Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:04, курсовая работа
Целью работы является изучение налоговой системы Российской Федерации и оценка основных направлений ее совершенствования. Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
изучить понятие налога, виды налогов, функции и определить роль налогов в экономике;
изучить принципы и концепции налогообложения;
определить цели и виды фискальной политики;
проанализировать основные элементы и структуру налоговой системы РФ;
определить проблемы и пути совершенствования российской налоговой системы.
Введение…………………………………………………………………. 3
1
Экономические основы и принципы построения налоговой системы 5
1.1
Сущность, виды, функции и роль налогов в экономике……………... 5
1.2
Принципы и концепции налогообложения……………………………8
1.3
Понятие, цели и виды фискальной политики…………………………. 12
2
Общая характеристика налоговой системы РФ……………………….
16
2.1
Основные элементы и структура налоговой политики РФ…………... 16
2.2 Налоговая политика Российской Федерации в 2009 г………………...19
2.3
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов……………….. 25
3
Проблемы и основные направления реформирования налоговой системы Российской Федерации………………………………………. 28
3.1
Проблемы налоговой системы Российской Федерации……………… 28
3.2
Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………….. 36
Список использованных источников…………………………………… 38
На основе этих принципов сложились
две основные концепции налогообложения.
Первая концепция заключается в том, что
субъекты налогов должны уплачивать налоги
пропорционально тем выгодам, которые
они получают от государства, т.е. те, кто
получил большую выгоду, платят налоги,
необходимые для финансирования создания
этой выгоды. Например, те, кто хочет пользоваться
хорошими дорогами, должны оплачивать
затраты на поддержание и ремонт этих
дорог.
Однако всеобщее применение этой концепции
связано с определенными трудностями.
Практически невозможно точно определить,
какую личную выгоду и в каком размере
получает каждый плательщик от расходов
государства на национальную оборону,
бесплатную медицину, просвещение и т.п.
Кроме того, следуя данной логике, необходимо
было бы облагать налогом малоимущих,
безработных для финансирования выплаты
им же пособий. Это само по себе лишено
смысла.
Согласно второй концепции, юридические
и физические лица должны уплачивать налоги
в прямой зависимости от размера полученного
дохода. Данная концепция имеет много
сторонников, так как отличается большей
рациональностью и справедливостью. Естественно,
существует разница между налогом, взимаемым
с предполагаемых расходов на предметы
роскоши, и налогом, удерживаемым из предполагаемых
расходов на предметы первой необходимости.
Но при внедрении на практике и этой концепции
возникают заметные проблемы. Они связаны
с тем, что нет строго научного подхода
к измерению возможности того или иного
лица платить налоги. Ясно только, что
средний потребитель действует всегда
рационально. В первую очередь тратит
свои доходы на товары и услуги первой
необходимости, и лишь затем - на не столь
важные блага.
Известно также, что при высокой ставке
подоходного налога (выше 50%) резко снижается
деловая активность фирм и населения в
целом. Теоретически и графически это
обусловлено известным в экономической
теории эффектом, открытым американским
экономистом А. Лаффером. Учитывая данное
обстоятельство, разработчики современной
российской системы налогообложения исходили
из следующего: лучше иметь много источников
пополнения бюджета со средней ставкой
налога, чем один - два - с высокой. По сути,
подход правильный. Многие страны стремятся
разнообразить пути пополнения казны,
а диверсификация источников позволяет
снижать ставки налогов.
Но на практике получилось так, что по
размерам ставок российские налоги приближены
к общемировым, а по количеству – «опережают»
многие страны. В настоящее время на территории
России собирается свыше 50 налогов и сборов.
Это далеко не всегда соответствует реальной
экономической ситуации. Растут расходы
по сбору налогов, появляются условия
для уклонения от уплаты. Так как граждане
России не являются образцом законопослушности
- растут недоимки по платежам в бюджет.
Кроме того, исключительно сложен подсчет
некоторых налогов (особенно НДС), в законодательную
базу постоянно вносятся изменения и дополнения.
Все это свидетельствует о необходимости
совершенствования налоговой системы
страны, упорядочения как количества налогов,
так и методов их взимания. Предполагается,
что данному обстоятельству будет способствовать
принятие Налогового кодекса РФ - общего
свода правил по налогообложению, подготовленного
Министерством финансов. Его прохождение
в Государственной Думе и Совете Федерации
встречало весьма серьезные препятствия.
1.3 Понятие, цели и
виды фискальной политики
Под фискальной политикой государства
понимается постоянное вмешательство
государства в экономические процессы
и явления с целью регулирования их протекания.
Это совокупность мероприятий в сфере
налогообложения, направленных на формирование
доходной части государственного бюджета,
повышение эффективности функционирования
всей национальной экономики, обеспечение
экономического роста, занятости населения
и стабильности денежного обращения Фискальная
политика - это система регулирования
экономики посредством изменений государственных
расходов и налогов. Налоги и государственные
расходы являются основными инструментами
фискальной политики. Фискальная политика
может как благотворно, так и достаточно
болезненно воздействовать на стабильность
национальной экономики.
Фискальная политика - совокупность финансовых
мероприятий государства по регулированию
правительственных расходов и доходов
для достижения определенных социально-экономических
целей.
Среди многочисленных задач фискальной
политики, образующих так называемое дерево
целей, основными являются:
Инструментарий фискальной политики
включает: манипуляцию различными видами
налогов и налоговых ставок, кроме
того, трансфертные платежи и другие
виды государственных расходов. Важнейшим
комплексным инструментом и показателем
эффективности фискальной политики
является государственный бюджет, объединяющий
налоги и расходы в единый механизм.
Различные инструменты по-разному воздействуют
на экономику. Государственные закупки,
образуют один из компонентов совокупных
расходов, а, следовательно, и спроса. Как
и частные расходы, государственные закупки
увеличивают уровень совокупных расходов.
Помимо государственных закупок имеется
еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные
платежи. Они не включаются в ВНП, однако,
они входят и учитываются в личном доходе
и располагаемом доходе. Объем частного
потребления скорее зависит не от национального,
а от располагаемого дохода. Трансфертные
платежи косвенно влияют на потребительский
спрос, увеличивая располагаемый доход
домохозяйств. Инструментом отрицательного
воздействия на совокупные расходы являются
налоги. Любые налоги означают уменьшение
размеров располагаемого дохода. Уменьшение
располагаемого дохода в свою очередь
ведет к сокращению не только потребительских
расходов, но и сбережений.
Фискальная политика как способ финансового
регулирования экономики осуществляется
с помощью мощных рычагов - налогообложения
и государственных расходов. В связи с
этим проводятся два вида фискальной политики:
дискреционная и встроенных стабилизаторов.
При дискреционной политике государство
сознательно регулирует налогообложение
и бюджетные расходы для улучшения экономического
положения страны. Это регулирование различно
на разных фазах экономического цикла.
Так, во время кризиса государство увеличивает
свои расходы, снижает налоги, что способствует
расширению покупательского спроса. При
подъеме производства, сопровождающемся
инфляцией, государство сдерживает деловую
активность.
Фискальная политика, основанная на встроенных
стабилизаторах, использует такой механизм,
который без участия государства устраняет
неблагоприятное положение на разных
фазах экономического цикла. Так, на фазе
подъема экономики, когда растут доходы
предприятий и работников благодаря прогрессивному
налогообложению, еще быстрее увеличиваются
суммы налогов. Одновременно уменьшается
безработица и улучшается положение малообеспеченных
семей, вследствие чего уменьшаются выплаты
пособий по безработице и ряд социальных
выплат. В итоге уменьшается общая величина
совокупного спроса, чем сдерживается
неумеренный экономический рост. На фазе
кризиса суммы налоговых поступлений
автоматически уменьшаются, а социальные
выплаты возрастают. В результате возрастает
покупательная способность населения,
что способствует выходу из кризиса.
Автоматическая фискальная политика -
это автоматическое изменение величины
государственных расходов, налогов и сальдо
государственного бюджета в результате
циклических колебаний совокупного дохода.
Недискреционная фискальная политика
предполагает автоматическое увеличение
чистых налоговых поступлений в государственный
бюджет в периоды роста ВНП, которое оказывает
стабилизирующее воздействие на экономику.
Эти изменения происходят под действием
встроенных стабилизаторов.
Встроенный стабилизатор - это экономический
механизм, позволяющий снизить амплитуду
циклических колебаний уровней занятости
и выпуска, не прибегая к частым изменениям
экономической политики правительства.
Такими автоматическими стабилизаторами
являются:
Встроенные стабилизаторы не устраняют
причин циклических колебаний
Современную налоговую систему России
критикуют и в СМИ, и в Госдуме,
и в регионах, и налогоплательщики,
и, зачастую, правомерно.
