Налоговая система государства: понятие, элементы налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Nalogi.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики и налогообложения

 

                                                                                          

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Налоговая система государства: понятие, элементы налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

                               

                                                                      

 

                                                                   Руководитель 

                                                                                                    Ст. преподователь 

       ____________Е.Г. Алдохина                                                                                                                                                                                                                                                                                  «_____»__________201___г.

                                                                                               

                                                

                                                                                                   Студент группы № 90209

                                                                                                   _____________Рей М.А.

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

Томск 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

С 1991 года налоговая система в России создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в рыночных условиях весьма невелик. В индустриально развитых странах существует огромный, причем теоретически осмысленный и обобщенный опыт взимания и использования налогов. Но он может быть использован лишь с учетом специфики экономических, социальных и политически условий современной России. Налоговая политика России в 1990-е годы являлась довольно пассивным инерционным инструментом мобилизации доходов в бюджет страны. Именно игнорирование роли налогов как одного из важнейших рычагов управления экономкой привело к тому, что на протяжении всего периода реформ российская экономика функционировала в условиях высокого фискального бремени. Это привело к нестабильности всей хозяйственной системы и к криминализации экономики, что в конечном итоге сказалось на снижении конкурентоспособности страны. Реформирование налоговой системы, начавшееся в 1999 г., и продолженное на новом этапе (после 2005 г.) было вызвано в том числе необходимостью активизации налоговых инструментов в процессе экономического развития страны.

Одним из звеньев налоговой политики является определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период, с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов. Таким образом, на налоговую политику колоссальное влияние оказывает в том числе и международная политика. Сегодня вместе с набирающим темпы процессом глобализации возрастает налоговая конкуренция между странами в борьбе за капитальные инвестиции. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Более того, именно активная позиция государства в сфере налоговой конкуренции является одним из факторов долгосрочного экономического роста.

Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в экономике России. Предмет исследования - совокупность экономических отношений, связанных с развитием системы налогообложения в Российской Федерации.

Цель исследования - выявление основ функционирования налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
  2. Рассмотреть недостатки налоговой системы России;
  3. Провести анализ развития налоговой системы;
  4. Выявить результаты налоговых реформ России;
  5. Отметить основные направления налоговой политики России.

 

1 Налоговая система государства: сущность, виды, функции, структура

 

    1. Сущность, функции и виды налоговых систем 

 

Налоговая система развитых стран складывается под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам, налоговые системы существенно отличаются друг от друга.

При тщательном исследовании налогообложения можно выявить общие черты, свойственные налоговым системам:

  • поиск путей увеличения налоговых доходов государства;
  • построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Принципы построения налоговых систем в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Налоги могут взиматься на рынке товаров или факторов производства, с продавцов товаров или покупателей, с домашних хозяйств или компаний, с источника дохода или со статьи расходов. Обложению подлежат доходы домашних хозяйств или их членов, расходы конечных потребителей, доходы от розничной торговли, валовые доходы от предпринимательской деятельности, предпринимательские доходы за минусом амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, прибыль, заработная плата, сбережения, дивиденды.

Налоги в развитых странах имеют следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования, особые виды налогов на потребление, налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства (поимущественный налог и налог на наследство и дарения). В свою очередь, налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные же налоги подвергают обложению деятельность или товары (как вещи), то есть продажу, покупку или владение имуществом (собственностью), независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика. Реальными налогами могут облагаться как физические, так и юридические лица. Личными налогами облагаются только доходы населения.

Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

Субъекты налога выступают в виде налогоплательщика (физические и юридические лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несёт юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.

Объектом, или предметом, налогообложения выступают различные виды доходов, товары и услуги, а также различные формы накопления богатства или имущества. Предмет обложения неразрывно связан с источником налога – национальным доходом, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму национального дохода. Одновременно отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельное значение, и поэтому предмет обложения и источник налога не всегда совпадают.

Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и натуральной форме.

Система по строения отдельных видов налогов формируется с учётом избежания двойного обложения на разных уровнях административного управления [9, с. 3-8].

Принципы налогообложения - это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных динамических условиях экономики страны.

1. Принцип равномерности  – требует, чтобы граждане каждого  государства принимали материальное  участие в обеспечении правительства  соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким богатых лиц и щадящим для социально слабо защищённых слоёв населения.

2. Принцип определённости - означает, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику.

3. Принцип удобства- предполагает, что налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие  удобства для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платёж ко времени получения дохода.

4. Принцип экономности- предполагает  сокращение издержек взимания  налогов: расходы по их сбору  должны быть минимальными.

5. Принцип эффективности- состоит в следующем: налоги должны  оказать влияние на принятие  экономических решений; налоговая  структура должна содействовать  проведению политики стабилизации  и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

С течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства, так и плательщиков. Так экономическое развитие Германии в послевоенный период связано с именем видного экономиста профессора Людвига Эрхарда – государственного деятеля, министра, а затем канцлера ФРГ, разработавшего важнейшие принципы построения системы налогообложения, актуальные и теперь. Л. Эрхард признавал весьма справедливым желание всех граждан и хозяйственных субъектов снижать налоговое бремя. Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения [2, с. 5-7].

Существуют следующие функции налогов:

1. Перераспределительная - обеспечение  процесса перераспределения части  совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства;

2. Контрольная – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства;

3. Социальная – поддержание  социального равновесия путём  уменьшения неравенства в реальных  доходах отдельных групп населения.

Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определённой части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определённую сторону налоговых и финансовых отношений [2, с. 7-8].

Место в теории налогов занимает проблема их классификации, то есть системной группировки по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-позновательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчётов, составление отчётности и так далее.

По способу изъятия и признаку переложимости различают:

1. Прямые налоги взимаются  непосредственно с имущества  или доходов, окончательным плательщиком  которых является их владелец, то есть юридический и фактический плательщики совпадают.

Эти налоги подразделяются на:

- Реальные уплачиваются  с учётом не действительного, а предполагаемого среднего дохода  плательщика, то есть они построены  без учёта личности плательщика  и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги;

- Личные уплачиваются  с реального полученного дохода и учитывают физическую платежеспособность плательщика. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпорации, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и другие.

Информация о работе Налоговая система государства: понятие, элементы налоговой системы