Налоговая система государства: понятие, элементы налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Nalogi.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

2. Косвенные налоги –  это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок  к цене или тарифу и взимаемые  в бюджет в процессе потребления (реализации) товаров и услуг. В  зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

Индивидуальные – обложение строго определённой группы товаров (сырьё, полуфабрикаты, готовая продукция, мощность оборудования), например, акцизы;

Универсальные – обложение всех товаров. Их также называют налогами с оборота, которые в свою очередь делятся на: однократные (налог на продажу, налог на услуги), многократные (налог на добавленную стоимость);

Таможенные пошлины – обложение всех товаров при совершении экспортно-импортных операций, имеют сложную структуру и классифицируются по основным признакам:

- по происхождению –  внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

- по целям – фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, дискриминационные, преференциальные и статические;

- по характеру взимания (по ставкам) – специфические, адвалорные(взимаемые  в процентном отношении к таможенной  стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

- по характеру отношений  – конвенционные и автономные. Конвенционная пошлина представляет собой платёж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившимся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин. Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для него в отличие от договорного тарифа характерны более высокие ставки;

- выделяют также возвратные  и дифференциальные таможенные  пошлины. Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезённого товара; она применяется как способ повышения конкурентоспособности. Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

По уровню органов управления:

1.Республиканские и местные  налоги. В унитарных (единых) государствах  бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев – республиканского и местных бюджетов, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: республиканские (государственные) налоги, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии;

2. федеральные, налоги субъектов  федерации, местные налоги. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трёх основных звеньев, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. Например, в США имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система функционирует в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие свои бюджеты. Для России также характерно трёхзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональный (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

1. целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования  конкретного направления государственных  расходов. Для целевых платежей часто создаётся специальный внебюджетный фонд;

2. общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования  доходной части бюджета в целом.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:

1. налоги, взимаемые с  физических лиц;

2.налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

3. смешанные налоги, которые  уплачивают и физические, и юридические  лица.

По уровню бюджета, в которой зачисляется налоговый платёж, различают:

1. Закреплённые налоги, которые  на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;

2. Регулирующие налоги, которые  используются для сбалансирования  бюджетов в текущем году. Размеры  распределения устанавливаются  ежегодно.

По порядку введения налоги могут быть:

1) общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

2) факультативными, предусмотренными  основами налоговой системы, но  их введение и взимание являются  компетенцией органов местного  самоуправления.

В зависимости от сбора взаимоувязки ставок и налогооблагаемой базы налоговые платежи можно подразделить на:

a) пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от изменения величины базы налогообложения (например, налоги на доходы, прибыль, имущество);

b) прогрессивные, ставки увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растёт и распространяется на всю сумму облагаемой базы; при сложной – объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставки. Например, подоходный налог с физических лиц до 2009 г. Взимался с применением сложной прогрессии в диапазоне ставок от 9 до 35% дохода плательщика;

c) регрессивные, ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:

1 фиксированные, то есть  непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью. Такие налоги можно назвать условнопостоянными (например, налоги на имущество, земельный налог). Их экономическая сущность аналогична условно-постоянным затратам в себестоимости продукции;

2. условно-переменные (перераспределительные) – напрямую связаны с деловой  активностью налогоплательщика. К  таким налогам относятся НДС, акцизы.

Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:

- налоги, регулирующие ценообразование, к которым относятся косвенные налоги. По их сути налоги, регулирующие ценообразование, должны быть только государственными, то есть вводиться законами. Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать установленный в государстве порядок ценообразование. Такое ограничение вполне оправданно, так как НДС т акцизы обеспечивают регулирование экономики на макроуровне;

- воздействующие на издержки  производства – налоги, включаемые  в себестоимость продукции. Например, экологический налог, плата за землю, отчисления в фонд социальной защиты населения и другие. Поскольку себестоимость является основной составляющей при формировании цены продукции, эти налоги являются фактором её ценовой конкурентоспособности;

- регулирующие занятость населения – подоходный налог, отчисления в государственный фонд социальной защиты населения.

По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на:

  1. себестоимость продукции – земельный налог, экономический налог;

2. финансовый результат – налог на имущество, в том числе балансовую прибыль – налог на прибыль, чистую прибыль – некоторые местные налоги, платежи на превышение лимитов выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

По срокам уплаты налоги делятся на:

1) срочные;

2) периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые [2, с. 9-17].

Налоговая система имеет сложную структуру, отличается многообразием принципов и функций, которые необходимо знать при работе в этой сфере.

 

    1. Структура налоговой системы государства

 

В современных экономических системах роль налогов исключительно велика еще и потому, что они не только являются каналом доходной части  бюджета, но, будучи включенными во все звенья финансовой системы, формируют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами.

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, так как любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

С помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоев общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

Налоговая система понимается как единство входящих в нее налогов и сборов. Специфика налоговой системы заключается в особенностях каждого из составляющих ее элементов - налогов и сборов, а также в продуктивной взаимосвязи между ними.

Не требует особых доказательств тот факт, что одни и те же виды налогов по-разному проявляют себя в различных экономических условиях и для разных экономических субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой основным плательщиком налогов является средний класс населения, получающий доходы в основном легальными путями - большей частью в виде зарплаты, перечисляемой безналичным путем на банковские счета граждан. Кроме того, в большинстве западных стран доходы населения относительно стабильно растут, в них велика доля различного рода социальных пособий, поэтому высокие ставки налогов оправданны ситуацией и функционально используются властями как средство "охлаждения" рынка и сокращения избыточного спроса.

Действительно, в ряде западных государств налоговая система ориентирована на налогообложение личных доходов граждан. Распределение общественного продукта происходит на Западе таким образом, что основная его масса поступает непосредственно в руки частных лиц (при этом доля зарплаты наемных работников в структуре себестоимости в основных отраслях экономики достигает 70-80%), и уже потом из этих сумм получают свои доходы и финансовые структуры, и сектор услуг, и государство - в виде соответствующих налоговых поступлений.

При этом налогами облагается только та часть заработанных доходов граждан, которая остается после удовлетворения основных жизненных потребностей работника и его семьи. В большинстве стран стоимость этих нужд оценивается примерно в 12-14 тыс. долл. США в год, что и установлено в качестве необлагаемого налогами прожиточного минимума.

В России же в результате последовательных налоговых изменений доходы рядового наемного работника оказались "урезанными" на 60-70% сверх уже удержанных подоходных налогов. Эта сумма слагается из платежей в социальные фонды, НДС плюс акцизы и таможенные пошлины. Только в пенсионные фонды переводится до четверти от суммы выплачиваемой зарплаты, что выглядит полным абсурдом для мужской части населения России: средняя продолжительность жизни мужчин не достигает 60 лет, т.е. они просто не доживают до пенсии, за которую платят всю жизнь. Для сравнения в Западной Европе платежи в пенсионные фонды в среднем не превышают 15-20% при средней продолжительности жизни населения 70 лет.

Другим важнейшим принципом западной налоговой системы, который тоже игнорируется в России, является приоритет производства перед интересами бюджета (и представляющего его налогового ведомства). Если же учесть, что производство в этих странах находится в основном в частных руках, а бюджетом распоряжается правительство, то это означает приоритет фундаментальных частных интересов над текущими интересами исполнительной власти.

Для общества в целом гораздо важнее обеспечить устойчивость и поступательность развития национального производства, чем сохранить у власти то или иное правительство. В странах, прошедших стимулирующие налоговые реформы, этот принцип выражен в бессрочных "налоговых каникулах" для капиталов, вложенных в производство и остающихся в нем.

В процессе своего становления налоговые системы разных стран с неизбежностью приобретают различные характерные черты и индивидуальные признаки в зависимости от степени развития экономических отношений в стране и от политического устройства конкретного государства. Этим объясняется множественность налогов и сборов и возможность их классификаций в зависимости от различных критериев.

Например, деление налогов на прямые и косвенные, известно, со времен существования наиболее древних государств. Прямые, неперелагаемые налоги на доходы, являясь одним из видов (или элементов) налоговой системы, относятся к наиболее традиционным способам налогообложения собственности.

Налог на прибыль с корпораций в целом является наиболее характерной формой изъятия части прибыли в бюджетные системы современных государств. В Западной Европе этот налог действует в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Турции, Финляндии, во Франции, в Швейцарии, Швеции. Самая низкая ставка налога - 9,8% - установлена в Швейцарии. В Швеции до 1991 г. была самая высокая ставка налога - 51%, в настоящее время она составляет 28%.

Информация о работе Налоговая система государства: понятие, элементы налоговой системы