Основными недостатками налоговой системы
являются:
Какова же должна быть налоговая
система, чтобы она дала возможность
развиваться производству, предпринимательству
и, главное, увеличивала доходы населения?
В оценке эффективности любой налоговой
системы существует три критерия:
Чтобы судить об эффективности современной
налоговой системы России необходимо
выяснить составляющие этой систем.
При анализе этого вопроса пришлось столкнуться
с существующей сегодня проблемой: нет
единой трактовки понятий налоговая система
и ее элементов, а также понятий система
налогообложения и ее элементы.
Так, по методу установления налоги у Черника
Д. Г подразумеваются прямые и косвенные,
а у Русановой И. Г. по тому же методу на
личные и реальные. У одних авторов виды
налогов входят в систему налогов, у других
- виды налогов входят в систему налогообложения.
То есть имеется определенная теоретическая
путаница. [5,8]
В этой работе предлагается налоговая
система, разработанная исходя из федеральных
законов и из правоохранительной практики.
Рассмотрим элементы четырех понятий:
налоговой системы, структуры налогов,
видов налогов, системы налогообложения.
Налоговая система - государственная система
мер политического, экономического, административного,
правового характера, направленная на
исполнение доходной части бюджета, а
также стимулирования роста внутреннего
валового продукта (ВВП).
Налоговая система включает налоговые
органы, налоговое законодательство, налоговую
полицию, налоги, пошлины, сборы, другие
платежи, распределение налогов по уровню
бюджета, налоговые суды (проект).
Структура налогов. Все налоги рассматривают
по источникам поступления: налоги юридических
лиц и налоги на физических лиц. А также
по уровню зачисления в бюджет: федеральные,
республиканские (субъектов РФ), местные.
Виды налогов. Всего на сегодня существуют
и действуют около 300 налогов, сборов, платежей
и пошлин. Налоги делятся по виду на прямые
и косвенные. Прямые налоги взимаются
с доходов. Косвенные налоги - с расходов
с потребления. Прямые налоги - подоходный
налог, налог на прибыль, налог на имущество,
ресурсные платежи и д. р. Косвенные налоги
- налог на добавленную стоимость (НДС),
акцизы, налог с продаж, налог на операции
с ценными бумагами и др.
Система налогообложения. Элементами
системы являются:
В настоящее время согласно Федеральному
закону «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
в ст. 19, 20, 21 действует до принятия
Госдумой II части Налогового кодекса
прежний список налогов по уровню.
Общее количество их 45, в частности:
федеральных налогов и сборов
-15, республиканских (субъектов РФ) -
7, местных налогов и сборов - 23.
Предполагается, что с принятием II ч. НК
количество налогов увеличится, но ставки
будут снижены. [12]
Структура налоговой системы любого государства
определяется следующими факторами:
Решающей качественной характеристикой
любой системы налогообложения
является его тяжесть, то есть мера
давления совокупности налогов на экономическую
и социальную жизнь общества. Однако
общепринятая методология ее исчисления
в настоящее время отсутствует.
По оперативным данным Федеральной налоговой
службы, в консолидированный бюджет Российской
Федерации в январе-августе 2010 г. поступило
налогов, сборов и иных обязательных платежей,
администрируемых ФНС России, на сумму
4995,8 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем
за соответствующий период предыдущего
года. В августе 2010г. поступления в консолидированный
бюджет составили 571,7 млрд. рублей и сократились
по сравнению с предыдущим месяцем на
20,1%. Структура поступивших налогов, сборов
и иных обязательных платежей в консолидированный
бюджет Российской Федерации по видам
представлена в приложении А. [15]
Основную часть налогов, сборов и иных
обязательных платежей консолидированного
бюджета в январе-августе 2010г. обеспечили
поступления налога на прибыль организаций
- 24,2%, налога на доходы физических лиц
- 22,1%, налога на добычу полезных ископаемых
- 18,2%, налога на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации -
16,8%.[15]
В январе-августе 2010г. в консолидированный
бюджет Российской Федерации поступило
федеральных налогов и сборов 4391,0 млрд.
рублей (87,9% от общей суммы налоговых доходов),
региональных - 368,8 млрд.рублей (7,4%), местных
- 85,9 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным
налоговым режимом - 147,9 млрд.рублей (3,0%).[15]
Таким образом, налоговая система РФ представляет
собой совокупность организационно-правовых
форм и методов управления налогообложением
и по своей структуре она является трехзвенной:
присутствуют федеральные, региональные
и местные налоги и сборы.
Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования