Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:04, курсовая работа
Целью работы является изучение налоговой системы Российской Федерации и оценка основных направлений ее совершенствования. Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
изучить понятие налога, виды налогов, функции и определить роль налогов в экономике;
изучить принципы и концепции налогообложения;
определить цели и виды фискальной политики;
проанализировать основные элементы и структуру налоговой системы РФ;
определить проблемы и пути совершенствования российской налоговой системы.
Введение…………………………………………………………………. 3
1
Экономические основы и принципы построения налоговой системы 5
1.1
Сущность, виды, функции и роль налогов в экономике……………... 5
1.2
Принципы и концепции налогообложения……………………………8
1.3
Понятие, цели и виды фискальной политики…………………………. 12
2
Общая характеристика налоговой системы РФ……………………….
16
2.1
Основные элементы и структура налоговой политики РФ…………... 16
2.2 Налоговая политика Российской Федерации в 2009 г………………...19
2.3
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов……………….. 25
3
Проблемы и основные направления реформирования налоговой системы Российской Федерации………………………………………. 28
3.1
Проблемы налоговой системы Российской Федерации……………… 28
3.2
Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………….. 36
Список использованных источников…………………………………… 38
Министерство образования
и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет ФППДС
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
Налоговая система
России и основные направления ее совершенствования
ГОУ ОГУ 080105.5010.37 ОО
Руководитель работы
к.э.н., доцент кафедры экономической
теории Т.Н. Наровлянская
«_____» ________________ 2010 г.
Исполнитель
Студент гр. 10-ФК
Н.А. Темирбаева
«______» ___________________ 2010 г.
Оренбург 2010
Cодержание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налоговая политика Российской Федерации в 2009 г………………... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Среди экономических рычагов, при помощи
которых государство воздействует на
рыночную экономику, важное место отводится
налогам.Налоги известны давным-давно,
еще на заре человеческой цивилизации.
Их появление связано с самыми первыми
общественными потребностями.
В условиях рыночной экономики любое государство
широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой
в условиях рынка.
В структуре всех доходов бюджета государства
налоги составляют, по разным оценкам,
75-85%. Рассмотрение налогообложения как
средства регулирования предпринимательской
активности требует более тщательного
рассмотрения элементов налоговой системы
для нахождения баланса интересов государства
и предпринимательства.
Государство с помощью налогов осуществляет
воздействие на экономическую систему
страны, получая соответствующую сумму
налоговых платежей и обеспечивая те экономические
эффекты, которые обусловлены влиянием
налогов: рост объемов производства, увеличение
капиталовложений, рост нормы прибыли.
Некоторые из эффектов видны сразу, например,
увеличение акцизов на алкогольные напитки
приведет к увеличению цены и, при наличии
товаров-заменителей, к некоторому снижению
спроса. Другие эффекты проявляют себя
лишь в долгосрочном периоде, например,
доказано, что снижение налоговой нагрузки
на предприятие приведет к увеличению
налоговых поступлений лишь через определенный
промежуток времени. Вместе с тем, помимо
экономического эффекта от воздействия
налоговой системы на хозяйствующие субъекты,
государство получает также и иные результаты,
прямой измеримый эффект от которых отсутствует,
но имеет место решение социально-политических
задач. [1]
Естественно, что идеальную налоговую
систему можно создать только на серьезной
теоретической основе, учитывающей специфику
экономических отношений в обществе, созданный
научный и производственный потенциал.
Актуальность выбранной темы заключается
в том, что в условиях постоянного развития
и совершенствования налогового законодательства
Российской Федерации особое значение
приобретают уяснение основных понятий,
составляющих сущность налоговой системы
и системы налогов и сборов, а так же их
научная систематизация.
Целью работы является изучение налоговой
системы Российской Федерации и оценка
основных направлений ее совершенствования.
Исходя из указанной цели работы, основными
задачами являются:
Предметом изучения в работе являются
теоретические и практические аспекты
таких институтов финансового права,
как налога, а так же налоговой
системы Российской Федерации. Объектом
служит состояние налоговой системы
Российской Федерации.
Источниками информации для написания
курсовой работы послужили базовая учебная
литература, фундаментальные теоретические
труды известных экономистов в области
налогообложения, результаты практических
исследований видных отечественных и
зарубежных авторов, статьи и обзоры в
специализированных и периодических изданиях,
посвященных исследуемой проблеме, справочная
литература, прочие актуальные источники
информации.
1 Экономические основы
и принципы построения налоговой системы
Согласно действующему законодательству,
доходы бюджетов формируются за счёт
налоговых и неналоговых видов
доходов, а так же за счёт безвозмездных
и безвозвратных перечислений. Однако
в настоящее время многие исследователи
отмечают, что налоговым поступлениям
принадлежит важнейшая роль в
формировании бюджетов всех уровней. В
связи с этим, уяснение понятия, признаков
и классификации налогов
Прежде всего, остановимся на вопросе
о необходимости налогов. Как известно,
налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как «взносы граждан, необходимые для
содержания ... публичной власти ...» (К.
Маркс). [16] В истории развития общества
еще ни одно государство не смогло обойтись
без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему необходима определенная
сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов.
Исходя из этого, минимальный размер налогового
бремени определяется суммой расходов
государства на исполнение минимума его
функций: управление, оборона, суд, охрана
порядка. Чем больше функций возложено
на государство, тем больше оно должно
собирать налогов.
Налоговый кодекс РФ определяет принципы
построения налоговой системы, взимания
налогов, сборов, пошлин и других платежей,
а также права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков и налоговых органов.
[2]
В широком смысле под налогами понимаются
обязательные платежи в бюджет, осуществляемые
юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая
сущность, внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. Налоги
выполняют три важнейшие функции:
Во всех государствах, при всех общественных
формациях налоги в первую очередь
выполняли фискальную функцию, т.е.
обеспечивали финансирование общественных
расходов, прежде всего расходов государства.
Все налоги содержат следующие элементы:
В Российской Федерации устанавливаются
следующие виды налогов и сборов:
федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Налоги бывают двух видов. Первый вид -
налоги на доходы и имущество: подоходный
налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
на социальное страхование и на фонд заработной
платы и рабочую силу (так называемые социальные
налоги, социальные взносы); поимущественные
налоги, в том числе налоги на собственность,
включая землю и другую недвижимость;
налог на перевод прибыли и капиталов
за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица, их
называют прямыми налогами.
Второй вид - налоги на товары и услуги:
налог с оборота - в большинстве развитых
стран заменен налогом на добавленную
стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые
в цену товара или услуги); на сделки с
недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Это - косвенные налоги. Они частично или
полностью переносятся на цену товара
или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя.
Из них легче всего дело обстоит с налогами
на землю и на другую недвижимость: они
включаются в арендную и квартирную плату,
цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного
потребителя в зависимости от степени
эластичности спроса на товары и услуги,
облагаемые этими налогами. Чем менее
эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее
эластично предложение, тем меньшая часть
налога перекладывается на потребителя,
а большая уплачивается за счет прибыли.
В долгосрочном плане эластичность предложения
растет, и на потребителя перекладывается
все большая часть косвенных налогов.
[5]
В случае высокой эластичности спроса
увеличение косвенных налогов может привести
к сокращению потребления, а при высокой
эластичности предложения - к сокращению
чистой прибыли, что вызовет сокращение
капиталовложений или перелив капитала
в другие сферы деятельности.
Налоги - это один из экономических рычагов,
при помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику. В условиях рыночной
экономики любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из
экономических методов управления и обеспечения
взаимосвязи общегосударственных интересов
с коммерческими интересами предпринимателей,
предприятий независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно-
правовой формы предприятия. С помощью
налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм
собственности с государственными и местными
бюджетами, с банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность, включая
привлечение иностранных инвестиций,
формируется хозрасчетный доход и прибыль
предприятия. [6]
Налоговая система представляет собой
совокупность налогов, взимаемых в государстве,
формы и методы их построения, методы исчисления
налогов и налоговый контроль. Рассмотрим
основные понятия и характеристики налоговых
систем.
Многовековой опыт налогообложения
подсказывает его главный принцип:
«Нельзя резать курицу, несущую золотые
яйца». Как бы велики ни были потребности
в финансовых средствах на покрытие
мыслимых и немыслимых расходов, налоги
не должны подрывать заинтересованность
плательщиков в хозяйственной деятельности.
Современные принципы установления налогов:
Существуют и другие формулировки
принципов налогообложения. Так, немецкий
экономист Х. Халлер считает, что налоговая
система достигает рациональности, если
соблюдаются следующие условия:
Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования