Налоговое бремя и налоговая политика на микроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

Содержание

1 Налоговая политика, ее теоретические основы. 3
1.1 Сущность налоговой политики. 3
1.2 Классификация налоговой политики. 4
1.3 Принципы и цели налоговой политики 6
1.4 Инструменты налоговой политики. 7
2 Понятие и расчёт налогового бремени 11
3 Специальные режимы налогообложения как средство реализации налоговой политики и облегчения налогового бремени на микроуровне. 16
3.1 Единый налог на вмененный доход 17
3.2 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 18
3.3 Упрощенная система налогообложения 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по налогам.docx

— 48.87 Кб (Скачать файл)

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие  налогового регулятора на различные  экономические процессы. Формы и  способы предоставления льгот в  любом государстве постоянно  изменяются.

Наиболее распространенный объект налогового стимулирования –  инвестиционная деятельность.  Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогов прибыль, направляемая на эти цели. Нередко  для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС  технологическое оборудование и  запасные части к нему. В системе  налогообложения ряда стран предусматривается  создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и  некоторыми другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот  во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение  иностранного капитала, научно-технические  разработки, имеющие фундаментальное  значение ждя дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных  производств по выпуску конкурентоспособной  продукции для мирового рынка.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов  проявляется, прежде всего, в том, что  сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Резкий рост бюджетных  расходов во многих станах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Это  связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот  зачастую приводит к уменьшению налоговой  базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых  поступлений оно прибегает к  установлению более высоких налоговых  ставок.

Формирование налоговой  базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависят увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства или инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической  политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой  политики в значительной степени  зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство  в свою экономическую политику.

  1. Понятие и расчёт налогового бремени

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия  налогов на экономику страны в  целом, на отдельный хозяйствующий  субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов  и платежей налогового характера.

Основные направления  применения налогового бремени состоят  в следующем:

  1. данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.
  2. исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.
  3. показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.
  4. показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Исчисление налогового бремени  осуществляется на двух уровнях: макроуровне  и микроуровне.

Макроуровень подразумевает  исчисление тяжести налогообложения  всей страны в целом или налоговой  нагрузки на экономику. Здесь же оценивается  распределение налогового бремени  между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая  нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так  же исчесления налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.

Налоговое бремя на население  мировая практика оценивает также  на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень  налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень  налогообложения населения в  целом. Налоговое бремя на население  в целом представляет собой отношение  всех уплаченных налогов на душу населения  к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по следующей формуле:

Бр =

(1)

где Бр – уровень налогового бремени;

Н – все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

Чн – численность населения страны;

Д – сумма полученных населением доходов.

При оценки налогового бремени  населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.

Налоговое бремя на работника  фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени

на конкретное предприятие  состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.

Согласно одной из методик  налоговое бремя хозяйствующих  субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов  к выручке от реализации, включая  выручку от прочей реализации. Для  анализа динамики налогового бремени  должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в  бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Поэтому следующие показатели налогового бремени основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

Суть одной из существующих методик исходит из положения, что  каждая группа налогов в зависимости  от источника, за счёт которого они  уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной  методикой  приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.

В данном случае используются следующие формулы определения  уровня хозяйствующего субъекта:

Бр = , или

(2)

Бр =

(3)

где Бр – уровень налогового бремени;

Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;

Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;

Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;

Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли  изымается у налогоплательщика  в форме налогов и каково соотношение  суммарной величины уплаченных налогов  и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

Следующий метод количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических стрктур.

Используется следующая  формула:

Бр =  

(4)

где Н – сумма уплаченных фактически налогов, за исключением  налога на доходы физических лиц;

Дс – добавленная стоимость.

При этом необходимо также  иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся  в том, что он определяет уровень  налогового гнёта среднего статистического  налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает  и оно должно учитывать этот средний  показатель.

Мировой опыт показывает, что  при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, эффективность  налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы  становятся невосполнимыми, так как  определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает  производство, другая часть находит  как законные, так и незаконные пути  минимизации установленных  и подлежащих к уплате налогов. При  снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.

  1. Специальные режимы налогообложения как средство реализации налоговой политики и  облегчения налогового бремени на микроуровне.

Одним из средств реализации налоговой политики на микроуровне  является применение специальных режимов  налогообложения. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ.

При применении специальных  налоговых режимов налогоплательщикам намного легче отчитываться в  налоговые органы, так как им необходимо сдать всего одну декларацию (на ЕНВД – раз в квартал, на УСНО – раз в год). К тому же, федеральный  закон от 17 июля 2009 года N162-ФЗ отменил обязательное применение ККМ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт для индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Это должно стимулировать развитие малого предпринимательства, т.к. при обязательном применении ККМ многие не могут начать деятельность из-за необходимости нести ощутимые расходы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККМ и связанное с этим ведение дополнительной отчетности.

Понятие специального налогового режима содержится в ст. 18 НК РФ. Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

К специальным налоговым  режимам, которые вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации, относятся система налогообложения  в виде единого налога для отдельных  видов деятельности и система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Особенность данных налоговых  режимов состоит в том, что  они являются обязательными для  применения и предприниматели не имеют права отказаться от их использования.

Иная ситуация с упрощенной системой налогообложения. Данный специальный  налоговый режим регулируется только на федеральном уровне и применяется  индивидуальными предпринимателями  в добровольном порядке.

    1. Единый налог  на вмененный доход

Единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности установлен гл. 26.3 НК РФ. Данный налоговый режим может  применяться (или не применяться) по решению субъекта Российской Федерации  в отношении ограниченного круга  видов предпринимательской деятельности.

К таким видам деятельности могут относиться: оказание бытовых  услуг, оказание ветеринарных услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, розничная торговля, оказание услуг  общественного питания (при использовании  зала обслуживания посетителей площадью не более 70 кв. м.), оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и  грузов.

Уплата единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на добавленную  стоимость (кроме НДС, уплачиваемого  при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж, налога на имущество физических лиц, единого социального налога. Данные налоги не уплачиваются только в связи  с деятельностью, облагаемой единым налогом. По видам деятельности, не подпадающим по действие этого налогового режима, сохраняется обычный порядок налогообложения. По ним необходимо вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Объектом налогообложения  признается вмененный доход налогоплательщика, который определяется как потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода. Базовая доходность в месяц зависит от вида предпринимательской  деятельности, количества работников, количественных показателей, относящихся  к основным средствам. Налоговым  периодом признается квартал. Налоговая  ставка - 15 процентов.

Информация о работе Налоговое бремя и налоговая политика на микроуровне