Налоговая система в современной экономической системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Понятие налоговой системы, сущность, виды и функции налогов. Анализ налоговых систем развитых стран мира и их сравнение с налоговой системой России. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 67.78 Кб (Скачать файл)

Введение

Роль налогов в современной  экономической системе очень  велика. Налоги не только являются основой  доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает  как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью  государство может оказывать  влияние на распределение национального  дохода. Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет  собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города.

В России роль налогообложения  как инструмента экономической  политики в последние годы существенно  возросла, что связано с развитием  негосударственного сектора экономики  и сокращением сферы прямого  государственного регулирования.

Тема «Налоговая система» является актуальной, так как в условиях рыночных отношений и особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Так же в сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 Главной целью работы  является детальный анализ сущности  налоговой системы, характеристика  структуры и рассмотрение основных  видов налогов.

Основные задачи, поставленные для достижения этой цели, это подробно рассказать о системе налогообложении,  показать роль налогов в государстве, рассмотреть основные виды налогов  собираемых на территории России, сравнить налоговую систему России с системами зарубежных стран.

В настоящее время, тема «Налоговая система» актуальна ещё и потому, что  правильный выбор налоговой системы является залогом успешного решения проблем стоящих перед страной.

 

  1. Понятие налоговой системы.
    1. Сущность, виды и функции налогов.

Под налогом понимается принудительное изымание государством или местными властями средства с физических и  юридических лиц, необходимые для  осуществления государством своих  функций. 

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также  принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Основными элементами налоговой  системы являются:

1) совокупность налогов,  взимаемых на территории данной  страны;

2) система полномочий  органов государственной власти  в области налогового регулирования,  касающаяся разработки и принятия  налогового законодательства, определения  порядка распределения налоговых  поступлений между уровнями бюджетной  системы и т.д.;

  1. государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

Важнейшими участниками  налоговых отношений являются налогоплательщики  и плательщики сборов. Под налогоплательщиком (или субъектом налога) понимается физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога. Поскольку налоги являются отношениями принуждения, законодательство определяет круг обязанностей налогоплательщиков. К их числу относятся:

  1. уплата законно установленных налогов;
  2. постановка на учет в налоговых органах;
  3. ведение учета своих доходов, расходов и объектов налогообложения;
  4. предоставление в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  5. исполнение законных требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;
  6. обеспечение в течение установленного срока сохранности бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для целей налогообложения, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - не только доходы, но и произведенные расходы), и уплаченные налоги.

В экономической системе  налоги выполняют три основные функции. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства. Отсюда возникает  главная распределительная функция  налогов, отражающая их сущность как  особого централизованного звена  распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает  фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в  целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми уголками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение здравоохранение и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция налогов  реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.          Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

Действующие   льготы   по    налогообложению    прибыли        предприятий  направлены на стимулирование:

  • финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;
  • малых форм предпринимательства;
  • занятости инвалидов и пенсионеров;
  • благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах;

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Современная налоговая система  включает различные виды налогов.

По способу платежа  различают прямые и косвенные  налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные  налоги взимаются с товаров и  услуг. Их косвенный характер проявляется  в том, что их уплачивают не все  граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным  налогам относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Налоги по их использованию  подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

В зависимости от того, в  распоряжение какого органа поступает  налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации  и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

В зависимости от характера  взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются  в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну  нефти); пропорциональные - налоговая  ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

Различают два вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются  с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете  точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

  • налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика;
  • налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения.

Косвенные налоги взимаются  путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров).
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

 

 

 

    1. Структура и принципы налогообложения

Использование налогов в  качестве главного источника доходов  государства и инструмента регулирования  экономики требует разработки определённых правил, принципов. Принципы налогообложения  – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Доля отдельных налогов в формировании доходной части бюджета в развитых странах выглядит так: - налоги на личные доходы – 40 %; - налоги на прибыль корпораций (фирм) – 10 %; - социальные взносы – 30 %; - налоги на добавленную стоимость – 10 %; - таможенные пошлины – 5 %; - прочие налоги и поступления – 5 %. В странах СНГ роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. Низкий уровень жизни населения, отсюда поступления в бюджет от личного дохода) невелики. Главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины. Прямые налоги трудно перенести на потребителя ,поэтому легче с налогами на землю и на другую недвижимость. Они включаются в арендную плату, квартирную плату, цены на сельхозпродукты. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя, в зависимости от эластичности спроса и предложения товаров и услуг. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов приводит к сокращению потребления (большие налоги), а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли фирм, т.е. приводит к сокращению капиталовложения или перелив капитала в другие сферы деятельности. Налогообложение должно строится на принципах заинтересованности налогоплательщика в хозяйственной деятельности. При налогообложении должны учитываться принципы:

Информация о работе Налоговая система в современной экономической системе России