под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. - 5-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 317с.

9. Налоги и налогообложение в  схемах т таблицах: учебное пособие / Н.Г. Иванова.- Спб: Питер,2007.-235 с.

10. Налоговый кодекс Республики  Беларусь. Общая часть: 19 декабря 2002 г. № 166-3: по сост. на 9 июля 2008 г.: принят  Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г. - Минск: Амалфея, 2008. - 126 с.

11. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 751 с.

12. Полуян, В.Н. Налогообложение в  Республике Беларусь и пути  его совершенствования // Вестник  Белорусского государственного экономического университета. - 2008. - N 2. - С. 19-22.

13. Попов, Е. М. Налоги в рыночной  экономике (анализ налогообложения  в Беларуси) // Бухгалтерский учет  и анализ. - 2008. - N 3. - С. 27-33.

14. Программа социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. Совет Министров РБ, Минск: Беларусь,2006. – 175 с.

15. Статистический ежегодник РБ, 2008 (Стат. сборник). Минстат РБ –  Минск, 2008 – 613с.

 

Приложение 1

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),

млрд. рублей

 

9 месяцев 

2009 года

2009 год

9 месяцев 

2010 года

1. ДОХОДЫ- всего  

32 961,6

46 740,8

34 638,7

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:  

29 330,6

41 304,7

31 625,6

Подоходный налог  

3 168,2

4 305,3

3 709,7

Налог на прибыль  

3 314,6

4 607,7

4 107,0

Налоги на собственность  

1 190,5

1 626,7

1 321,9

НДС  

8 786,7

12 083,1

11 232,2

Акцизы  

2 613,8

3 637,4

3 183,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  

5 145,5

7 969,5

3 912,7

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  

3 552,2

5 322,0

2 941,9

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ  

78,8

114,1

71,2

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)  

34 419,0

49 200,8

37 157,3

Общегосударственные расходы  

6 382,4

8 053,5

7 695,2

из них государственная инвестиционная программа  

3 343,2

4 994,3

4 265,6

Национальная оборона  

818,9

1 323,7

960,9

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности  

1 708,7

2 433,9

2 005,7

Национальная экономика  

10 769,7

16 359,9

8 964,9

Охрана окружающей среды  

202,1

396,9

190,0

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство  

2 247,7

3 042,6

2 742,3

Здравоохранение  

3 677,0

5 354,0

4 329,3

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации  

955,4

1 414,2

1 118,2

Образование  

4 862,9

6 767,1

5 596,8

Социальная политика  

2 794,2

4 055,0

3 554,0

РАСХОДЫ (экономическая классификация)  

34 419,0

49 200,8

37 157,3

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:  

23 341,2

33 059,8

27 513,2

Заработная плата  

6 875,7

9 257,9

7 906,0

Начисления на заработную плату  

1 845,4

2 470,8

2 106,8

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь  

782,0

1 069,3

821,5

Текущие бюджетные трансферты

8 281,1

11 584,7

10 057,4

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ  

6 922,8

11 161,5

8 733,3

Предоставление кредитов ,судов ,займов за

Вычетом погашения

4 155,0

4 979,5

910,9

Дефицит (профицит)  

-1 457,4

-2 459,9

-2 518,6

Финансирование  

1 457,4

2 459,9

2 518,6

Внутреннее финансирование  

-4 567,1

-9 023,2

-2 464,3

Внешнее финансирование  

6 024,5

11 483,1

4 982,9


 

 

 

Приложение 2

 

Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),

млрд. рублей

 

 

 

 

 

9 месяцев 

2009 года

2009 год

9 месяцев 

2010 года

1. ДОХОДЫ- всего  

21 326,6

30 637,8

21 403,9

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:  

18 626,3

26 470,9

19 425,4

Налог на прибыль  

1 945,3

2 712,8

2 427,6

НДС  

6 004,0

8 198,3

7 979,4

Акцизы  

2 498,8

3 475,3

3 183,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  

5 145,5

7 969,5

3 912,7

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  

2 700,3

4 167,0

1 968,9

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ  

   

