Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:32, курсовая работа
Особенно актуальна роль налогов в государственном регулировании экономики сейчас, во время восстановления после мирового экономического кризиса, так как сложившаяся ситуация требует продуманного вмешательства государства для минимизации последствий кризисных явлений и успешного восстановления экономики. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей. Государство может использовать налоговую политику для воздействия на негативные явления рынка. С помощью грамотной налоговой политики можно стимулировать промышленность, регулировать производство товаров.
Введение………………………………………………………………….стр.2-3
Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.4-22
§ 1.1. Возникновение и развитие различных теорий налогов……….. стр.4-14
§ 1.2. Определение налога, экономическая сущность, виды и классификация..........................................................…… …………….стр.14-20
§ 1.3. Функции налогов………………………………… ………….....стр.20-22
Глава 2. Налоговая система России .…….……………………..…… стр.23-37
§ 2.1. Описание налоговой системы России и её развития … …….. стр.23-28
§ 2.2. Налоговая политика …………………….… ……… … ……... стр.28-31
§ 2.3. Налоговые органы и их функции………………… …… ..….... стр.32-34
§ 2.4. Роль налогов в рыночной экономике и формировании доходной части бюджета …….. …… ……………… ……………… ………………… стр.34-35
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы… стр.38-44
§ 3.1. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы … стр.38-41
Заключение…………………………………………………………… . стр.42-44
Список использованной литературы………………………………… стр. 45
Сейчас уже никто не отрицает факт, что чрезмерно высокие налоги – оказывают негативное влияние на рыночную экономику, порождают спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Налоги имеют большое значение в доходах государства.
Роль налогов в формировании доходной части бюджета заключается в том, что налоговые поступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ на 01.01.2012
Федеративный характер российского государства,
включающего 83 национально-государственных и административно-
и ответственности субъектов Российской Федерации в социально- экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов Российской Федерации) и местными бюджетами.
Ряд федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (и процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральные налоги— НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений (по нормативам) либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке. Платежи по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего бюджета.
Значительная часть платежей по косвенным налогам (НДС, акцизы) поступает в федеральный бюджет, а по прямым налогам (на прибыль и доходы физических лиц) — в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы.
§ 3.1. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы.
Отметим наиболее важные недостатки, носящие макроэкономический характер в налоговой системе РФ. Копируя в основном западную модель налоговых систем, российская налоговая система тем не менее существенно отходит от западных стандартов в следующих основных моментах:
На микроуровне можно отметить следующие недостатки:
Концептуальные направления реформирования налоговой системы России.
Правительственным проектом определены цели и стратегия налоговых реформ и ее первоочередные задачи. Провозглашено, что цель изменений состоит не в увеличении объема собираемых налогов, а заключается в следующем:
а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов добиться снижения уровня налоговых изъятий;
б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и нелегитимными способами);
в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему отпускных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и т. д.);
г) система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.
В качестве стратегии реформ выбран вариант, при котором «налоговая реформа не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы».
Ставится вопрос о достижении в процессе налоговой реформы следующих глобальных целей:
22.11.2011. На международной конференции "Налогообложение - современный взгляд", прошедшей в Москве, свой взгляд изложил и премьер-министр Владимир Путин. Он обозначил стратегические направления для совершенствования налоговой системы. Во-первых, сделать налоговые процедуры максимально комфортными для всех участников бизнеса. Во-вторых, усилить стимулирующую роль налоговой системы, что необходимо для модернизации российской экономики в целом. В-третьих, более справедливо распределить фискальную нагрузку по всем секторам экономики, обеспечив устойчивыми налоговыми поступлениями все уровни бюджетной системы - от федерального до муниципального. И в-четвертых, гарантировать предсказуемость и стабильность налоговой системы. Также премьер заявил, что налоговая система России все более адаптируется к электронным условиям существования. И, доля юридических лиц, сдающих налоговые декларации в электронном виде, к 2015 году должна увеличиться в России почти до 80%.
Заключение
Важность налогов и их роли в рыночной экономики заключается в том, что они являются источником для формирования доходной части бюджета и от работы налоговых органов и проводимой налоговой политики зависит финансовое положение, как страны, так и отдельного человека.
По проделанной работе можно прийти к следующим выводам.
Российская налоговая система прошла долгий путь от 1992 г. когда налоговая система РФ была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем до принятия налогового кодекса и последующих реформ системы налогообложения.
Современное состояние налоговой системы значительно лучше, чем в девяностые, но всё равно она требует реформ. Например, более мягких условий налогообложения малого бизнеса и проектов, связанных с инновациями. Также как недостаток налоговой системы современной России некоторые экономисты считают принятые по опыту западных стран такие налоги, как НДС и ЕСН, помочь выйти из сложившейся ситуации может только единый оборотный налог, формируемый по принципу: «столько-то процентов от нетто-выручки каждого». И что нынешняя четверка налогов на руку отраслям с низкой долей заработной платы и высокой — материальных затрат. Это нефте- и газодобыча, энергетика, металлургия. А отрасли высоких технологий, ЖКХ, транспорт, строительство, машиностроение, легкая и пищевая промышленность испытывают настоящий налоговый пресс.
Система налогов и сборов служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.