Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:32, контрольная работа

Краткое описание

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.

Содержание

Введение 3
Проведение экспертизы налогового правонарушения 4
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

  Содержание 
 

Введение 3

Проведение  экспертизы налогового правонарушения 4

Заключение 16

Список  литературы 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение. 
 

  Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность  финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.

  Основным  объектом моего исследования являются  налоговые правонарушения, совершённые тем или иным субъектом налоговых отношений.

    В обществе сейчас бытует мнение, что  налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это  не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Налоговым кодексом установлена ответственность  за совершение налоговых правонарушений. Ответственность несут организации и физические лица в тех случаях, которые предусмотрены в главах 16 и 18 Налогового кодекса. Об этом говорится в пункте 1 статьи 107 Кодекса. Конкретные составы налоговых правонарушений содержатся в главах 16 и 18 раздела VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» НК РФ. Таким образом, квалификация правонарушения как налогового определяется исключительно его отраслевой принадлежностью.

       С 1 января 2007 года установленный в  статьях 100 и 101 Кодекса порядок оформления и рассмотрения результатов выездных налоговых проверок распространен на результаты камеральных налоговых проверок. Такое изменение законодательства о налогах и сборах — логическое развитие правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 12.06.2006 № 267-О «По жалобе Открытого акционерного общества “Востоксибэлектросетьстрой” на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Суд указал, что и название, и содержание статьи 101 НК РФ, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

       Отмечу  еще одно новшество налогового законодательства, которое имеет отношение к  рассматриваемой теме, — изменение квалификации мероприятия налогового контроля, предусмотренного в статье 176 НК РФ.

       Напомню, что в редакции 176-й статьи Кодекса, действовавшей до 2007 года, была предусмотрена  проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% (проверка обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов).

       С 2007 года указанное мероприятие налогового контроля трансформировалось в камеральную  налоговую проверку налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (то есть если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1—3 пункта 1 статьи 146 НК РФ). Одновременно была отменена отдельная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%.

       Вступившие  в силу перечисленные изменения  в совокупности вызвали много  вопросов о разграничении порядков оформления актов, свидетельствующих  о налоговых правонарушениях, и  рассмотрения дел о таких правонарушениях применительно к их конкретным составам. Кроме того, изменения и регулирование в данной области законодательства о налогах и сборах непосредственно затрагивают важнейшие аспекты контрольной работы налоговых органов. Например, вопросы формирования доказательственной базы по фактам налоговых правонарушений.

       Оформление налоговых проверок и акта об обнаружении налоговых правонарушений

       Законодательство  о налогах и сборах предусматривает  два порядка оформления результатов  мероприятий налогового контроля, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, и соответственно два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

       Первый порядок установлен в статье 100 Налогового кодекса и регламентирует оформление результатов камеральной и выездной налоговых проверок. Результаты иных мероприятий налогового контроля, связанных с камеральными и выездными налоговыми проверками, также указываются в акте налоговой проверки. Акт является итоговым документом налогового контроля. Перечень документов, отражающих факты проведения мероприятий налогового контроля, которые касаются налоговых проверок, но не могут быть квалифицированы в качестве итогового документа налогового контроля, включает:

— письменные пояснения  налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, вызванного на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, полученные в порядке, указанном в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ; 
— документы, составляемые по итогам инвентаризации (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ); 
— справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах (ст. 86 НК РФ); 
— документы, содержащие информацию, полученную от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации. Такая информация запрашивается в порядке, установленном в конкретном международном договоре РФ, в котором закреплены положения, касающиеся налогообложения и сборов и применяемые в силу статьи 7 НК РФ; 
— протоколы допросов свидетелей, составленные по правилам, изложенным в статье 90 Налогового кодекса; 
— протоколы осмотра территорий, помещений, документов и предметов, оформленные в соответствии со статьей 92 НК РФ; 
— документы, истребованные на основании положений статьи 93 НК РФ. Речь идет в том числе о документах, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ (Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций) и абзаце 4 пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса (копия оформленного на бумажном носителе поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет в Федеральном казначействе); 
— документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, истребованные в соответствии со статьей 93.1 НК РФ; 
— документы и предметы, полученные в результате выемки (ст. 94 НК РФ); 
— экспертные заключения, составленные по результатам экспертизы в порядке, указанном в статье 95 НК РФ.

       Исключение  составляют материалы, полученные в  ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, которые связаны с налоговыми проверками и предусмотрены в  пункте 6 статьи 101 НК РФ. Такие сведения в акте налоговой проверки не отражаются и входят в состав дополнительных материалов налоговой проверки.

       Обратите внимание: круг доказательств, используемых в налоговом контроле, не ограничен документами, полученными в ходе контрольных мероприятий, которые непосредственно касаются данной налоговой проверки, проводимой в отношении конкретного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

       Доказательствами  могут служить любые документы, которые имеются у налогового органа, в частности:

— налоговые  декларации (расчеты), представленные в установленном порядке в налоговый орган по месту учета (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ); 
— сообщения налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23 НК РФ); 
— информация нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК РФ); 
— сообщения налоговых агентов (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ); 
— иные сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, указанные в части второй Налогового кодекса; 
— информация банка (п. 3.1 ст. 60 НК РФ); 
— сообщения банка об остатках денежных средств налогоплательщика-организации, полученные в порядке, установленном в пункте 5 статьи 76 НК РФ; 
— документы, представленные органами, учреждениями, организациями и должностными лицами и содержащие сведения, которые связаны с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); 
— информация, полученная в результате ранее проведенных мероприятий налогового контроля (в том числе налоговых проверок); 
— сведения, выявленные в результате мероприятий налогового контроля в отношении иных лиц; 
— материалы, которые получены вне рамок налогового контроля в соответствии с полномочиями налоговых органов, прямо предоставленными налоговым органам законодательством Российской Федерации, не относящимся к законодательству о налогах и сборах; 
— письменные сообщения лиц, у которых отсутствует обязанность представления документов (информации), но предоставленные ими в добровольном порядке либо на основании соглашений, совместных приказов с органами государственной власти и по иным основаниям.

       Второй порядок оформления документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах установлен в статье 101.4 Налогового кодекса.

       Необходимо  учитывать, что отдельные мероприятия  налогового контроля могут быть осуществлены вне рамок налоговых проверок и их результаты отражаются в акте, составленном в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

       Акт, оформленный согласно статье 101.4 Налогового кодекса, по сравнению с актом  налоговой проверки, указанным в статье 100 НК РФ, имеет упрощенную форму. Он является доказательством налогового правонарушения, итоговым документом налогового контроля, а его составление и вручение (получение) определяет юридически значимый момент обнаружения налогового правонарушения.

       Так, установленный в пункте 3 статьи 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых  органах Российской Федерации» (далее  — Закон № 943-1) контроль за выполнением  кредитными организациями возложенных  Налоговым кодексом обязанностей не может проводиться в форме налоговой проверки. Ведь целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

       Следовательно, предмет налоговой проверки не включает контроль за выполнением кредитными организациями обязанностей, установленных в Налоговом кодексе. Подобный контроль может быть реализован в форме непосредственного выявления налоговым органом налоговых правонарушений и составления акта в соответствии с положениями статьи 101.4 Налогового кодекса. Доказательственная база по правонарушениям банков формируется в том числе из документов, уже имеющихся у налогового органа. Например, тех документов, которые получены в рамках выездной налоговой проверки конкретной кредитной организации.

       Отсутствие  в Налоговом кодексе положения  о специальной проверке банков объясняется  значительным совпадением по составу  документов, которые могут быть получены в ходе мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении обычной организации, и тех, которые используются для проверки соблюдения обязанностей банков. Кроме того, это связано с нежеланием законодателя подвергать кредитные учреждения на основании их статуса дополнительным проверкам, хотя бы и не носящим характер налоговых.

       Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях

       Порядки рассмотрения дел о налоговых  правонарушениях (ст. 101 и 101.4 НК РФ) во многом схожи. Различие между ними состоит  в том, что порядок, установленный  статьей 101.4 НК РФ, является более упрощенным по сравнению с правилами, изложенными в 101-й статье Кодекса. Не ставя перед собой задачу детального анализа процедур рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, все же отметим, что порядок согласно статье 101 НК РФ определяет более детальную регламентацию процедуры рассмотрения дела, что само по себе уже обеспечивает более широкие гарантии прав лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, чем порядок, установленный в статье 101.4 Кодекса. Поэтому только одно это влечет за собой необходимость корректно и правильно разграничивать правонарушения, дела по которым могут быть рассмотрены в том или ином порядке.

       Алгоритм определения порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

       Дела  о выявленных в ходе камеральной  или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, прописанном в статье 101 НК РФ. Основание — пункт 1 статьи 100.1 Кодекса.

       Цель (предмет) налоговой проверки — контроль за соблюдением проверяемым лицом  законодательства о налогах и  сборах, в том числе по конкретным налогам, которые указаны в решении о проведении налоговой проверки и по которым проверяемое лицо является налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. Это следует из пункта 2 статьи 87 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса.

       Таким образом, в порядке, установленном  в статье 101 НК РФ, рассматриваются  дела о выявленных в ходе камеральной  или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях:

       — по составам правонарушений, прямо  связанных с исчислением, уплатой (удержанием и перечислением) конкретных налогов и сборов, а именно в рамках предмета налоговой проверки (по статьям 119 «Непредставление налоговой декларации», 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» и 129.2 «Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса» НК РФ). Причем последний состав не может быть выявлен в ходе камеральной налоговой проверки;

       — по составам правонарушений, по которым  субъектом правонарушения является налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый  агент) либо в составе правонарушения субъект не квалифицирован (согласно статьям 116 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», 117 «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе», 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест» и пункту 1 статьи 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ). Деяния, входящие в данную группу, нарушают общественные отношения в сфере обеспечения налогового контроля вне связи с исчислением, уплатой (удержанием и перечислением) конкретных налогов (сборов) и могут быть совершены налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) независимо от того, по каким именно налогам (сборам) лицо признается налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Информация о работе Налоговые правонарушения