9,7

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)  

9,7

9,7

9,7

Общегосударственные расходы  

6 833,9

8 731,5

9 552,9

из них

     

государственная инвестиционная программа

1 101,2

1 828,8

1 087,8

Трансферды бюджетам других уровней 

3 759,0

5 690,2

5 715,8

Национальная оборона  

807,9

1 305,5

959,0

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности  

1 448,5

2 071,7

1 894,2

Национальная экономика  

8 566,1

13 528,4

6 427,7

Охрана окружающей среды  

214,3

402,8

121,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство  

16,5

24,2

30,2

Здравоохранение  

679,7

1 164,1

807,7

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации  

336,4

522,3

369,5

Образование  

878,7

1 272,7

1 003,2

Социальная политика  

1 801,7

2 623,7

2 356,8

РАСХОДЫ (экономическая классификация)  

21 583,5

31 646,9

23 522,9

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:  

14 347,2

21 138,2

18 331,7

Заработная плата  

2 645,3

3 577,6

3 248,5

Начисления на заработную плату  

483,5

653,9

568,9

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь  

736,0

1 002,7

681,4

Текущие бюджетные трансферты

8 080,4

11 928,2

11 401,1

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ  

3 439,6

6 217,6

3 997,6

Предоставление кредитов ,судов ,займов за

Вычетом погашения

3 796,7

4 291,1

1 193,6

Дефицит (профицит)  

-256,9

-1 009,1

-2 119,0

Финансирование  

256,9

1 009,1

2 119,0

Внутреннее финансирование  

-5 767,6

-10 474,0

-2863,9

Внешнее финансирование  

6 024,5

11 483,1

4 982,9


 

Приложение 3

Местные бюджеты Республики Беларусь,

млрд. рублей

 

 

 

9 месяцев 

2009 года

2009 год

9 месяцев 

2010 года

1. ДОХОДЫ- всего  

15 516,2

21 988,2

18 960,2

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:  

10 704,3

14 833,9

12 200,2

Подоходный налог  

3 168,2

4 305,3

3 709,7

Налог на прибыль  

1 369,3

1 894,8

1 679,4

Налоги на собственность  

1 190,5

1 626,7

1 321,9

НДС  

2 782,7

3 884,8

3 252,8

Акцизы  

115,0

162,1

0,9

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  

851,9

1 155,0

973,1

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ  

3 960,0

5 999,3

5 787,0

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)  

16 941,9

23 446,4

19 959,4

Общегосударственные расходы  

3 532,8

5 019,6

4 457,7

Из них

     

государственная инвестиционная программа

2 242,0

3 165,5

3 177,8

Национальная оборона  

11,1

18,2

1,8

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности  

260,2

362,2

111,5

Национальная экономика  

2 236,6

2 884,4

2 537,2

Охрана окружающей среды  

76,9

136,2

77,9

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство  

2 231,2

3 018,4

2 712,2

Здравоохранение  

2 997,4

4 189,8

3 521,6

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации  

619,1

891,9

748,7

Образование  

3 984,2

5 494,4

4 593,6

Социальная политика  

992,4

1 431,3

1 197,2

РАСХОДЫ (экономическая классификация)  

16 941,9

23 446,4

19 959,4

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:  

12 328,2

17 069,4

14 429,6

Заработная плата  

4 230,4

5 680,2

4 657,5

Начисления на заработную плату  

1 361,9

1 816,9

1 537,9

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь  

46,0

66,7

140,1

Текущие бюджетные трансферты

3 534,9

4 804,2

3 904,4

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ  

4 030,2

5 681,4

5 212,9

Предоставление кредитов ,судов ,займов за

Вычетом погашения

583,6

695,7

316,9

Дефицит (профицит)  

-1 425,7

-1 458,2

-999,2

Финансирование  

1 425,7

1 458,2

999,2

Внутреннее финансирование  

1 425,7

1 458,2

999,2

Внешнее финансирование  

0,0

0,0

0,0

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь