Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:43, контрольная работа
В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.
Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.
1. Налоговое планирование: понятие, классификация, принци-пы..............
2. Методы устранения двойного налогообложе-ния......................................
3. Экспресс-вопрос...........................................................................................
Библиографический спи-сок.............................................................................
СОДЕРЖАНИЕ
1. Налоговое планирование: понятие, классификация, принципы.............. 2. Методы устранения двойного налогообложения............... 3. Экспресс-вопрос............... Библиографический список........................ |
3 10 14 18 |
1. Налоговое планирование: понятие, классификация, принципы
В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.
Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.
Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.
Налоговое планирование - это организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства [4].
Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.
Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.
Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование [4].
Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».
В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.
Основы налогового планирования включают [4]:
В экономической литературе определение налогового планирования трактуется двумя основными подходами: в основе подходов к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых платежей налогоплательщика; понятие налогового планирования основано на понятии налоговой оптимизации. Кроме того, ряд авторов выделяет и понятие налогового менеджмента.
Если налоговая минимизация – это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация – это процесс, связанный с достижением определённых пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов [5].
Потребность в налоговом планировании диктуется двумя основными факторами: тяжесть налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта; сложность и изменчивость налогового законодательства.
Первый уровень налогового бремени - если налоговое бремя в стране составляет 10-15% от ВНП, то потребность в налоговом планировании минимальна. В данной ситуации за налоговыми платежами на предприятии может следить главный бухгалтер.
Второй уровень - если налоговое бремя составляет 20-35% - в мелких и средних фирмах желательно иметь специального работника, а в крупных фирмах за налоговыми платежами должны следить группа работников, эта работа должна вестись под постоянным контролем.
Третий уровень – если налоговое бремя составляет 40-50% от ВНП и более – налоговое планирование становится важнейшим элементом финансово-плановой работы на предприятиях всех масштабов.
Надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства фирмы. Ни одно решение о серьёзных структурных перестройках в работе предприятия, о внедрении новых технологий, о новых инвестициях не должно приниматься без учёта налогового элемента [5].
В современных российских условиях можно выделить следующие основные группы хозяйствующих субъектов, наиболее остро нуждающихся в применении налогового планирования в своей деятельности [5]:
1) сложные корпоративные
2) вновь возникшие частные фирмы - процесс накопления капитала приводит к расширению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению др. факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству
3) в планировании объективно
нуждаются государственные и
бывшие государственные
4) в налоговом планировании
В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов, форм и методов налогового планирования.
Следует выделять следующие классификационные признаки налогового планирования.
В зависимости от уровня управления целесообразно выделять следующие виды налогового планирования: планирование на уровне государства (государственное); хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы (группы) предприятий; физических лиц (индивидуальное) [3].
Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов целесообразно классифицировать по видам следующим образом [3]:
1) в зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т. д.;
2) в зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели;
3) в зависимости от организационн
4) в соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания предприятия; в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования); ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления);
5) с точки зрения временной определенности: долгосрочное - в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года; годовое и краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду. Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода;
6) исходя из направленности на перспективу следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование. Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Элементы данного вида планирования: выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов; выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.
Текущее налоговое планирование - совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. Элементы текущего планирования: использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства; использование оптимальных форм договоров; разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.
7) с точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование;
8) в зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий;
9) в зависимости от полноты охвата объектов налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным);
10) в зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций;
11) в соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации);
12) в соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование: работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; силами специализированного отдела предприятия; внешними консультантами, в том числе уполномоченными представителями из аудиторских и консалтинговых фирм;
13) исходя из критерия территориальности целесообразно различать местное и международное налоговое планирование;
14) в зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное.
Единой точки зрения по поводу принципов налогового планирования не существует. Можно выделить принципы, применяемые в мировой практике [5]:
С практической точки зрения выделяют следующие принципы [5]: