Налоговые льготы как инструмент налогового регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:17, реферат

Краткое описание

Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Вложенные файлы: 1 файл

администрирование.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:

  • личные и для юридических лиц;
  • общеэкономические и социальные налоговые льготы;
  • внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.

Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для  государства и положительные  для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для  лиц, которым она предоставлена - возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в  рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

В отечественной налоговой  литературе представлена следующая  классификация льгот: изъятия, налоговые скидки, освобождение

  1. изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
    • изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашений
    • необлагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) — п. 28 ст. 217 НК РФ
  2. налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264
  3. освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
    1. понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ)
    2. уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)[3]
    3. Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
    4. Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.
    5. Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке
    6. Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) — см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)

                 ПОНИЖЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

 

 НАЛОГ НА  ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩЕГО  ЗАЧИСЛЕНИЮ В ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ

Статья 5. Снизить ставку налога на прибыль организаций в  части зачисления в областной  бюджет на 4 пункта (процента):

1. Организациям всех организационно-правовых  форм, осуществляющим производственную  или научную деятельность, со  среднесписочной численностью работающих  инвалидов более 50 процентов от  общей численности работающих, по данным отчета за предшествующий финансовый год.

2. Утратила силу с 1 января 2007 года. - Закон Рязанской области от 02.12.2005 N 130-ОЗ (ред. 13.03.2006).

3. Получателям государственной  поддержки в соответствии с Законом Рязанской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области", осуществляющим реализацию приоритетных инвестиционных проектов.

3.1. Получателям государственной  поддержки, реализующим инвестиционные  проекты на условиях инвестиционных  соглашений, заключенных до 1 января 2009 года в соответствии с законом  Рязанской области, регулирующим  вопросы государственной поддержки  инвестиционной деятельности, действующим  на момент заключения указанных  инвестиционных соглашений.

4. Фондам поддержки индивидуального  жилищного строительства, осуществляющим реализацию целевых федеральных, областных и муниципальных программ.

5. Товариществам собственников  жилья.

6. Учреждениям уголовно-исполнительной  системы, исполняющим наказания  на территории Рязанской области.

Статья 5.1. Снизить ставку налога на прибыль организаций в  части зачисления в областной  бюджет на 2 пункта (процента) получателям  государственной поддержки в  соответствии с Законом Рязанской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области", осуществляющим реализацию основных инвестиционных проектов.

 
Статья 6. Исключена с 1 января 2002 года. - Закон Рязанской области от 08.11.2001 N 71-ОЗ.

 

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Статья 10. Освобождаются  от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу в текущем налоговом периоде налогоплательщики - организации и уплаты транспортного налога по итогам налогового периода налогоплательщики - организации и физические лица:

1. Законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной  власти Рязанской области, иные  органы государственной власти  Рязанской области, образуемые  в соответствии с Уставом (Основным Законом) и законами Рязанской области, органы местного самоуправления.

1.1. Казенные и бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти Рязанской области и (или) органами местного самоуправления, финансируемые из областного и (или) местных бюджетов на основе бюджетной сметы и (или) в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Налоговые льготы, установленные  настоящей частью, не применяются  в отношении транспортных средств, используемых исключительно в целях  предпринимательской деятельности.

2. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

3. Организации жилищно-коммунального  хозяйства, занимающиеся ремонтом, содержанием, техническим обслуживанием  жилищного фонда, оказывающие  услуги по уборке территорий  населенных пунктов, по закладке, обработке и содержанию садов,  парков и других зеленых насаждений  общего пользования в населенных  пунктах, а также по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных  животных, если выручка от оказанных  услуг за предшествующий налоговый  период составила не менее  70 процентов в общей сумме выручки.

4. Государственные природные  заповедники, национальные парки,  природные парки, государственные  природные заказники, памятники  природы.

5. Утратила силу с 1 января 2007 года. - Закон Рязанской области от 02.12.2005 N 130-ОЗ (ред. 13.03.2006).

6. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

7. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

8. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

9. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

10. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

11. Организации всех организационно-правовых  форм, осуществляющие производственную  или научную деятельность, со  среднесписочной численностью работающих  инвалидов более 50 процентов от  общей численности работающих, по данным отчета за предшествующий финансовый год.

12. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

13. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

14. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

15. Некоммерческие организации  (учреждения) культуры и искусства.

16. Амбулаторно-поликлинические  и больничные учреждения, учреждения  скорой и неотложной медицинской  помощи и переливания крови,  учреждения охраны материнства  и детства, учреждения (центры) санитарно-эпидемиологического  надзора, диспансеры и детские  лечебно-оздоровительные учреждения.

17. Протезно-ортопедические  организации.

18. Учреждения высшего,  общего среднего, средне-специального, начального профессионального образования  (ПТУ) и учреждения дополнительного  профессионального образования  по пчеловодству.

19. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

20. Некоммерческие организации (федерации, советы, общества, ассоциации, союзы, клубы, школы, центры) военно-прикладного характера и оборонной спортивно-технической, физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристской направленности, зарегистрированные в налоговых органах Рязанской области, а также детско-юношеские спортивные школы, детские оздоровительные лагеря, спортивные сооружения, финансируемые из средств социального страхования, профсоюзов, организаций.

21. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

22. Отделения Российского  Союза ветеранов Афганистана,  не занимающиеся коммерческой  деятельностью.

23. Центры социальной поддержки.

24. Центры "Чернобыль и  здоровье".

25. Граждане - владельцы легковых  автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, грузовых автомобилей и тракторов  - без ограничения мощности двигателя,  автобусов с мощностью двигателя  до 200 лошадиных сил включительно, имеющие на иждивении трех  и более детей в возрасте  до 18 лет (льгота предоставляется  на одну единицу транспортного  средства по выбору налогоплательщика).

26. Пенсионеры по старости  и пенсионеры Вооруженных Сил  и правоохранительных органов  Российской Федерации, имеющие  в собственности легковые автомобили или мотоциклы (мотороллеры) (льгота предоставляется на одну единицу транспорта по выбору налогоплательщика).

27. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

28. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

29. Исключена с 1 января 2001 года. - Закон Рязанской области от 04.12.2000 N 86-ОЗ.

30. Инвалиды всех категорий,  имеющие в собственности легковые  автомобили или мотоциклы (мотороллеры) (льгота предоставляется на одну  единицу транспорта по выбору  налогоплательщика).

31. Общественные организации  инвалидов.

32. Организации, оказывающие  услуги по перевозке пассажиров  транспортом общего пользования (за исключением перевозки пассажиров легковыми таксомоторами и автобусами вместимостью до 15 пассажиров включительно) по тарифам за проезд, установленным соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, при условии предоставления мер социальной поддержки по оплате проезда, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Рязанской области.

33. Организации и физические  лица - главы крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающиеся производством  сельскохозяйственной продукции,  удельный вес выручки от реализации которой за предшествующий налоговый период составил не менее 70 процентов в общей сумме выручки, в отношении самолетов и вертолетов, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, автомобилей легковых, мотоциклов и мотороллеров, автобусов, грузовых автомобилей, не подпадающие под действие подпункта 5 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

34. Герои Советского Союза,  Герои Российской Федерации и  граждане, награжденные орденами Славы трех степеней, и родители (супруги) погибших при исполнении служебных обязанностей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, имеющие в собственности легковые автомобили или мотоциклы (мотороллеры) (льгота предоставляется на одну единицу транспорта по выбору налогоплательщика).

35. Фонды поддержки индивидуального  жилищного строительства, осуществляющие реализацию целевых федеральных, областных и муниципальных программ.

36. Автономные учреждения, осуществляющие на территории  Рязанской области деятельность  по выполнению работ, оказанию  услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Рязанской области в сферах дошкольного образования, дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации в отношении транспортных средств, входящих в состав имущества, закрепленного за ними учредителями на праве оперативного управления, либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителями на приобретение такого имущества, за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителей.

37. Граждане, признанные в  соответствии с Законом Рязанской области "О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году" пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году (льгота предоставляется на одну единицу транспорта по выбору налогоплательщика).

Данной категории граждан  льгота предоставляется за налоговые  периоды 2009, 2010 годов.

38. Общественные объединения  пожарной охраны.

 
Статья 10.1. Для организаций, осуществляющих международные перевозки грузов, ставка транспортного налога для  расчета авансовых платежей и  суммы налога по итогам налогового периода уменьшается до 28 рублей (за каждую лошадиную силу) на грузовые автомобили с мощностью двигателя  свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт).

Информация о работе Налоговые льготы как инструмент налогового регулирования экономики