Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Особенно актуальна роль налогов в государственном регулировании экономики сейчас, во время восстановления после мирового экономического кризиса, так как сложившаяся ситуация требует продуманного вмешательства государства для минимизации последствий кризисных явлений и успешного восстановления экономики. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей. Государство может использовать налоговую политику для воздействия на негативные явления рынка. С помощью грамотной налоговой политики можно стимулировать промышленность, регулировать производство товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.2-3
Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.4-22
§ 1.1. Возникновение и развитие различных теорий налогов……….. стр.4-14
§ 1.2. Определение налога, экономическая сущность, виды и классификация..........................................................…… …………….стр.14-20
§ 1.3. Функции налогов………………………………… ………….....стр.20-22

Глава 2. Налоговая система России .…….……………………..…… стр.23-37
§ 2.1. Описание налоговой системы России и её развития … …….. стр.23-28
§ 2.2. Налоговая политика …………………….… ……… … ……... стр.28-31
§ 2.3. Налоговые органы и их функции………………… …… ..….... стр.32-34
§ 2.4. Роль налогов в рыночной экономике и формировании доходной части бюджета …….. …… ……………… ……………… ………………… стр.34-35

Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы… стр.38-44
§ 3.1. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы … стр.38-41
Заключение…………………………………………………………… . стр.42-44
Список использованной литературы………………………………… стр. 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 547.50 Кб (Скачать файл)

          Сейчас  уже никто не отрицает факт, что чрезмерно высокие налоги – оказывают негативное влияние на рыночную экономику, порождают спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета  требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Налоги имеют большое значение в доходах государства.

    Роль налогов в формировании доходной части бюджета заключается в том, что налоговые поступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ на 01.01.2012

Федеративный характер российского государства, включающего 83 национально-государственных и административно-территориальных образования (на 27 апреля 2012), существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в налогово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности

и ответственности субъектов Российской Федерации в социально- экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов Российской Федерации) и местными бюджетами.

Ряд федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (и процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральные налоги— НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений (по нормативам) либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке. Платежи по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего бюджета.

Значительная часть платежей по косвенным налогам (НДС, акцизы) поступает в федеральный бюджет, а по прямым налогам (на прибыль и доходы физических лиц) — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

Глава 3.  Проблемы и перспективы развития налоговой системы.

§ 3.1. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы.

 

Отметим наиболее важные недостатки, носящие макроэкономический характер в налоговой системе РФ. Копируя в основном западную модель налоговых систем, российская налоговая система тем не менее существенно отходит от западных стандартов в следующих основных моментах:

  • поддержания максимально благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
  • фактически не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство и реинвестируемую прибыль;
  • применяет недопустимо низкие вычеты из налогов на физических лиц, стимулируя уход от налогов даже при небольших заработках и, соответственно, уход от социальных платежей;
  • отсутствие среднего класса приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;
  • неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными наиболее крупными плательщиками;
  • высокое подоходное обложение дивидендов (без зачета уплаченного налога на прибыль) подавляет интерес предпринимателей к максимизации прибыли.

На микроуровне можно отметить следующие недостатки:

  • усиливающиеся расхождения между стандартами бухгалтерского учета, которые быстро переориентируются на международные образцы, и налоговым учетом, что приводит к бессистемным и трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли;
  • ежедекадные и ежемесячные авансовые платежи большинства налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий (это касается и вмененного налога);
  • противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений (часто друг другу противоречащих, что крайне усложняет работу бухгалтеров и финансистов), арбитражной практики.

 

Концептуальные направления реформирования налоговой системы России.

Правительственным проектом определены цели и стратегия налоговых реформ и ее первоочередные задачи. Провозглашено, что цель изменений состоит не в увеличении объема собираемых налогов, а заключается в следующем:

а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов добиться снижения уровня налоговых изъятий;

б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и нелегитимными способами);

в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему отпускных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и т. д.);

г) система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. 

В качестве стратегии реформ выбран вариант, при котором «налоговая реформа не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы».

Ставится вопрос о достижении в процессе налоговой реформы следующих глобальных целей:

  1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:
  • выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счёт отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);
  • отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);
  • исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих их экономическое содержание;
  • улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов, налогового контроля;
  • сокращения числа контролирующих органов за счет объединения Налоговой службы, Налоговой полиции, Службы валютного контроля, подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор платежей;
  • упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговых спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);
  • сокращения возможностей для уклонения от налогообложения (как на легальной, так и нелегальной основе).
  1. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. Для этого предполагается:
  • добиваться более равномерного распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;
  • отменить налоги, рассчитываемые в зависимости от объема продаж;
  • снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда;
  • разрешить к вычету из базы налога на прибыль всех обоснованных необходимых для ведения бизнеса расходов;
  • по мере осуществления бюджетной реформы, приводящей к снижению расходов государства за счет роста их эффективности, - снизить ставку НДС.
  1. Упрощение налоговой системы за счет:
  • установления закрытого перечня налогов и сборов;
  • сокращения числа налогов и сборов;
  • максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.
  1. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

 

22.11.2011. На международной конференции "Налогообложение - современный взгляд", прошедшей в Москве, свой взгляд изложил и премьер-министр Владимир Путин. Он обозначил стратегические направления для совершенствования налоговой системы. Во-первых, сделать налоговые процедуры максимально комфортными для всех участников бизнеса. Во-вторых, усилить стимулирующую роль налоговой системы, что необходимо для модернизации российской экономики в целом. В-третьих, более справедливо распределить фискальную нагрузку по всем секторам экономики, обеспечив устойчивыми налоговыми поступлениями все уровни бюджетной системы - от федерального до муниципального. И в-четвертых, гарантировать предсказуемость и стабильность налоговой системы. Также премьер заявил, что налоговая система России все более адаптируется к электронным условиям существования. И, доля юридических лиц, сдающих налоговые декларации в электронном виде, к 2015 году должна увеличиться в России почти до 80%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Важность налогов и их роли в рыночной экономики заключается в том, что они являются источником для формирования доходной части бюджета и от работы налоговых органов и проводимой налоговой политики зависит  финансовое положение, как страны, так и отдельного человека.

    По проделанной работе можно прийти к следующим выводам.

Российская налоговая система прошла долгий путь от 1992 г. когда налоговая система РФ была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем до принятия налогового кодекса и последующих реформ системы налогообложения.

Современное состояние налоговой системы значительно лучше, чем в девяностые, но всё равно она требует реформ. Например, более мягких условий налогообложения малого бизнеса и проектов, связанных с инновациями. Также как недостаток налоговой системы современной России некоторые экономисты считают принятые по опыту западных стран такие налоги, как НДС и ЕСН,  помочь выйти из сложившейся ситуации может только единый оборотный налог, формируемый по принципу: «столько-то процентов от нетто-выручки каждого». И  что нынешняя четверка налогов на руку отраслям с низкой долей заработной платы и высокой — материальных затрат. Это нефте- и газодобыча, энергетика, металлургия. А отрасли высоких технологий,  ЖКХ, транспорт, строительство, машиностроение, легкая и пищевая промышленность испытывают настоящий налоговый пресс.

    Система налогов и сборов служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

    В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

    В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Информация о работе Налоговая система России