Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление недостатков в налоговом зако-нодательстве РФ, определение причин налоговых правонарушений и поиск путей устранения выявленных недостатков.

Содержание

Введение 3

1 НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 4

1.1 МЕСТО НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4

1.2 ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 5

1.3 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6

1.4 НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА 7

1.5 НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА И ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА 9

Заключение 11

2 РАСЧЁТЫ ПО ОСНОВНЫМ НАЛОГАМ РФ 12

2.1 Расчёт суммы НДФЛ на доходы работника Сидорова С.П. 12

2.2 Расчёт страховых взносов на доходы работника Сидорова С.П. 13

2.3 Расчёт суммы страховых взносов, начисленной в целом по организации 13

2.4 Расчёт суммы НДС 14

2.5 Расчёт среднегодовой стоимости имущества и налога на имущество организации 14

2.6 Расчёт налога на прибыль 15

2.7 Упрощенная система налогообложения 17

2.8 ВЫВОД 18

Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 6.docx

— 284.62 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет» 
 

Кафедра финансов и кредита 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

 

на тему: «Налоговые правонарушения и ответственность  за их совершение» 
 
 
 

                    Вариант № 18

                    Выполнил: студент группы ФК-072

                    Чаусова А.И.

                    Проверил: преподаватель

                    Воронина  М.Г. 
                     
                     
                     

Кемерово 2011 

Содержание

Введение 3

1 НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 4

1.1 МЕСТО НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4

1.2 ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 5

1.3 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6

1.4 НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА 7

1.5 НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА И ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА 9

Заключение 11

2 РАСЧЁТЫ ПО ОСНОВНЫМ НАЛОГАМ РФ 12

2.1 Расчёт суммы НДФЛ на доходы работника Сидорова С.П. 12

2.2 Расчёт страховых взносов на доходы работника Сидорова С.П. 13

2.3 Расчёт суммы страховых взносов, начисленной в целом по организации 13

2.4 Расчёт суммы НДС 14

2.5 Расчёт среднегодовой стоимости имущества и налога на имущество организации 14

2.6 Расчёт налога на прибыль 15

2.7 Упрощенная система налогообложения 17

2.8 ВЫВОД 18

Список использованной литературы 20

Приложение 22 

 

Введение

     Актуальность  данной темы объясняется тем, что  налоги со времени их появления выполняют очень важную функцию поддержания власти государства и выполнения им возложенных на него функций. Налоги являются опорой государства, поэтому эффективная система налогообложения, т.е. такая система, при которой обеспечиваются все запланированные поступления в бюджет при минимальных потерях и затратах на организацию функционирования системы, позволяет государству решать все поставленные перед ним цели и задачи. Налоговые правонарушения совершаются с целью уклонения от уплаты налогов и уменьшения сумм уплачиваемых налогов, т.е. налоговые правонарушения создают препятствия для выполнения государством своих функций, уменьшая поступления в бюджет. В то же время 70% доходов бюджета РФ формируют налоговые поступления. Поэтому устранение налоговых правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, является важной задачей.

     Для устранения самих налоговых правонарушений необходимо определить причины и условия, способствующие их совершению. Разные авторы, в том числе Александров И.М., выделяют три основные группы причин нарушений в сфере налогового законодательства: экономические, правовые и моральные [1, с. 200-208]. На мой взгляд, наиболее значимыми являются правовые причины, т.е. когда несовершенство законодательства создаёт возможность не исполнять свои обязанности по уплате налогов. Налоговое законодательство РФ является сравнительно молодым. В Налоговый кодекс РФ вносились и продолжают вноситься изменения и дополнения. Целью данной работы является выявление недостатков в налоговом законодательстве РФ, определение причин налоговых правонарушений и поиск путей устранения выявленных недостатков. Задачи, решаемые в процессе выполнения работы – это анализ тенденций изменения налогового законодательства РФ, анализ судебной практики и выявление на этой основе наиболее остро стоящих перед законодательством вопросов.

     1 НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

     1.1 МЕСТО НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

     В РФ велика роль налогов как важнейшего рычага государственного регулирования экономики. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, источником материальной базы для реализации программ социально - экономического, культурного и политического развития страны, содержания управленческого аппарата, осуществление социальных функций государства, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Лишь успешно функционирующая налоговая система способна стать каркасом экономического развития общества. В связи с этим особенно важной становится проблема эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями, ведущие к уменьшению поступлений в бюджет.

     В соответствие со статьёй 106 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность [2]. Мерой ответственности за налоговое правонарушение является денежное взыскание (штраф) (статья 114 НК РФ). Налоговое преступление – это вид налогового правонарушения, которое содержит все признаки уголовно наказуемого деяния. Налоговое преступление отличается от налогового правонарушения тем, что налоговое преступление совершается в крупных (за три года более 2 млн. руб.) и особо крупных (за три года более 10 млн. руб.) размерах и представляют общественную опасность. В соответствие с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ [3]. За налоговые преступления Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность (штраф, арест, лишение свободы). Налоговые правонарушения связаны с нарушением установленного НК РФ порядка регистрации, предоставления документов в налоговые органы, нарушением правил учёта доходов и расходов, правил расчёта налогов (статьи 116-129 НК РФ). К налоговым преступлениям относятся уклонение от уплаты налогов и сборов с физических лиц и организаций (статьи 198, 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и сборов (статья 199.2 УК РФ) [4]. Поскольку налоговые преступления наносят больший ущерб налоговой системе по сравнению с остальными видами налоговых правонарушений, из этого следует, что большего внимания требует контроль над совершением налоговых преступлений и разработка мер по их предотвращению.

     Анализ  официальных статистических данных позволяет сделать вывод о  распространённости преступлений в сфере налогообложения. По данным МВД РФ, в 2007 году правоохранительными органами было выявлено 26,8 тыс. налоговых преступлений, в 2008 году – 27,6 тыс., в 2009 году – 22,3 тыс., в 2010 году – 14,4 тыс. [5, 6]. Как видно, существует тенденция уменьшения числа выявленных преступлений из года в год. Но при этом необходимо учитывать тот факт, что приведённые данные отражают лишь зарегистрированную часть налоговых преступлений, поскольку налоговая преступность в большинстве своём латентна. В результате оценки данной тенденции возникает вопрос: чьими усилиями вызвано уменьшение числа выявленных преступлений. Либо правоохранительные органы работают лучше, либо правонарушители стали ещё более неуловимыми и всё больше учатся использовать недостатки законодательной базы, которые имеют место в НК РФ.

     1.2 ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ  В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

     Раздел  VI НК РФ, посвященный налоговым правонарушениям, претерпевал изменения на протяжении всего срока развития налогового законодательства, подобно другим разделам. Можно отметить, что большая часть изменений, затрагивающих вопросы определений и формулировок, вносились в 1999 – 2006 годах. Изменения 2010 года затронули в основном размеры установленных размеров штрафов за налоговые правонарушения. Т.е. большая часть изменений заключалась в повышении размеров штрафов в 2 и более раз. Таким образом, существует тенденция повышения размеров штрафов, т.е. ужесточение наказания для правонарушителей. Целью таких мероприятий является устрашение налогоплательщиков, и прослеживается следующая логическая цепочка: больше штраф – меньше желание платить штраф – меньше нарушителей. Если посмотреть на данную проблему с другой стороны, то можно проследить следующую связь: больше штраф – меньше желание платить штраф – больше стремление не попасться на правонарушении. Т.е. ужесточение наказания заставляет искать нарушителей всё новые и новые пути ухода от своих обязанностей по уплате налога. Приведённая выше статистика снижения числа выявляемых налоговых правонарушений может быть иллюстрацией данного заключения. Если же подобная тенденция увеличения размеров штрафов сохранится, то, возможно, вскоре недобросовестным налогоплательщикам будет обходиться дешевле давать взятки, нежели платить штрафы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ужесточение наказания и искоренение причин налоговых правонарушений не имеют прямой зависимости, поэтому необходимо обратить внимание на другие аспекты налогового законодательства РФ.

     1.3 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ  К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

     Статья 111 НК РФ устанавливает перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Перечень обстоятельств является открытым, благодаря подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ, который указывает на «иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения». По мнению Кваши Ю. Ф. и Акопджановой М. О., отказ от установления закрытого перечня обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, является серьёзной ошибкой [7, c. 396-397; 8, c. 16-18]. Это даёт возможность представителей налоговых органов, наряду с судебными инстанциями, определять наличие вины лица в совершении правонарушения, т.е. её отсутствие, что неизбежно влечёт произвольное трактование нормы, развитие коррупции в налоговой сфере и различного рода злоупотреблений. Данное положение способно препятствовать привлечению лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Статья 112 НК РФ определяет перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства могут рассматриваться как смягчающие, только если они непосредственно обусловили указанное деяние. Однако данный перечень также является открытым, и, следуя логике Кваши Ю. Ф. и Акопджановой М. О., такое положение даёт возможность субъективной оценки при определение ответственности за совершение налогового правонарушения. Так же Кваша Ю. Ф. в Комментарии к НК РФ указывает на наличие подпункта 2.1 в статье 112 НК РФ, введенного в 2006 году, в котором говорится о тяжелом материальном положении физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, что также является смягчающим вину обстоятельством [7, c. 397-398]. Автор высказывает своё мнение о том, что данное изменение является проявлением государственной гуманности к наименее обеспеченным слоям населения и имеет некоторые недостатки, затрудняющие его применение, поскольку в нормативных актах отсутствует понятие «тяжелого материального положения физического лица» и не существует единых критериев его признания. В связи с этим применение данной нормы также способно носить произвольный характер.

    На  основе данных положений можно сделать  вывод о том, что применение открытых перечней в статьях 111 и 112 НК РФ является нежелательным. На основании арбитражной практики, а также представленных мнений, целесообразным является формирование закрытых перечней в данных статьях. Это будет способствовать недопущению оценочных суждений и злоупотреблений при привлечении лиц к ответственности.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение