Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:32, курсовая работа
Особенно актуальна роль налогов в государственном регулировании экономики сейчас, во время восстановления после мирового экономического кризиса, так как сложившаяся ситуация требует продуманного вмешательства государства для минимизации последствий кризисных явлений и успешного восстановления экономики. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей. Государство может использовать налоговую политику для воздействия на негативные явления рынка. С помощью грамотной налоговой политики можно стимулировать промышленность, регулировать производство товаров.
Введение………………………………………………………………….стр.2-3
Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.4-22
§ 1.1. Возникновение и развитие различных теорий налогов……….. стр.4-14
§ 1.2. Определение налога, экономическая сущность, виды и классификация..........................................................…… …………….стр.14-20
§ 1.3. Функции налогов………………………………… ………….....стр.20-22
Глава 2. Налоговая система России .…….……………………..…… стр.23-37
§ 2.1. Описание налоговой системы России и её развития … …….. стр.23-28
§ 2.2. Налоговая политика …………………….… ……… … ……... стр.28-31
§ 2.3. Налоговые органы и их функции………………… …… ..….... стр.32-34
§ 2.4. Роль налогов в рыночной экономике и формировании доходной части бюджета …….. …… ……………… ……………… ………………… стр.34-35
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы… стр.38-44
§ 3.1. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы … стр.38-41
Заключение…………………………………………………………… . стр.42-44
Список использованной литературы………………………………… стр. 45
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
• единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Налоговый кодекс РФ подтверждает приоритет международных договоров Российской Федерации в области налогообложения перед налоговым законодательством.
§ 2.2. Налоговая политика.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика характеризуется последовательными действиями государства по выработке научнообоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.
Она проводится посредством следующих методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контроля, принуждения.
В теории можно выделить три основных формы налоговой политики, которые на практике встречаются не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.
Первая форма — это выраженная фискальная политика или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, когда государство стремится методом высоких налогов наполнить доходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лаффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Однако она имеет более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству.
Чем выше предельные налоговые ставки, как говорил А. Лаффер, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход определяет, работает ли данный человек или сидит на пляже.
Население оказывает пассивное сопротивление данному курсу, начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит, в свою очередь, к росту теневой экономики.
В подобной ситуации мы имеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению с остальными функциями.
Вторая форма — это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. Может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т.д.
Третья форма — это оптимальная налоговая политика. Для ее проведения необходимы детальный научный анализ и осмысление экономической ситуации, прогнозирование последствий любых налоговых изменений, комплексность принятия решений. Успех налоговой политики основывается на исследовании прошлого, знании опыта зарубежных развитых стран, на осмысленном применении этого опыта с учетом специфических особенностей национальной экономики.
Налоговая политика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии производства на основе передовых технологий, а также в решении социальных проблем. Вопрос в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в «прозрачности» доходов и расходов бюджета.
Инструментами налоговой политики служат:
• налоговые ставки;
• налоговые льготы и вычеты;
• санкции за неуплату налогов;
• порядок формирования налоговой базы;
• и главное, сама налоговая система, определяющая приоритет прямых или косвенных налогов, налогов на производство или на потребление; налогов на юридических или на физических лиц; налогов на доход или на имущество; налогов на крупный и малый бизнес; роль таможенных налогов и пошлин; соотношение федеральных, региональных и местных налогов и т.д.
Стоит ещё раз подчеркнуть что налоговая политика — часть экономической политики. Она исходит из основных экономических и социальных задач на конкретном историческом этапе.
В XXI в. Россия осуществляет начатый в начале 1990-х гг. переход к рынку. Этой задаче всемерно способствует развитие налоговой системы Российской Федерации.
"Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Налоговая политика государства в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это в первую очередь повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Среди конкретных мер выделены следующие:
1. Налоговое стимулирование
инновационной деятельности и
развития человеческого
Планируется, в частности, дальнейшее снижение тарифов страховых взносов, совершенствование амортизационной политики, предоставление налоговых преференций при осуществлении социально значимых расходов. Предлагается, в частности, отменить стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей взамен предоставления стандартного налогового вычета на детей в размере 3000 рублей на каждого третьего и последующего ребенка.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
Представляется необходимым регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот.
Планируется уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
3. Акцизное налогообложение.
В плановом периоде будет проводиться периодическая индексация ставок акциза с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции (приведены конкретные цифры ставок акцизов, планируемых к введению в период до 2015 года).
4. Совершенствование
Планируется принять ряд решений, направленных на совершенствование налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.
5. Налог на прибыль организаций.
Предлагается, в частности, уточнить порядок признания дохода от реализации имущества, права на которое подлежат госрегистрации.
6. Налогообложение природных ресурсов.
В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ. Предполагается также корректировка ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.
7. Совершенствование
С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 "Патентная система налогообложения" для применения индивидуальными предпринимателями. Помимо этого предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД, а с 2014 года ее отмена.
8. Введение налога на недвижимость.
Указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость. Предусматривается разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.
9. Налоговое администрирование.
Предлагается внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. Помимо этого, в частности, в плановом периоде предусматривается проработать вопросы взыскания налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения взыскания налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках.
Налоговая политика не может осуществляться без хорошо функционирующей системы налоговых органов, структура системы налоговых органов и их функции рассмотрены ниже.
§ 2.3. Налоговые органы и их функции.
Налоговая система функционирует благодаря федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим между собой для достижения общих целей и выполнения функциональных задач. Это Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
Министерство финансов РФ - является федеральным органом исполнительной власти. Его функции:
Федеральная налоговая служба — это федеральный орган исполнительной власти. Представляет собой единую централизованную систему налоговых органов. Функции:
Федеральная таможенная служба — это федеральный орган исполнительной власти, который руководит таможенным делом в Российской Федерации.
Включает в себя территориальные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения и другие организации. Выполняет следующие функции:
§ 2.4. Роль налогов в рыночной экономике и формировании доходной части бюджета
В рыночной экономике налоги играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Роль налогов в рыночной экономике заключается в том, что государство, изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Налогам присущи такие черты как стабильность и подвижность. Они также влияют на роль налогов в рыночной экономике. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций и т.п. Неопределенность – враг предпринимательства. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, отчасти уровень жизни населения. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения.