Налоговая система в современной экономической системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Понятие налоговой системы, сущность, виды и функции налогов. Анализ налоговых систем развитых стран мира и их сравнение с налоговой системой России. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 67.78 Кб (Скачать файл)
  1. возможность налогоплательщика, т.е. размеры его дохода. Отсюда дифференциация налоговых ставок, т.е. налог должен быть прогрессивным. Однако этот принцип не всегда выдерживается, часто во многих странах налоги бывают пропорциональными.
  2. налогообложение доходов носило однократный характер, как сейчас у нас, замена налога с оборота, для которого была характерна недостающая кривая, на НДС, когда налогом облагается в конечном продукте добавленная стоимость.
  3. обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнения у налогоплательщиков в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение должны быть такими, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем своевременная уплата налогов.
  4. система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для собирающих налоги.
  5. налоговая система должна быть гибкой, легкой, адаптируемой к изменившимся общественно-политическим потребностям.
  6. Взимание налогов в любом государстве регламентируется специальными законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической политики государства.

 

 

 

  1. Анализ налоговых систем развитых стран мира и их сравнение с налоговой системой России.
    1. Общая характеристика налоговых систем зарубежных стран.

Специалисты, составляя рейтинг  удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объе               мом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки. В таблице 1 приведен рейтинг 10 самых удобных налоговых систем мира.

Таблица 1 - 10 самых удобных  налоговых систем мира.

Страна

Общее число налогов

Время, затрачиваемое на уплату налогов, (часов в год)

Полная налоговая ставка, (%)

1

Мальдивы

1

0

9,1

2

Катар

1

36

11,3

3

Гонконг

4

80

24,2

4

ОАЭ

14

12

14,4

5

Сингапур

5

84

27,9

6

Ирландия

9

76

28,8

7

Саудовская Аравия

14

79

14,5

8

Оман

14

62

21,6

9

Кувейт

14

118

14,4

10

Кирибати

7

120

31,8


 

В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134 место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46 месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Аутсайдерами рейтинга являются Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса (см. таблицу 2) [6, 231].

Таблица 2 - 10 самых сложных  налоговых систем мира.

Страна

Общее число налогов

Время, затрачиваемое на уплату налогов, (часов в год)

Полная налоговая ставка, (%)

172

Панама

59

482

50,6

173

Ямайка

72

414

51,3

174

Мавритания

38

696

98,7

175

Гамбия

50

376

292,4

176

Боливия

41

1080

78,1

177

Венесуэла

70

864

56,6

178

Центрально-Африканская Республика

54

504

203,8

179

Республика Конго

61

606

65,5

180

Украина

99

848

58,4

181

Беларусь

112

1188

117,5


Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству  Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку занимает Гонконг с тремя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Как показало исследование PricewaterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.

Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость  между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой  системы. Лидером рейтинга оказалось  государство, экономику которого при  всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария  находится только на 19-м месте. Также  в середине рейтинга оказались, к  примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию  лишь во второй сотне, конечно, не характеризует  ее с лучшей стороны. Свидетельствует  это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения  нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности  процесса оценки, 56 рабочих дней для  заполнения документации — это достаточно много.

    1. Характеристика  налоговой системы РФ.

Современная налоговая система РФ представлена на рисунке 1. Рассмотрим, какие же факторы оказывают благоприятное влияние на показатель изъятия налогов в российской налоговой системе.










 












 

Рисунок 1 – Структура налоговой системы РФ

Во–первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России складывается в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. Во – вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и так называемый кризис платежей.

О фактической собираемости налогов и проектируемой в  бюджете можно судить по данным табл. 3.

 

Вид налога

2004

2005

2006

2007

2008

2009

НДС на товары, производимые на территории РФ

75,5

63,6

69,0

68,9

65,0

82,5

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

90,0

90,0

80,5

80,4

71,0

88,0

Налог на доход/(прибыль) предприятий

87,1

83,4

75,0

74,3

82,0

82,5

Акциз на нефть

81,2

90,3

90,0

81,2

90,0

100,0

Акциз бензин

98,0

60,0

92,3

60,0

93,5

Акциз на газ

69,4

87,1

62,8

88,1

73,2

92,0

Акциз на спирт и ликероводочные изделия

60,4

73,6

86,7

87,8

86,2

90,0

Налог на пользование недрами

83,5

96,3

70,0

83,6

70,0

78,3


 

Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики. Из сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем.

 

 

 

    1.  Сравнительная  характеристика налоговой системы  России и налоговых систем  развитых зарубежных стран

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).

Данные о степени налоговых  изъятий по отношению к ВВП  в различных странах приведены  в табл. 4.

Таблица 4 - Удельный вес налоговых  поступлений в различных странах  по отношению к ВВП (в процентах)

Страна

Доля налогов и обязательных платежей

Доля налогов без обязательных платежей

Австрия

45,5

29,9

Бельгия

46,4

31,1

Великобритания

33,9

27,7

Германия

42,9

23,1

Дания

52,8

49,7

Испания

35,5

21,7

Италия

42,9

27,4

Канада

36,3

31,0

Нидерланды

44,8

26,6

США

31,8

22,7

Франция

46,3

24,9

Швеция

54,2

38,1

Япония

28,6

18,2

Россия (2002)

30,7

22,1

Информация о работе Налоговая система в современной экономической системе России