Налоговая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Налоговая система Республики Казахстан представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать сущность налоговой системы Республики Казахстан.
2.Определить доли основных налогов в государственном бюджете Республики Казахстан.
Объект исследования – налоговая система в Республике Казахстан.
Источниками исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам налоговой реформы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций.
В качестве правового и информационного обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Налоги: теория, сущность и функции………………………………..6

1.1 Понятие налоговой системы……………………………………….....6

1.2 Налоговая система РК………………………………………………....9

Глава 2. Становление и развитие налоговой системы республики

Казахстан ………………………………………………………………11

2.1 Становление налоговой системы Республики Казахстан……….…11

2.2 Налоговая система РК на современном этапе……………………...17

Глава 3. Проблемы налогообложения в Республике Казахстан и пути их

решения ……………………………………………………………….23

3.1 Проблемы налоговой системы РК…………………………………..23

3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК…………25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…..………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

     Было  доложено, что на 1 ноября 1997 г. в целом  по республике собрано налогов и  других платежей 89% от прогнозируемой цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В  основном за счет недобора подоходного  налога с юридических и физических лиц, акцизов. Причинами этого явления ясны: кризис неплатежей, представление возможности налогоплательщикам погашать убытки за счет совокупного расхода, рост числа несостоятельных предприятий. Конечно, налоговая служба не сидела, сложа руки. Только налоговой полицией с начала 1997 г. проверено 22311 объекта, при этом выявлены были 18 тыс. Различных нарушений налогового законодательства. За короткий срок управлением налоговой полиции по городу Алматы вскрыта глубоко законсервированная, разветвленная сеть предприятий, через которые нелегально производились обороты денежных средств на миллиарды тенге. Еще буде принят ряд мер: создание акцизных постов на предприятиях, выпускающих подакцизную продукцию, ужесточение правил открытия новых счетов (расчетных и ссудных). В декабре 1996 г. перешли на новый образец акцизной марки, отпечатанной на придисцентной бумаге с улучшенной степенью защиты. Продолжается работа по совершенствованию правовой базы.

     Но  от таких мер не всегда есть немедленная отдача, говорил на заседании премьер-министр А. Кажегельдин. Он же подчеркнул, что попытки ухода от уплаты налогов, наверное, будут продолжаться еще долго, в силу различных причин и сегодня речь надо вести об уменьшении их количества, если такие попытки невозможно исключить полностью.

     К концу 1998 г. должна завершилась работа (второй этап построения налоговой  системы республики Казахстан 1996-1998) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объеме условиям рыночной экономики. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения. Мы только-только вступили на тернистый путь создания усовершенствованной налоговой системы. 
 
 

    1.  Налоговая система РК на современном этапе.
 

        В Казахстане в настоящее время введена упрощенная система определения налоговой базы и введения налогового учета.

     Важное  значение в системе налогообложения  приобретает четкая организация  налогового и бухгалтерского учета, в основе которых лежит их взаимосвязь, связанная с доходом.

     Сегодняшняя структура доходов весьма разнообразна. В частности, только доход от предпринимательской  деятельности:

     1 - доход, получаемый от управленческих, финансовых услуг, если он начисляется  как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К.

     2 - доход, получаемый постоянными  учреждениями, расположенными на  территории Р.К.

     3- доход, возникающий от продажи  товаров в Р.К.

     4- доход, получаемый от всех видов  работ и услуг, если он начисляется  как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К., или резиденту Р.К.

     5- другие виды доходов.

     Характеризуя  приведенные разновидности доходов  в целом, следует различать доходы физического лица и доходы юридического лица (см. приложение 4).

     1. Подоходный налог с юридических и физических лиц

     2. Налог на добавленную стоимость

     3. Акцизы

     4. Сбор за регистрацию эмиссии  ценных бумаг и присвоение  национального идентификационного  номера эмиссии акций, не подлежащей  государственной регистрации.

     5. Специальные платежи и налоги недропользователей

     6. Социальный налог

     7. Сборы за проезд автотранспортных  средств по территории Республики  Казахстан 

     8. Земельный налог

     9. Единый земельный налог

     10. Налог на имущество юридических  и физических лиц

     11. Налог на транспортные средства

     12. Сбор за регистрацию физических  лиц занимающихся предпринимательской  деятельностью и юридических  лиц

     13.Лицензионный  сбор за право занятия отдельными  видами деятельности

     14. Сбор с аукционных продаж

     15.Сбор  за право реализации товаров  на рынках

     16.Плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан

     17.Сбор  за использование юридическими  и физическими лицами символики  города Алматы в их фирменных  наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках

     18.Сбор  за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", " Республика", " Национальный" (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках

     19.Сбор  за покупку физическими лицами  наличной иностранной валюты, ставка  которого не может быть установлена  свыше 1 % от базы исчисления . Порядок  уплаты и ставки сборов, предусмотренных  пунктами 7), 12)-16), 18) и 19) определяются  Правительством Республики Казахстан.

     Рассмотрим  подробнее основные из вышеперечисленных  налогов.

           Подоходный налог  с физических и юридических лиц  взимается на основании Закона Республики Казахстан имеющего силу закона “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. №2235.

     Плательщикам  Подоходного налога являются физические и юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году. К физическим лицам относятся граждане Казахстана, граждане иностранных государств и  лиц без гражданства. Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью, исчисленный, как разница между совокупным годовым доходом и вычетами (разрешается в целях налогообложения). К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной или натуральной форме за налоговый год. Ставка налога (для физических лиц - 5-40%, для юридических - 30%) расчет с увеличением облагаемого налогом дохода.

     2.  Платежи, налоги за недропользование. В него входят бонус - плата за право проведения геологических работ, Роялти - плата за эксплуатацию месторождений и налог на сверхприбыль.

     3.  НДС (налог на добавленную стоимость). Представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами НДС, начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

     Плательщикам  НДС являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по НДС. По импортируемым товарам плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана. Объектом обложения НДС является облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных в пределах республики. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работ или услуг исходя из применяемых цен и товаров, без включения в них НДС. Облагаемым импортом является импортируемые товары. Ставка НДС установлена в размере 20% от облагаемого оборота и облагаемого импорта. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (чистая сумма НДС, начисленная за отчетный период), определяется как разница между суммой начисленного налога, подлежащей получению по облагаемому обороту, и суммой налога, относимой в зачет. При применении налогоплательщиком метода начисления суммой НДС, относимой в зачет, является сумма налога, подлежащая уплате по выставленным налоговым счетам – фактором, фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (кроме зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услуг в течение отчетного периода, который используется или будут использоваться для целей облагаемого оборота. При применении налогоплательщиком кассового метода учета по отнесению сумм НДС в зачет должен иметь место факт оплаты.

     4.  Акцизы. Ими облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана по следующему перечню: все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина, пиво, виноматериалы, табачные изделия, осетровая и лососевая рыба, ювелирные изделия из золота, платины и серебра, выделанный и невыделанный мех, шкурки (кроме кролика, крота, собаки, оленя, овчины), изделия из натурального меха, одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы, бензин (кроме авиационного топлива), дизельное топливо, легковые автомашины, огнестрельное и газовое оружие и игорный бизнес.

     Плательщиками являются физические лица, производящие товары на территории Казахстана и  осуществляющие игорный бизнес на территории республики (игорные дома, казино) и  лица, ввозящие товар на территорию Казахстана из других стран, но сделанные  из сырья Казахстана, производящие разлив алкоголя ввозимого на территорию республики. Ставки утверждены правительством в процентах к стоимости товара или физическому объему в натуральном выражении.

     5.  Налог на имущество. Плательщиками налога являются физические лица по объектам обложения, используемым в предпринимательской деятельности, физические лица по объектам обложения неиспользуемым в предпринимательской деятельности, имеющие на территории Казахстана объективные обложения на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения, оперативного управления.

     Налог на производственные и непроизводственные фонды физических лиц (занимающихся предпринимательской деятельностью) ежегодно составляет по 0,5% от стоимости  указанного фонда. Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке 0,5% от оценочной стоимости имущества. Когда физическое лицо использует часть имущества под предпринимательскую деятельность налог на эту часть 0,5%. Срок уплаты по ставке 0,5% от стоимости имущества физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью составляет равные доли: 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового года. Уплата налога физических лиц, не занимающихся предпринимательством до 1 октября текущего года.

     6.  Земельный налог. Плательщиками являются физические лица, имеющие во владении или пользовании земельные участки. Базовые ставки земельного налога установлены по категории основного целевого назначения земель. Размер земельного налога определяется не по результатам хозяйственной деятельности землевладельца, а от качества, местоположения и водообеспечения земельного участка. Предусмотрены льготы.

     7.  Государственная пошлина. Взимается на основе закона республики Казахстан “о госпошлине“ принятого, Верховным Советом Республики Казахстан 19.12.92 № 17.92. Плательщиками являются физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение. Госпошлина исчисляется в процентном отношении к соответствующей сумме (сумме иска, удостоверяемого договора и т.п.) или к месячному расчетному показателю.

     Местные налоги взимаются на территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих налогов, определяются законодательными и правовыми актами местного самоуправления, если иное непредусмотрено законодательным актом республики Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Проблемы налогообложения в Республике Казахстан и пути их решения

    3.1 Проблемы налоговой системы РК 

     Разработанная правительством Казахстана система  налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

     Нечеткость  механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.

     В этой связи налоговая система  требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:

     – устойчивость и сбалансированность государственного бюджета

     – формирование антиинфляционного механизма  и обеспечения стабильности собственной валюты

     • обеспечение широко масштабных инвестиции

     • всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

     При современной сложившейся экономической  конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан