Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 20:53, контрольная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Введение
1.Налоговая система в регулируемой рыночной экономики.
2.Ресурсные платежи.
Выводы.
Практическая часть.
Литература.
Министерство финансов Украины совместно с другими министерствами и ведомствами разработало проект постановления Кабинета Министров Украины «Про утверждение Концепции реформирования налоговой системы Украини», который сначала был рассмотрен во время заседания Правительственного комитета, а 22 декабря 2006 г. было проведено и общественное обсуждение его при участии финансовых и налоговых органов, общественных организаций и представителей бизнеса.
Предложенный проект Концепции - это попытка разработать долгосрочную стратегию поэтапной реформации налоговой системы в нашем государстве, которое основывается на оценке проблем и недопеков существующей налоговой системы и определении путей их решения.
Основными направлениями реформации системы налогообложения в проекте Концепции определено:
· - отмена неэффективных налогов, то есть тех, которые обеспечивают несущественные доходы бюджета, но при этом требуют значительных бюджетных расходов на их администрирование;
· - уменьшение размеров ставок отдельных видов налогов;
· - смещение налоговой нагрузки в сторону косвенных налогов и ресурсных платежей;
- изменения в структуре косвенных налогов и, в частности, в направлении роста универсальных акцизов в сравнении со специфическими;
- повышение роли экологических и ресурсных платежей и обеспечение дифференциации этих платежей в зависимости от характеристик базы их вычисления;
- ввод налога на недвижимое имущество;
- смещение налоговой нагрузки в сторону косвенных налогов и ресурсных платежей;
- рост роли местных налогов в структуре доходов местных бюджетов.
Концепция предусматривает поэтапное снижение ставок налога на прибыль предприятий (до 22% в 2010 г. и 20%-ю 2012 г.), налога на добавленную стоимость до 18% .
Отмеченный документ предусматривает обеспечение стимулирующей роли налоговой амортизации по принципу ускоренной амортизации для производственных активов при внедрении новейших энергосберегающих и инновационных технологий.
Концепция предусматривает также направления реформирования упрощенной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, к которым принадлежат ограничения применения права на упрощенную систему налогообложения по высокорентабельным видам деятельности, усовершенствование действующей системы фиксированных ставок единого налога для физических лиц – предпринимателей и процентных ставок налога для юридических лиц, включение в базу налогообложения юридических лиц всех доходов, включая пассивные.
Действующее законодательство требует сегодня ведения налогоплательщиками двух типов учета: бухгалтерского и налогового. Одновременное ведение их значительно осложняет процессы учета на предприятии и составления ими отчетности, а также порядок администрирования налогов органами государственной налоговой службы. Поэтому положительные результаты и экономический эффект будут достигнуты благодаря проведению предусмотренных проектом Концепции мероприятий по сближению налогового и бухгалтерского учета.
Концепция предусматривает выравнивание налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования различных сфер экономической деятельности отменой льготных ставок платы за землю и отдельных освобождений от ее уплаты.
Кроме того, этот документ предусматривает совершенствование системы взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды в направлении обеспечения его регулирующей и стимулирующей функции, а также расширения базы налогообложения по этому сбору за счет включения в неё экологически опасной продукции, производство, хранение, транспортировка и потребление которой негативно влияет на здоровье граждан и на окружающую природную среду.
В то же время концепция предусматривает определение на законодательном уровне термина «налоговая льгота», а также ввод учета налоговых льгот. Социальные льготы будут сохранены исключительно для незащищенных слоев населения и общественных организаций инвалидов и их предприятий и организаций.
В ближайшей перспективе будет введен единный социальный налог с последующим поэтапным снижением его ставки.
С целью достижения прозрачности в администрировании налогов и инвестиционной привлекательности Украины Концепция предусматривает, что официальное толкование норм налогового законодательства будет осуществлять исключительно Конституционный суд Украины.
Законодательное решение существующих на сегодня проблем налогообложения значительно облегчит работу органов государственной налоговой службы, обеспечит более плодотворное сотрудничество с налогоплательщиками, что даст возможность без лишнего бюрократизма, на цивилизованном уровне наполнять бюджет нашего государства, а это, в свою очередь, сделает каждого гражданина Украины богаче и социально более защищенным.
В рамках усовершенствования процессов деятельности органов государственной налоговой службы будет осуществлено совершенствование процессов их деятельности в соответствии с требованиями времени, упрощения системы администрирования налогов, усовершенствования системы представления и обработки налоговой отчетности внедрения в практическую деятельность рискоориентованной системы, совершенствование налогового законодательства и методологии администрирования налогов.
Значительное внимание будет уделено подготовке предложений относительно совершенствования налогового законодательства и методологическому обеспечению процессов администрирования налогов.
Создание комплексной системы мониторинга налоговых рисков даст возможность анализировать, обобщать и систематизировать нарушения налогового законодательства, сконцентрировать внимание налоговых органов на злостных неплательщиках налогов, тогда как добропорядочные налогоплательщики избавятся от налогового аудита на длительное время.
С целью предоставления высококвалифицированных консультационных услуг налогоплательщикам относительно норм налогового законодательства в 2007 г. будет внедрен информационно-справочный центр Государственной налоговой службы Украины, автоматизированная система которого даст возможность обрабатывать большое количество обращений, которые будут поступать по телефону, по факсу, через е-mail или веб-сайт.
Создание современного многофункционального Информационно-справочного центра на уровне мировых стандартов даст возможность обеспечить предоставление налогоплательщикам высококачественных налоговых услуг, повысить степень соблюдения ими требований налогового законодательства, обеспечить их осведомленность относительно возможных изменений налоговом законодательстве, ликвидировать практику неоднозначной трактовки налогового законодательства, а также обеспечить значительное снижение административных расходов .
Вновь созданная интегрированная информационная система будет делать невозможным вмешательство человеческого фактора в процессе представления и обработки налоговой отчетности и платежей, даст возможность налогоплательщику своевременно получать услуги на надлежащем качественном уровне в любой государственной налоговой инспекции, обеспечит унификацию форм отчетности, необходимый уровень защиты информации, ее полноты и целостности.
2.Ресурсные платежи.
Большое значение в формировании рыночной экономики для любого государства, а особенно для Украины имеют природные ресурсы: вода, недра, леса и другие природные ресурсы - дар природы, количество которых не увеличивается.Одной из задач государства является регулирование отношений в области охраны, использования, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предотвращение и ликвидация негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием Украины.Согласно Закону Украины "Об охране окружающей природной среды" , одним из принципов охраны окружающей среды признано бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов.Именно за счет поступлений средств от взимания платежей за использование природных ресурсов осуществляется финансирование природоохранных мероприятий, предусмотренных Конституцией Украины и другими законодательными актами.Бюджетной классификации Украины от 2001 года в налоговые доходы отнесены сборы за специальное использование природных ресурсов, состав которых отражены на рисунке 1..Кроме этих платежей, предусмотренных бюджетной классификации, Законом Украины "О радиочастотном ресурсе Украины" от 01.06.2000. в Украине осуществляется взимания сборов и платежей за использование радиочастотного ресурса.
Рис. 1. Структура ресурсных платежей Украине
Платежи за специальное использование природных ресурсов имеют двойную нагрузку: во-первых, средства от их взимания должны направляться на финансирование комплекса мер по сохранению и восстановления окружающей среды; во-вторых, вследствие их исчисления осуществляется контроль за объемами использования природных ресурсов, соблюдением установленных лимитов и норм.
Все природные ресурсы - недра, леса, воздушное пространство, водные и природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, а также природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны и блага социально-экономического характера составляют национальное богатство Украины. В статье 13 Конституции Украины отмечается, что эти природные блага являются объектами права собственности украинского народа. От имени украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Нынешнюю экологическую ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, поскольку она формировалась в течение длительного периода в условиях пренебрежения объективными законами развития и воспроизводства природно-ресурсного комплекса Украины. Отсутствие эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов природопользования, невыполнение требований охраны окружающей среды, низкий уровень экологического сознания общества привели к значительной деградации природы Украины - чрезмерного загрязнения поверхностных и подземных вод, воздуха и лесов, накопление большого количества вредных отходов производства.
Так, одними из важнейших причин, приведших к угрожающего состояния окружающей среды, является отсутствие надлежащего правового и экономического механизмов, которые стимулировали бы развитие экологически безопасных технологий и природоохранных систем и надлежащего контроля за охраной природы.
В течение длительного периода в Украине вообще не было ресурсных платежей, за исключением ресурсов, на добычу которых тратились определенные средства, лесные и водные ресурсы, полезные ископаемые. Однако часто и эти платежи не н возмещали реальных затрат на их добычу.
Так, плата за лесные ресурсы (лесная такса или плата от пня, которая должна была бы возмещать затраты на восстановление леса) была чрезвычайно дифференцированная по качеству древесины.Водные тарифы (плата за водные ресурсы) существовали только для крупных водопотребителей - промышленных предприятий, к тому же они были довольно низкими.Плата за полезные ископаемые существовала в форме непосредственных платежей как отчисления на геологоразведочные работы. Частично она возмещалась благодаря ценовому механизму на сырье, однако все методы и способы установления цен в стране были очень ненадежными и субъективными.В настоящее время существовало представление о природных ресурсах, как о дармовые богатства природы, и считалось, что они имеют стоимость только в процессе эксплуатации и осуществления расходов на их освоение.В мире всегда царил принципиально иной подход, связанный с существованием частной собственности на природные ресурсы. Поэтому и ресурсы, которые находились в собственности государства никогда не считались бесплатными. К тому же в условиях рыночной экономики большое значение для ценообразования играла и конъюнктура позволяет иногда значительно завысить реальную цену ресурса.При переориентации на рыночную экономику делаются попытки упорядочить оценку природных ресурсов и платы за них. Так, Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" установлен сбор за специальное использование природных ресурсов, основанный на основе нормативов сбора и лимитов их использования. Законом Украины "О системе налогообложения" данный сбор отнесен к составу общегосударственных и предусмотрена обязательность его взимания на всей территории Украины.Плата за специальное пользование водными ресурсами регламентируется Водным кодексом Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, инструкциями, раскрывающих основные положения исчисления и
Начисление и взимание ресурсных платежей в Украине осуществляется всеми субъектами предпринимательской деятельности, которые их используют ресурсные платежи на единых началах.Сбор за специальное использование водных ресурсов как один из видов сбора за специальное использование природных ресурсов в соответствии с Законом Украины от 18.02.1997 года "О системе налогообложения" включен в состав общегосударственных налогов и сборов и введено для обеспечения рационального использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.Расчет сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики подается в налоговую инспекцию по местонахождению в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) квартала.Этим отчетность водопользователей не ограничивается. Водопользователи, которые получили разрешения на специальное водопользование и осуществляющие передачу воды другим водопользователям, ежегодно до 20 января подают органам государственной налоговой службы перечень таких водопользователей.Объем использованной воды определяется водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета по показаниям измерительных приборов.Сбор уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления расчета сбора, т.е. течение 50календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.Расчет сбора за пользование водами для нужд водного транспорта за первый квартал не подается, и, соответственно, не производится уплата этого сбора за первый квартал.За сверхлимитное использование водных ресурсов плата исчисляется и взимается в пятикратном размере.В пределах установленного лимита платежи относятся на издержки производства, а за сверхлимитное их использования - взимаются из прибыли, остающейся в распоряжении субъекта предпринимательской деятельности.
Порядок взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых устанавливает единые правила взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного и местного значения территории Украины, в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.Сумма платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых определяется пользователями недр самостоятельно и вычисляется ежеквартально накопительным итогом с начала года:- Для угля каменного, угля бурого, металлических полезных ископаемых,сырья нерудного для металлургии, горнохимического, горнорудного истроительного сырья - исходя из объемов погашенных в недрах балансовых изабалансовых запасов полезных ископаемых, квот (лимитов) в случае их утверждения нормативов платы к единице погашенных в недрах запасовполезных ископаемых и коэффициентов;- Для нефти, конденсата, газа природного, подземных вод, рапы,минеральных грязей и ила - исходя из объемов добытых полезных