Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:43, контрольная работа
В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.
Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.
1. Налоговое планирование: понятие, классификация, принци-пы..............
2. Методы устранения двойного налогообложе-ния......................................
3. Экспресс-вопрос...........................................................................................
Библиографический спи-сок.............................................................................
Таким образом, налоговое планирование - это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Для российских предпринимателей налоговое планирование - еще недостаточно освоенная область. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента.
2. Методы устранения двойного налогообложения
Двойное налогообложение - это в первую очередь - избыточное налогообложение. В современной экономической литературе разграничивают понятия юридического и экономического двойного налогообложения [1].
Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект неоднократно попадает под обложение разными налогами, или под налогообложение одного и того же объекта попадают разные налогоплательщики. Экономическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же доход или собственность попадают под налоговую юрисдикцию более чем одной страны.
Такое различие в двух этих понятиях обусловлено, на первый взгляд, территориальностью, а именно: юридическое - проблемами национального законодательства, а экономическое - несовершенством международного права. В то же время юридическое двойное налогообложение (или местное) становится также международной проблемой, когда в область действия избыточного налогообложения попадает международный капитал. В связи с этим разделять эти два понятия при устранении двойного налогообложения нельзя [2].
На практике ситуации, приводящие к возникновению двойного налогообложения, можно подразделить [2]:
Двойное налогообложение имеет несколько негативных последствий. Оно влечет за собой не только то, что одна и та же операция фактически облагается налогом более одного раза, но и то, что сумма этих отдельных налогов зачастую превышает сумму налога, исчисляемого по другим сопоставимым с экономической точки зрения операциям. Переизбыточность налогообложения в свою очередь приводит к налоговой дискриминации. Причем к дискриминации как по отношению к иностранному капиталу, так и по отношению к отечественному. Это особо актуально при решении вопросов об инвестировании экономики, и в первую очередь - иностранными инвестициями. Налоговая дискриминация порождает различные формы налогового уклонения, для устранения которых требуется ряд дополнительных процедур как на международном, так и на национальном уровне.
К наиболее используемым в международной практике методам устранения избыточного налогообложения относятся [2]:
1. Метод налогового кредита;
2. Метод налогового освобождения;
3. Метод налоговых льгот.
Метод налогового кредита (зачета, вычета) подразумевает согласие государства принять к зачету сумму налогов, уплаченную за рубежом налогоплательщиком-резидентом этого государства по отношению к доходам, возникшим на территории другого государства. Различают "неограниченный налоговый кредит" и "ограниченный налоговый кредит". Если первый из них подразумевает не только полный зачет всей суммы налога за рубежом, но и возврат переплаты из отечественного бюджета (практически нигде не применяется, кроме стран Бенилюкса), то второй является наиболее распространенным методом в практике устранения двойного налогообложения и используется не только в международных договорах, но и в одностороннем порядке как норма национального налогового законодательства. Согласно методу "ограниченного налогового кредита" налогоплательщики будут уплачивать в своей стране только сумму превышения налогов своей страны над налогами, уплаченными за рубежом. Если же доходы налогоплательщиков за рубежом облагаются по более высоким ставкам, чем в своей стране, то какого-либо возмещения или компенсации для них не предусматривается.
Метод налогового освобождения предусматривает освобождение иностранных доходов у источника выплаты, поощряя таким образом, к инвестированию зарубежный капитал. Метод налогового освобождения может применяться одновременно с методом налогового кредита, распространяясь на так называемые пассивные доходы, т.е. на доходы, полученные не от хозяйственной деятельности: проценты, дивиденды, роялти и т.п.
Кроме этих методов, применяется также снижение ставок налога для доходов из иностранных источников и различные виды налоговых льгот в виде инвестиционных кредитов, вычетов и необлагаемых резервов. Некоторые страны разрешают своим налогоплательщикам вычитать налоги, уплаченные за рубежом в качестве обычных текущих расходов.
Как отмечалось ранее, закрепление законодательно форм и методов устранения двойного налогообложения наиболее действенно осуществляется в международных договорах. Проблемы, которые решаются при помощи двухсторонних налоговых соглашений, условно можно разделить на две группы: прямые и косвенные.
К прямым относят: устранение двойного налогообложения; предотвращение налогового уклонения и налогового избежания; распределение прав налогообложения между договаривающимися государствами; предотвращение некоторых форм налоговой дискриминации.
Косвенные предусматривают привлечение иностранных инвестиций и содействие своим резидентам в инвестиционной деятельности, разрешение прочих налоговых проблем.
Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях предусматривается последовательное применение ряда строго определенных правил и процедур.
Налоговые соглашения обычно устанавливают трехступенчатую систему устранения двойного налогообложения. На первом этапе устраняется двойное налогообложение, вытекающее из различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми в странах-партнерах. Для этих целей в соглашении имеются как статьи об избежании двойного резидентства, так и статьи, устанавливающие исключительное право одной из сторон на обложение налогом каждого вида дохода. На следующем этапе устраняется избыточное налогообложение, возникающее по причине несоответствия между правилами резиденства и источника дохода во внутреннем законодательстве. На третьем этапе устраняется двойное налогообложение вследствие различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах. Такое налогообложение, как правило, возникает в результате мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в рамках и компетенции перераспределять в налоговых целях доходы налогоплательщиков. Такие права закреплены за налоговыми органами во внутреннем законодательстве большинства стран и подтверждаются налоговыми соглашениями [2].
Для остальных случаев предусмотрен специальный порядок решения "по взаимному согласию" между компетентными властями, который распространяется не только на случаи двойного налогообложения, но и на любые случаи налоговой дискриминации.
В мировой практике применяются самые разнообразные по форме и содержанию налоговые соглашения и конвенции. Налоговые соглашения об устранении (избежании) двойного обложения налогами на доходы и капитал являются наиболее распространенными и важными видами налоговых соглашений. Сейчас насчитывается уже более 2 тыс. подобных соглашений. Развитые зарубежные страны практически полностью охвачены сетью подобных соглашений.
3. Экспресс-вопрос
Вопрос: Достичь прогнозируемый финансовый результат и спланировать налоговые платежи невозможно без выполнения определенных условий, например, ведущей роли бухгалтера и признания его авторитета в глазах руководителя, четко отлаженного механизма договорных отношений с дебиторами и кредиторами.
Продолжите данный перечень. Определите, как связаны данные условия с налоговым планированием.
Ответ:
Представленные условия относятся к условиям, которые необходимы для достижения прогнозируемого финансового результата. Данные условия можно дополнить такими, как
- наличие деловых, партнерских и согласованных взаимодействий предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами;
- выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.
Рассмотрим каждое условие и определим его связь с налоговым планированием:
1. Ведущая роль бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя. Изначально хотелось бы отметить, что бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.
Это условия - первый (ключевой) фактор, способствующий развитию планирования финансового результата и налоговых платежей. Речь идет о высокой форме сотрудничества между главным бухгалтером и руководителем. Критериями ее наличия могут служить, например, возможности главного бухгалтера участвовать в заключениях договоров со смежными организациями, а также оперативно и самостоятельно принимать важные финансово-экономические решения в отсутствие руководителя, в том числе и в налоговом планировании.
2. Четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами - это второй важнейший элемент общей экономической стратегии предприятия. Их тоже надо планировать и формировать. Участие главного бухгалтера в данном процессе совершенно необходимо, поскольку договорные отношения во многом предопределяют ритмичность работы, а также сроки и прогнозируемую величину финансового результата. Сложность формирования отношений с поставщиками, покупателями, кредитными и страховыми организациями часто возникает из-за отсутствия достоверной информации об их финансовой устойчивости. К сожалению, получить ее весьма сложно.
3. Деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами - третий существенный компонент общей экономической стратегии предприятия. Здесь роль главного бухгалтера чрезвычайно велика. Нормативных документов, регламентирующих это взаимодействие, достаточно много. Не перечисляя их, отметим, что любые инструкции и предписания могут трактоваться по-разному, поэтому очень важно с самого начала найти взвешенный, уважительный и профессиональный стиль общения с представителями проверяющих организаций. В тех случаях, когда стороны не могут прийти к согласию следует проявлять определенную гибкость. В непринципиальных вопросах и в случаях незначительных сумм платежей целесообразно отдавать приоритет контролирующим органам, т.е. придерживаться правила: "налоговый инспектор всегда прав". Это вовсе не исключает использования в решающих ситуациях третьей стороны, например арбитражного суда. По имеющейся информации около 50% дел по налоговым спорам в арбитражных судах выигрывают предприятия.
Одной из удачных форм договорных отношений с налоговой инспекцией в настоящее время является учетная политика предприятия. Если представители ФНС РФ приняли ее у предприятия без замечаний, то она (учетная политика) становится своего рода разрешительным документом. Отсутствие возражений будет означать согласие с данной трактовкой. Кроме того, в настоящее время у организаций появилась возможность официальных письменных запросов, направляемых в территориальные органы ФНС РФ по интересующим их конкретным проблемам налогообложения.
Самый главный момент, подводящий определенную черту во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, фондами социального страхования и обеспечения, а также органами статистики - это сдача баланса и отчетности. На этой стадии от бухгалтера требуется максимальное внимание, сдержанность, терпение и оптимизм. В любой ситуации бухгалтеру следует сохранять свою профессиональную гордость и чувство достоинства.
4. Выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии - четвертый важный элемент, способствующий проведению эффективной экономической политики предприятия. В большинстве случаев решение подобных вопросов в руках бухгалтера и полностью от него зависит.
Современный бухгалтерский учет опирается на фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков; является важнейшим разделом экономики и включает в себя все используемые сегодня виды учета: бухгалтерский, налоговый, управленческий, финансовый и инвестиционный.
Одной из самой острых и мучительных проблем, препятствующих успешной деятельности коммерческих предприятий является чрезмерно жесткая и запутанная система налогообложения. Если исполнять все предъявляемые ею требования, то можно в кратчайшие сроки разорить любую, даже крепкую компанию. Но специалисты служб бухгалтерского учета на большинстве коммерческих предприятий обладают высокими профессиональными качествами, обеспечивающими большую эффективность работы. Накопленный опыт свидетельствует: на базе современного бухгалтерского учета можно и нужно решать любые практически значимые экономические проблемы коммерческих предприятий, вне зависимости о того, к какой конкретной сфере они относятся: управленческой, финансовой или налоговой.
Таким образом, представленные условия непосредственно связаны с налоговым планированием.
Библиографический список